Водителей будут готовить в два приёма

15 Сентябрь 2015 295

В России вступили в силу программы переподготовки водителей, утверждённые приказом Министерства образования и науки. Теперь автошколы страны получили право не только обучать, но и переобучать водителей с некоторых категорий и подкатегорий на другие.

Меняю «М» на «А»

Напомним, что чуть более года назад были приняты программы подготовки и переподготовки водителей. Если первые охватывали весь спектр существующих ныне категорий и подкатегорий, то вторые - только малую их часть. Связано это было со спешностью разработки этого документа. Дело в том, что к тому моменту поправки в закон, которые предусматривали введение новых категорий и подкатегорий, а также изменения правил на рынке обучения водителей, действовали уже год.
Можно сказать, что не прошло и двух лет, как реформа началась. Но тут есть свои тонкости.
Итак, новый приказ предусматривает переобучение с категории «М» на «А», а также с «М» на «В». То есть те, кто раньше получил права на мопед, могут за довольно короткий срок переобучиться на вождение мотоцикла или легкового автомобиля. Понятно, что такую возможность законодательство должно предусматривать, раз есть те, кто получил права только категории «М», а таких, по данным прошлого года, оказалось только 17 человек.
Программы предусматривают и переобучение с любой категории на подкатегорию «В1». Это уже более широкий спектр. Напомним, что права категории «В» дают право управлять квадроциклами и трициклами с автомобильным управлением, а права категории «А» - теми же вездеходами, но с мотоциклетной посадкой.
А подкатегория «В1» даёт право управлять и тем и другим.
Для переподготовки по новым программам требуется получить заключение от Госавтоинспекции на соответствие их программ тем, которые утвердил Минобрнауки, а также заключение о соответствии площадки требованиям для выполнения этих программ.
Между тем реформа подготовки водителей по-прежнему буксует. Несмотря на готовые программы, у экзаменаторов, то есть ГИБДД, нет конкретных механизмов и инструментов для проверки мастерства и знаний водителей, подготовленных по новым требованиям, и, по всей видимости, чёткого понимания, как проверять эти навыки, тоже пока нет.
Совсем недавно ГИБДД озвучила весьма печальные цифры. На долю молодых водителей в нашей стране приходится примерно 17 процентов аварий (около 29,6 тысячи ДТП), в которых в 2014 году погибло 3,3 тысячи и ранено 41,3 тысячи человек.
Среди причин, которые обозначают эксперты, - недостаточный опыт и отсутствие навыков безопасного вождения. Решением данной проблемы может стать пересмотр имеющейся системы обучения и внесение в неё ряда изменений и дополнений.
Как отмечают в Госавтоинспекции, одним из основных направлений при выдаче прав прозвучала идея сделать её двухуровневой. Такая система практикуется в ряде европейских стран. Молодому водителю выдаются временные права на два года. На это время на него налагается ряд серьёзных ограничений, в том числе ограничение скорости, запрет на движение в ночное время без сопровождающего опытного водителя, а также по перевозке пассажиров. Через два года, если он не попался на серьёзных нарушениях правил и не был виновником ДТП, он может получить полноценные права.
Возможен также вариант, когда  молодым водителям будут выдаваться временные права на два года, а за совершение нарушения будут начислять баллы. Если количество этих баллов по итогам двух лет превысит допустимое, то «чайника» отправят на переподготовку. Пусть доучится и снова пробует себя на дороге.
Однако подобные поправки потребуют значительного пересмотра ныне действующего законодательства. В частности необходимо вносить поправки в закон о безопасности дорожного движения, где заново прописывать условия получения водительского удостоверения, и в Кодекс об административных правонарушениях, в который потребуется всё-таки внести баллы за то или иное нарушение. От этой идеи отказались по требованию юристов и правозащитников, считающих балльную систему повторным наказанием. Отказ от баллов поддержали в правительстве.

Как это было

На прошлой неделе на территории Крымского федерального округа произошло сразу несколько резонансных ДТП, есть раненые и погибшие.
В районе Судака при столк­новении автомобилей «Ford Mondeo» и «ВАЗ-111840» пострадали семь человек.
Происшествие произошло  утром 8 сентября на автодороге Грушевка - Судак. Водитель «Ford» не выбрал безопасную скорость движения, не справился с управлением, выехал на встречную полосу и врезался в «ВАЗ».
В результате происшествия травмированы три пассажира первой машины, а также три пассажира второго авто.

Рафаэль ЗАЛЯН.