Кодовое имя «федеральный»

Что нужно понимать о новом университете

27 Август 2015 359
В этом году количество поступивших иностранцев на весь КФУ вряд ли превысит сотню.
В этом году количество поступивших иностранцев на весь КФУ вряд ли превысит сотню. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Для любого вуза лето - поистине жаркая пора. И атмосфера накаляется в разы, когда это всё происходит в первый раз, как в этом году случилось в созданном год назад Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского. Несмотря на то, что у каждого образовательного подразделения вуза (восемь академий и институтов) достаточно богатый опыт проведения вступительных кампаний, в таком объединённом виде этот процесс все проходили впервые.

В тренде перспектива,
но в экономисты всё равно идут
Справились достойно, считает проректор по учебной работе КФУ Владимир Курьянов.
- Все сработали хорошо. Приём прошёл успешно, - заключил он, отметив, что контрольные цифры приёма (так называемые бюджетные места) выполнены по всему университету.
Много разговоров в этом году было о том, что популярность традиционно престижных специальностей - экономики, юриспруденции, менеджмента, специалистами по которым рынок труда уже пресыщен, - наконец-то пошла на спад.
И вроде бы перспективы важны другие, и госзаказ нацелен на «большую стройку», и Крым же надо поднимать с украинских колен, а всё равно колесо по старинке вращается. Несмотря на то, что в этом году существенно вырос набор на специальности архитектурно-строительного и агропромышленного комплекса, в топ-пятёрку по количеству поданных заявлений по-прежнему вошли юриспруденция (834), экономика (550) и менеджмент (355). Правда, между ними затесались психология (410 заявлений) и английская филология (цифры не озвучили). Корифеи студенческого выбора остались в топе и по факту зачисления: на первом месте - экономика (170 заполненных бюджетных мест), на втором - менеджмент (75), на третьем, ко всеобщему удивлению, - математика (70). Четвёртое место поделили биология и юриспруденция (по 60 мест), пятое - география, ландшафтная архитектура и персидская филология (по 50 мест).
И всё же руководство настроено оптимистично.
- Мы удовлетворены приёмом на такие перспективные для Крыма специальности, как архитектура, строительство. Вы прекрасно понимаете, что в свете развития ФЦП и строительства Керченского перехода они будут востребованы, - прокомментировал Владимир Курьянов. - Перспективы развития аграрного сектора показывают, что в сознании наших соотечественников происходит разворот и к этому направлению. Здесь мы тоже закрываем контрольные цифры приёма.
О конкретных цифрах интересующих государство перспективных специальностей сказано не было, видимо, студенты ещё «разворачиваются».
Где же вы, иностранцы?
Ситуация с иностранными студентами, оставившая неприятный осадок как в контексте общероссийских санкций, так и конкретно крымского медицинского «сопротивления», вызывает озабоченность у многих, но не у самого университета. О том, что в 2015 учебном году студентам привычных для бывшего КГМУ стран-партнёров ход закрыт, говорят очень осторожно: уловом вряд ли можно похвастаться. В ныне медицинской академии КФУ поступивших иностранцев всего 70 человек. Это при том, что «медицинское направление по-прежнему остаётся актуальным и востребованным», но с учётом того, что украинские студенты теперь тоже иностранцы.
- Поступило около 70 человек, в основном Украина и Узбекистан, - пояснила заместитель директора медакадемии Ирина Кляритская. - Но приём ещё не завершён, и мы ждём абитуриентов из других стран.
Ещё печальнее обстоит дело в Таврической академии.
- Ситуация та же, что и с медакадемией, - резюмирует директор Игорь Воронин. - Иностранных студентов у нас в этом году всего лишь 12 человек. Но приём иностранцев продолжается до ноября.
Несмотря на то, что кампания для абитуриентов из-за рубежа длится вдвое дольше, в резкое увеличение числа иностранных студентов верится с трудом. Мощное политическое давление на страны-партнёры, по словам Владимира Курьянова, крайне осложняет процесс поступления и в частности признание легитимности дипломов Крымского федерального. Диплом медакадемии, к примеру, официально признала пока только Индия. Так что в этом году о сотнях иностранных абитуриентов можно забыть. Но надежды на следующий год руководство университета возлагает немалые.
-  Сейчас ведётся серьёзная работа с марокканскими парт­нёрами в плане прежде всего подготовки медицинских кадров, - рассказал о ситуации Владимир Курьянов. - Серьёзный интерес возникает у стран БРИКС. В октябре ректор КФУ будет участвовать в совещании по вопросам интеграции образования стран БРИКС. Я надеюсь, что его участие даст новый толчок интереса к КФУ со стороны партнёров нашего государства.
Мёд - ложками, но по чуть-чуть
И всё же работа по отлаживанию тяжёлого и неповоротливого федерального механизма на месте не стоит. Особые надежды возлагают на стартовавшую с июня программу развития КФУ с финансированием 5 миллиардов рублей. Первый шаг - конкурсы программ развития.
- Люди уже готовят новые программы, под которые будет закладываться конкретная материальная база, - пояснил Владимир Курьянов. - Причём она закладывается с тем расчётом, чтобы обеспечить цепочку непрерывного образования и подготовку специалистов прежде всего для Крымского федерального округа и для всей России. Преподаватели откликнулись на конкурсы, победили достойные. Я надеюсь, что будет ещё больше участников и модернизация пойдёт намного быстрее.
Есть и более конкретные плюсы. Так, например, в этом году впервые за много лет студенты-географы смогли вернуться к традиции дальней комплексной практики, широко распространённой во времена СССР, но постепенно захиревшей при Украине, даже несмотря на старания Николая Багрова, по сути, возродившего университет из пепла.
- В этом году уже в новом статусе нам удалось преодолеть преграду, и три группы наших географов выехали на настоящую дальнюю практику: первая группа - в Калининград, вторая - вдоль Главного Кавказского хребта, третья - вдоль Черноморского побережья с конечным пунктом в Сочи, - рассказал Игорь Воронин. - Я надеюсь, что эти поездки будут не эпизодическим, а стабильным мероприятием в учебных планах.
Возможность «расширить» кругозор, отметил директор Таврической академии, есть не только у географов, но и у биологов и историков, чьи программы также включают полевую практику.
Возобновит работу и волонтёрское движение, причём в разных отраслях.
- Всё это возрождается: стройотряды, отряды, готовые оказывать помощь сельскому хозяйству и социально не защищённым слоям населения. К следующему лету вы увидите реальные результаты, - пообещал Владимир Курьянов.
Быстро растут только грибы после дождя. Процесс становления КФУ - опыт, новый и для сотрудников, и для студентов, - медленно, но верно движется. Куда именно - увидим. Реформа, как и беда, одна не приходит, многое придётся изменить, со скрипом или без. Хочется верить, что этот путь ведёт к светлому и надёжному будущему.

Наталия НАЗАРУК.