Сделка не принесла мир

25 Август 2015 328

Ожидалось, что достигнутое с таким трудом в июле текущего года соглашение между «шестёркой» международных посредников и Тегераном несколько разрядит обстановку в регионе и в целом в мире.

Однако не успели участники переговорного процесса разъехаться по своим столицам, как некоторые политики подвергли соглашение острой критике и выразили своё несогласие с позицией «шестёрки». На государственном уровне этот документ осудил Израиль, премьер-министр которого назвал его «исторической ошибкой». По мнению Б. Нетаньяху, Иран не собирается отказываться от своих планов по созданию ядерного оружия, менять крайне враждебную политику в отношении Израиля, прекращать поддержку радикальных палестинских группировок (ХАМАС, «Хизбалла»), и поэтому пока нет оснований снимать санкции с Ирана. Якобы соглашение будет способствовать лишь росту оборонного потенциала Ирана и развяжет руки его руководству в активизации подрывной деятельности в регионе. Приблизительно таких же взглядов придерживается и ряд американских конгрессменов, в первую очередь республиканцы.
Вместе с тем Б. Обама заявил, что премьер-министр Израиля, как и его сторонники в США, ошибаются в оценке ядерной сделки с Ираном. Администрация США считает это соглашение взаимовыгодным, способным снизить напряжённость обстановки в регионе.
Созданы серьёзные предпосылки к тому, что данное соглашение в отведенные процедурой 60 дней может быть одобрено всеми странами-участниками завершившихся переговоров и начнётся его поэтапная имплементация. Безусловно, дебаты в американском конгрессе по этому вопросу могут продолжаться бесконечно долго, тем более что односторонние санкции США против Ирана вводились именно решениями этого органа законодательной власти, поэтому конгрессу и предстоит их отменять. Госсекретарь США Джон Керри предупредил, что последствия отклонения конгрессом США сделки с Ираном будут иметь самые серьёзные последствия для Вашингтона.
Нашлись противники ядерной сделки с Ираном и среди арабских стран, во главе которых выступила Саудовская Аравия. В Эр-Рияде, Дохе, Аммане и других столицах арабских государств, где у власти находятся суннитские кланы, также не верят в мирный характер иранской ядерной программы и опасаются, что после снятия ограничительных санкций с Тегерана Исламская Республика Иран превратится в мощную региональную державу и получит возможность более активно поддерживать шиитские общины региона.
В целом же монархи Персидского залива и ряд других арабских лидеров из числа суннитов опасаются утратить своё господствующее положение в обществах. Они панически боятся, что им придётся делиться властью, природными ресурсами (углеводородами), денежными потоками со своими шиитскими общинами, а в случае с Бахрейном власть может перейти мирным путём в результате демократических выборов к представителям шиитского большинства.
В превентивном плане они уже спровоцировали три региональных вооружённых конфликта (в Сирии, Ираке и Йемене), где, по сути, развязаны масштабные гражданские войны между суннитами и шиитами с активным внешним вмешательством. В борьбу с союзником Ирана в арабском мире - Сирией втянуты Иордания, Турция, суннитская община Ливана и, естественно, страны Залива. Арабские короли, эмиры, шейхи предпочитают стравливать арабов на межконфессиональной почве на дальних подступах к своим границам, чтобы минимизировать внутренние конфликты дома. Весьма циничной выглядит политика Эр-Рияда, Дохи и их партнёров в регионе. На словах монархи осуждают действия радикальных исламистов в лице «Аль-Каиды», Исламского государства, «Джабга ан-Нусра» и им подобных террористических группировок и даже вступили в международную коалицию под эгидой США для участия в нанесении ракетно-бомбовых ударов по позициям исламистов. Одновременно по каналам спецслужб и различных неправительственных организаций и фондов ваххабитского толка саудиты и их союзники продолжают активную поддержку созданного боевиками ИГ Исламского халифата. Косвенно в этом деле участвует и Турция.
Таким образом, в реально складывающихся условиях не следует ждать разрядки общей взрывоопасной обстановки на Ближнем Востоке. Сделка с Ираном вызывает явное неприятие в Иерусалиме и Эр-Рияде, подвергается сомнению в США и отдельных странах ЕС. Турецкое руководство прямо не даёт оценки этому соглашению, но Анкара не скрывает опасений в связи с ожидаемым усилением своего регионального конкурента и активизацией его финансовой и военной помощи враждебному Анкаре режиму Башара Асада в Сирии.
Израиль, скорее всего, ужесточит свою позицию по палестинской проблеме и сделает упор на дальнейшую милитаризацию страны. Произраильское лобби в Вашингтоне сделает всё, чтобы нивелировать издержки и угрозы для Израиля от сделки с Ираном. Монархии Персидского залива, Иордания, Турция также внесут существенные коррективы в свои военные программы, с помощью США ускорят создание региональной системы ПРО, строительство атомных электростанций, попробуют форсировать процесс свержения режима Асада в Сирии и ужесточат борьбу с проиранскими группировками и силами внутренней (шиитской) оппозиции. Выиграют от нового витка конфронтации между суннитами и шиитами в регионе лишь радикальные исламисты, которые могут закрепиться на завоёванных территориях Сирии и Ирака.

Станислав ИВАНОВ,
ведущий научный сотрудник Центра международной
безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук.