Главная гавань Крыма

Как референдум изменил симферопольский аэропорт

17 Сентябрь 2015 391
После реконструкции аэродрома его пропускная способность увеличилась в три раза.
После реконструкции аэродрома его пропускная способность увеличилась в три раза. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

После остановки железнодорожного сообщения с Украиной «ворота Крыма» как-то сразу переместились в сторону аэропорта «Симферополь» и Керченской паромной переправы. Как изменилась переправа за минувшие полтора года, нам известно. Об этом мы неоднократно писали на страницах газеты. Аэропорту уделялось меньше внимания. А зря, ведь его пропускная способность увеличилась настолько, что фактически каждый второй российский турист, отдыхающий на полуострове, добирался сюда воздушным транспортом. Что представляет собой обновлённый международный аэропорт «Симферополь» и какое будущее ему уготовано, попытались выяснить на месте.

Рывок вперёд

- В 1978 году, когда я пришёл сюда работать, объёмы перевозок были очень большие, чего нельзя сказать о самолётах, которые тогда были менее вместительными, - вспоминает заместитель генерального директора международного аэропорта «Симферополь» Валерий Косташенко. - Летали в основном Як-40, Ан-24, Ту-134, так что для обеспечения необходимого объёма пассажиропотока, приходилось делать очень много самолётовылетов.
Советская эпоха была временем подъёма гражданской авиации. Воздушный транспорт был общедоступным, сеть аэродромов разветвлённой, а руководство работой всей лётной инфраструктуры осуществляло Министерство гражданской авиации. Несколько лет назад никто и подумать не мог, что симферопольский аэропорт снова будет принимать огромное количество рейсов и обслуживать ежедневно более 30 тысяч пассажиров. Распахнуть столь широко воздушные врата Крыма удалось благодаря реконструкции и расширению терминалов.
До реконструкции пределом аэропорта было 15 тысяч пассажиров в сутки. Сейчас же в зависимости от пиковых нагрузок он обслуживает 30-40 тысяч человек.

Цена перехода

Реконструированные терминалы действительно впечатляют. В первую очередь тем, что привести их в порядок удалось, не останавливая работы самого аэропорта. Теперь в отношении симферопольского воздушного порта можно смело применять слова «современный» и «комфортный». В таком порту туристов встречать не стыдно.
- Реконструкция аэровокзала проводилась за деньги предприятия, и продолжается она по сей день. Сказать точно, сколько средств было затрачено, я не могу, поскольку смета ещё не закрыта, но могу сказать, что все работы обойдутся нам примерно в миллиард рублей, -  рассказывает нам о финансовой стороне дела начальник планово-экономического отдела Светлана Банникова.

Безопасность превыше всего

Первое, что бросается в глаза при входе в терминал - контроль на безопасность: интроскопы (сканеры) для досмотра багажа и рамки металлодетекторов, пройти мимо которых невозможно физически. Багаж придётся поставить на ленту интроскопа, который позволит сотрудникам службы авиационной безопасности убедиться, что в вашей поклаже нет запрещённых для провоза предметов. Если всё в порядке, металлодетектор молчит, а экран интроскопа показывает, что подозрительных предметов в багаже нет, можете смело идти дальше. Если же у работников службы безопасности возникли подозрения, придётся ненадолго задержаться.
Вообще, интроскоп - штука дорогая, так что к работе на этом аппарате допускаются только те, кто прошёл соответствующее обучение и имеет сертификат. Обучение производится здесь же. Время от времени в Симферополь прилетают инструкторы, которые на месте проводят повышение квалификации сотрудников службы авиационной безопасности и учат тонкостям работы с этим аппаратом. Насколько мы поняли, здесь установлены новые модели интроскопов, которые «видят» не только контуры предметов, но и определяют их плотность.

Что с комфортом?

Что касается комфорта пассажиров, то симферопольский аэропорт после реконструкции готов предоставить им как минимум стандартный уровень комфорта. Всё, что может понадобиться людям при кратковременном ожидании, здесь есть.
- Всё хорошо, но есть один большой минус - Wi-Fi не работает, - жалуется Андрей Востриков, возвращающийся в Тюмень после недельного отдыха в Евпатории. - До рейса ещё полтора часа, а мы тут сидим и не знаем, чем заняться, на людей пялимся.
Сотрудники аэропорта, впрочем, уверяют, что бесплатный беспроводной Интернет в терминале есть, но на такое количество пассажиров передатчики не рассчитаны. Вот и выходит, что у одних есть доступ в сеть, а у других лишь возможность понаблюдать за вокзальной суетой.
Впрочем, если вы привыкли к более комфортабельному ожиданию, то к вашим услугам VIP- и бизнес-залы. Эти зоны повышенной комфортности оборудованы мягкой мебелью и готовы предоставить своим посетителям дополнительные услуги. Индивидуальная регистрация и досмотр багажа, доставка к самолёту на отдельном транспорте, хорошее питание и дорогие напитки - всё это, конечно, стоит недёшево, но, как говорится, красиво жить не запретишь.

Транспортная развязка

Проблему с назойливыми таксистами, которые набрасываются на прибывающих туристов с предложением отвезти их в любой уголок Крыма за нескромное вознаграждение, пока решить не удалось. Несмотря на то, что этот вопрос неоднократно поднимался на самом высоком уровне, сдвинуть этот воз с места так и не удалось. Обнаглевшие таксисты продолжают «разводить» не сориентировавшихся в ситуации туристов на баснословные деньги. В руководстве аэропорта лишь разводят руками и с сожалением констатируют, что никакого влияния на «бомбил» оказать не могут. Контролировать их работу должны ведомства, выдававшие лицензии на право заниматься этим видом деятельности.
Зато уже в скором времени начнёт решаться проблема с парковками, которых в аэропорту явно не хватает.
Уже есть план реконструкции привокзальной площади. Новая парковка появится на месте троллейбусного кольца, которое будет перенесено метров на 200 ниже, в сторону Евпаторийского шоссе. Плюс на новой привокзальной площади обустроят инфраструктуру для автобусных перевозок.
Транспортная проблема будет решаться постепенно. Аэропорт - очень сложный организм. Для того чтобы понять насколько, достаточно услышать, что 1990 человек работают на предприятии. Из них около 600 человек - это сезонные работники.

Планы на будущее

Модернизация главной воздушной гавани Крыма будет продолжаться как минимум до 2020 года. В Федеральной целевой программе развития Крыма обновление инфраструктуры аэропорта указано отдельной строкой.
- Большие работы запланированы по части реконструкции аэродрома. В перспективе планируется реконструкция взлётно-посадочной полосы 1 (ВПП-1), которая была выведена из эксплуатации  лет 20 назад и сейчас используется как рулёжная дорожка. После того, как она будет запущена в эксплуатацию, мы приступим и к ремонту ВПП-2, которая сейчас используется для взлётов и посадок воздушных судов, - рассказывает Валерий Косташенко. - После завершения реконструкции у нас будет 2 взлётно-посадочных полосы. Следовательно, у нас самолеты смогут параллельно садиться и взлетать. Раза в два пропускная способность аэродрома увеличится.
Также будут построены новые перрон и терминал, который расположится в непосредственной близости от взлётно-посадочных полос. Архитектурный план аэровокзального комплекса, который планируют возвести к 2018 году, уже готов и утверждён. По словам сотрудников аэропорта, он не будет похож на те терминалы, которые уже функционируют. Это будет абсолютно современное здание, оснащённое высокотехнологичным оборудованием и телескопическими трапами. Во сколько раз увеличится пассажиропоток Симферопольского аэропорта после завершения всех работ, затрудняются сказать даже специалисты. Очевидно лишь то, что к 2020 году транспортная проблема Крыма будет снята с повестки дня.

Цены в киосках аэропорта обескураживают.

Тем временем

Деятельностью предприятий, работающих на территории аэропорта «Симферополь», заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. По факту нарушения антимонопольного законодательства возбуждено административное дело в отношении ИП Лука
В. Г., многократно завысившего цены на предоставление парковочных услуг. Занимая доминирующее место на рынке парковочных услуг, он установил тариф в размере 100 рублей в час за парко-место. При этом реальная себестоимость содержания одного парко-места, как выяснилось, составила всего 9,45 рубля в час.
В результате ведомство вынесло предпринимателю предписание, требующее прекратить нарушение антимонопольного законодательства и разработать экономически обоснованный тариф. О выполнении предписания ответчик должен будет сообщить до 9 октября. Не исключено, что более пристальное внимание сотрудники ФАС обратят и на других предпринимателей, обдирающих россиян в симферопольском аэропорту.

Бочка дёгтя

Цены в буфетах аэропорта поражают своей величиной. Кофе в пластиковом стаканчике - 100 рублей, бутылка «Боржоми» - 180, 330-граммовая бутылочка «Эвиан» - 200 и т. д.
В пражском, амстердамском, московских, да и, наверное, во многих других аэропортах мира (если не во всех) вода и еда стоят дешевле, чем в симферопольском. Такое жлобство поражает. Разве захотят к нам ездить туристы, если мы будем с ними обращаться по принципу «заплатят, никуда не денутся». Совету министров, правоохранительным и контролирующим органам, на наш взгляд, следует разобраться в ситуации и выяснить, кому принадлежат эти ларьки и кто таким образом наживается на гостях Крыма.
О результатах мы с удовольствием проинформируем наших читателей.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.