Любо, казаки!

9 Сентябрь 2015 571
С фестиваля никто не ушёл голодным...
С фестиваля никто не ушёл голодным...

Около 300 артистов творческих самодеятельных коллективов из 7 регионов России - Астраханской, Волгоградской, Курской, Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краёв, а также Республики Крым - прибыли на девятый Межрегиональный фестиваль-конкурс казачьей культуры «Крымские тулумбасы». Четырёхдневный марафон в Николаевке и Ялте включал не только конкурсную программу певцов, танцоров и музыкантов, но и проведение семинаров, мастер-классов, концертов, соревнования «Казачья кухня», конных скачек, выставки мастеров декоративно-прикладного искусства, демонстрацию традиционных казачьих обрядов.

Честь и гордость нашей страны

В названии фестиваля «Крымские тулумбасы» фигурирует ударный инструмент, разновидность литавр. Казаки Запорожской Сечи применяли его для управления войском. Первый фест организовали в 2006 году и до этого времени проводили практически на общественных началах.
В этом году фестиваль-конкурс казачьей культуры стал одним из приоритетных для Министерства культуры РК. Как рассказала глава профильного ведомства Арина Новосельская, по поручению главы республики Сергея Аксёнова его профинансировали гораздо лучше, чем в прошлом году. Почему?
- Проведение таких мероприятий объединяет нашу страну и укрепляет многонациональный мир внутри нашей Родины, - объяснил председатель Совета министров РК. - Казачество исторически стояло на страже границ государства. И в наше время оно доказало, что может поддержать свою страну в сложную минуту, как это случилось в прошлом году. Защита русской культуры и православия - основная задача казачества. Его роль в воспитании у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви и уважения к своей Родине огромна.
- Казачество - национальная основа и опора нашей страны, - добавила министр культуры Арина Новосельская.
Современный казак, по её мнению, ничем, кроме внешнего вида, не отличается от его «коллег» из предыдущих эпох. Поэтому целью фестиваля провозгласили возрождение, развитие и сохранение лучших образцов традиционной казачьей культуры, популяризацию их самобытного народного творчества и фольклора, выявление молодых талантов, воспитание патриотизма.
В знак уважения и преданности делу укрепления Родины Сергею Аксёнову вручили традиционную боевую шашку, а Арине Новосельской - нагайку.
Как нам рассказал атаман северо-западного Крыма формации реестрового казачества Анатолий Яковлев, в послереволюционное время в нашей стране поступил указ сверху уничтожить казачество как класс. Тогда казаки ушли «в тень». Потом Борис Ельцин подписал указ о возрождении казачества, который в 2002 году переподписал нынешний президент России Владимир Путин. В развитии крымского казачества также был период простоя, когда оно было разорвано, разделено на множество формаций.
- Сегодня казачество в Крыму, как никогда, едино и находится на интенсивном пути развития, - сообщил атаман крымской общественной организации «Слава и Воля» Александр Палочкин - инициатор фестиваля. - Более года назад создан свой исполнительный орган власти - отдел по делам казачества управления главы Республики Крым. Он непосредственно занимается формированием первичных организаций (на сегодня зарегистрировано 53) для создания первого в истории полуострова Крымского вой­скового казачьего общества.
В нашей стране оно будет 12-м по счёту. Казаки этого общества возьмут на себя обязанности по несению войсковой и иной службы, то есть будут помогать охранять границы нашей республики, общественный порядок в ней, работать в различных службах.
Сегодня общая численность казаков в Крыму превышает 2,5 тысячи. И это не ряженые, как многие привыкли думать, а воины, подчеркнул член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Республики Крым Сергей Цеков.

В гостях у казаков

Под палящим крымским солнцем мы попадаем в казачий стан на нижнем Дону XVII века. Мы видим шатёр, знамя с Божией Матерью, ковёр, на котором кушают и радушно принимают гостей члены военно-исторического клуба «Казачья слава» (Азов), впервые участвующие в фестивале «Крымские тулумбасы». Казачки надели кубелик (нижнее платье) с расклешёнными рукавами, ковраг (верхнее платье), татаур (ремень из кожи) и, конечно, украшения - борак (короткие бусы под горло).
- Все украшения тогда были из жемчуга, серебра, носили также и латунные, и медные изделия. Каждый одевался по достатку. Историки пишут, что перед выходом на улицу девушки красились, румянились, - рассказала донская казачка Александра Саманёва. Казак в её понимании - воин, готовый отдать жизнь за други своя.
На казаках их стана были широкие шальвары (то же, что шаровары), поверх них рубаха и кафтан, потом суконный зипун, папаха (высокая меховая шапка), шеболташ (широкий пояс для ношения всех приспособлений для боя, а их было около 35 предметов) и оружие - нож, кинжал, сабля. На ногах - кожаные сапоги с загнутым носком и небольшим каблуком, дабы по траве не скользить.
На костре в этот же день они приготовили щербу (уху), вяленую рыбу - сулу (так на Дону называют судак), подали к столу мочёные овощи (помидоры, огурцы), свежие фрукты.
Несколько слов о культуре пития. Бытует мнение, что казаки - пьющий народ. Это не так. Если казак пошёл в поход пьяным, то получал наказание нагайкой. А если при этом он совершил проступок, то мог быть приговорён к смертной казни: надевали мешок - и в воду. Крутыми в то время были не только наказания, но и нравы. Чистота, опрятность и нравственность у казачек на первом месте. За несоблюдение этого правила женщину называли лахудрой. Когда в стан приходила ясырка (жена, которую казак взял в походе), она должна была подчиняться всем уставам казачьего быта. Девочек-казачек учили не только вкусно готовить, но и правильно подавать яства. Казачки должны были уметь делать всё: любить, ждать своих мужчин и даже при необходимости воевать. Они владели оружием - шашкой, саблей, пищалью (древнерусское название ружья). Не зря в станице Наурской возвели памятник казачкам, отбившим нападение татар.
Пока в нижнедонском стане спокойно течёт мирная жизнь, обращаем взоры к тренировкам казаков. Они отрабатывают умение владения шашкой, нагайкой, арапником. С ножом он даже спит, поэтому казаки, ходя по кругу, спокойно перебрасывают его из рук в руки. Восхищение зрителей вызвали несколько номеров джигитовки (разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади), фланкировки (владение шашкой), показанные казаками Красноярской станицы Астраханского окружного казачьего войска. Чуть поодаль зрители наблюдали за конными скачками, стреляли из лука и наслаждались напевами и плясками творческих коллективов. Периодически раскалённый воздух разрывали возгласы «Любо, казаки?» - «Любо!», звучало в ответ.

А тем временем...

На учредительном Большом круге казаков Крыма, посвящённом созданию Крымского окружного казачьего общества, 7 сентября избрали атамана республики. Им стал заведующий отделом по делам казачества Главного управления по обеспечению деятельности главы Республики Крым аппарата Совета министров РК казачий генерал Владимир Миронов. Также были выбраны первый заместитель атамана, совет атаманов, совет стариков, суд чести, контрольно-ревизионная комиссия Крымского окружного казачьего общества.

Жизнь в казачьем стане, как и в XVII веке, организована по строгому распорядку.

Оксана ПАВЛЕНКО.