Последний звон колоколов

Почему в Феодосии собор и могилы воинов уничтожили

18 Август 2015 416
Собор Александра Невского в Феодосии.
Собор Александра Невского в Феодосии.

Сейчас это одно из любимых мест отдыха феодосийцев - парк Морской, Матросский сад. В средние века здесь был самый большой в Северном Причерноморье невольничий рынок в Османской империи, а до Октябрьской революции - красивейший храм во имя Святого Александра Невского. 82 года назад собор взорвали, а вместе с ним исчезли могилы героя Крымской войны и юнкеров, сражавшихся на Перекопе 90 лет назад.

Старинный фундамент

Это был один из самых красивых и больших храмов полуострова - его зелёный купол с позолоченным крестом, находившийся на высоте более 27 метров от земли, был виден из многих уголков Феодосии, а колокольный звон в хорошую погоду, говорят, был слышен даже в Старом Крыму. Место для постройки храма в 1808 году с высочайшего повеления царя Александра I выбрали не случайно: до 1475 года на этом месте был христианский византийский храм, в котором в 1339 году был погребён Лука, архиепископ Сугдейский (Судакский). Храм был построен во имя святого Николая Мирликийского (Николая Чудотворца), его изображение на каменной плите, датируемое X веком, и древние мраморные колонны нашли при подготовке к строительству собора в 1870 году.
А во времена Крымского ханства в древней генуэзской Каффе, называемой турками Кефе, на месте христианского храма устроили главную городскую мечеть - Султан-Керим (или, как её ещё называют, Биюк-Джами). Её построил грек (по другим сведениям - армянин) Иосиф Синан, прославившийся постройкой мечетей, школ, мостов в Османской империи, многие из которых сохранились до сих пор - мечеть Шехзаде в Стамбуле, Вишеградский мост в Боснии. В 1771 году, когда русские войска штурмом взяли город (он перешёл к Российской Империи спустя три года по Кучук-Кайнаджирскому мирному договору), мечеть была разрушена. И до начала XIX здесь были развалины с видом на море.
В 1808 году городские власти решили возродить святое место и возвести православный соборный храм во имя Александра Невского. К работам приступили через два года, но выделенных 47 тысяч рублей не хватило, потом умер подрядчик. Возведение собора «заморозили» на три с лишним десятилетия. В 1847-м деньги на него вновь были выделены из городской казны, дополнительно объявлена добровольная подписка на пожертвования, но средств снова не хватило. Потом началась Крымская война,
и возведение собора вновь отложили. Но горожане не оставляли надежды на возведение главного храма Феодосии, даже прошение губернатору Таврической губернии Григорию Жуковскому направляли. Губернатор вмешался, необходимую сумму нашли, и в 1870-м приступили к строительству, завершив его через три года: 23 ноября (6 декабря), в день памяти Великого князя Александра Невского, новый Феодосийский собор торжественно освящён епископом Гурием (Карповым).

Чудо-икона

Собор, построенный в византийском стиле, украшенный внутри колоннадой с найденными при раскопах древними мраморными колоннами, имел два боковых придела: во имя святых Николая Мирликийского и Гурия и в честь преподобной Феодосии. Известный путешественник Григорий Москвич в путеводителе по Крыму писал: «В соборе обращает на себя внимание образ Спасителя, идущего по водам, кисти Ивана Айвазовского и изображение святого Николая, епископа Мирликийского с Евангелием, найденное в фундаменте мечети при постройке храма». К счастью, при уничтожении храма полотно «Хождение Христа по водам», написанное Иваном Айвазовским, сохранилось и находится теперь в Феодосийской картинной галерее. А вот где плита древнего храма - неизвестно, как неизвестна и судьба старинных икон, находившихся в соборе, - Богородицкой, работы итальянского живописца XVI века, и список древней русской иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы (чудотворная).
Феодосийцы считали её покровительницей города. Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» прославилась в 1170 году в Новгороде, когда город был спасён от осады и разрушения. Список с этого чудотворного образа, написанный неизвестным иконописцем, и рассказы о благодати, творимой ею, бережно передавались из поколения в поколение в роду полковника генерального штаба Николая Васильевича Хрущёва, который в XIX веке владел селом Насыпкой (Насыпное). Когда была написана икона и как попала к Хрущёвым - неизвестно, но сохранились воспоминания о её чудесах, совершаемых в Крыму. В 1863 году от сильных морозов в Насыпкое начался падёж скота, означавший гибель для многих семей крестьян. Они, уговорив Николая Васильевича, обошли с иконой село (а надо сказать, что была она довольно большой, поднять можно лишь впятером, очевидно, писалась для какого-то храма), отслужили молебен в церкви. И падёж прекратился. Священник насыпкойской церкви просил полковника, чтобы икона осталась в храме для свободного доступа верующих, но получил отказ. Не удалось уговорить Николая Хрущёва и феодосийским священнослужителям. После смерти полковника икона перешла к Елене Кузьминичне Рукавишниковой, а та, помня о крымском чуде, украсила святыню новой сребропозолоченной ризой с драгоценными камнями и 9 августа 1876 года передала собору Александра Невского. Спустя год, во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, когда святыни из храмов приморских городов увозили на сохранение в Симферополь, феодосийцы упросили архиепископа Симферопольского и Таврического Гурия оставить икону в городе - «чтобы уберегла». Денно и нощно тысячи горожан молились перед ней в храме Александра Невского, и ни один снаряд не попал в него, хотя, видимый с моря, он был бы отличной мишенью для противника. Да и в городе было немного разрушений.

Защитники полуострова

Горожане верили, что вместе с чудотворными иконами их в храме охраняет память о герое Синопского сражения и Крымской войны Викторе Матвеевиче Микрюкове, который часто при жизни молился в этом соборе, а после смерти в мае 1875 году похоронен на его территории. В роду Микрюковых все мужчины воевали, служили на Черноморском флоте. Микрюковая балка в Севастополе названа в их честь, здесь был дом, где в семье героя Измаила Матвея Степановича рос сын Виктор - герой Синопа).
В ноябре 1853 года в Синопском сражении Виктор Микрюков командовал кораблём «Чесма». За четыре часа боя корабль сделал 1539 выстрелов, получил 20 пробоин, повреждения грот-мачты, ранены были четыре члена экипажа. Павел Нахимов писал в донесении: «Корабль «Чесма» (капитан 2-го ранга Микрюков) до взрыва неприятельского фрегата «Навек-Бахри» действовал также по нём и по батареям №4 и №3, потом, поворотившись к батареям, срыл обе». После уже капитан первого ранга Виктор Микрюков возглавлял оборону первого и второго бастионов в Севастополе. Награждён орденами Святой Анны, Святого Владимира и Святого Георгия - «за мужество, оказанное при последнем штурме севастопольских укреплений, когда при отступлении войск последним оставил вверенное ему отделение обороны, взорвав личным своим надзором пороховые погреба». После, выйдя в отставку в звании вице-адмирала, жил в Феодосии. В честь героя Крымской войны в городе на «Аллее героев» в 2007-м установлен памятник.
В трудном для Крыма 1920 году, когда шла гражданская война, на набережной в Феодосии хотели поставить ещё один памятник воинам - мальчишкам-юнкерам, похороненным в феврале того же года на территории Александро-Невского собора. Спиною к морю фигура полузанесённого снегом юнкера, обороняющегося штыком.
У его ног - раненый офицер, которого он собой прикрывает.
А пьедесталом служит карта Крыма, Перекопский перешеек. 15 января 1920 года в 23-градусный мороз, без тёплых шинелей и боеприпасов, воины Киевского Великого князя Константина Константиновича военного училища отстаивали на Перекопе свою Россию. 32 погибших, тела многих под снегом так и не нашли. А тех, кого спустя месяц опознали, похоронили в соборе, сделав запись в его Метрической книге (она сейчас хранится в городском краеведческом музее): «Капитан Лягин Александр Фёдорович, 33 года, фельдфебель барон Кольберг Николай, 21 год, юнкер Бубликов Николай, 19 лет, юнкер Ершов Иван, 20 лет, портупей-юнкер Илловайский Константин, 20 лет, портупей-юнкер граф Мусин-Пушкин Илларион Владимирович, 18 лет, юнкер Власов Евгений Александрович, 20 лет, юнкер Дмитриевский Иван Михайлович, 25 лет, юнкер Скосыревский Владимир, 20 лет, юнкер Алексеев Пётр Поликарпович, 20 лет, юнкер Подборский Леонид Николаевич, 21 год, юнкер Рекс Анатолий, 20 лет, юнкер Грубе Ян Петрович, 22 года, юнкер Рудников Сергей, 21 год. 26 февраля умерли от тифа и похоронены вместе с погибшими 15 января юнкер Горкавенко Михаил Михайлович, 20 лет, юнкер Антонов Сергей Иванович, 24 года». Их братская могила, как и могила Виктора Микрюкова, были уничтожены вместе с собором в 1933-м.
Храм Александра Невского пережил войны, революцию, но не смог устоять под напором созданного в Советской России «Союза воинствующих безбожников», чьи усилия были направлены на борьбу с «религиозными заблуждениями». В апреле 1922 года из храма вывезли все золотые и серебряные предметы: ризы, кресты, лампады, тогда же исчезли и старинные чудотворные иконы. В стране шла кампания «по изъятию богослужебных вещей из драгоценных камней и металлов» - они уходили за границу для закупки зерна голодающим. Спустя 11 лет во исполнение циркуляра «О мерах по усилению антирелигиозной работы» собор Александра Невского снесли. Последний звон колоколов... Говорят, камень от стен собора пошёл на строительство хлебозавода, что был на месте нынешней многоэтажки на перекрёстке улиц Куйбышева и переулка Беломорский. На пустыре с видом на море, что остался от храма, устроили фруктовый сад. В 1942-м фашисты пригнали сюда наших солдат, что ранеными попали в плен, заставили оборудовать футбольное поле. А спустя два года, в 1944-м, в освобождённой Феодосии наши моряки высадили здесь множество деревьев, устроив Матросский сквер в память обо всех защитниках Отечества.

Виктор Микрюков.

Наталья ПУПКОВА.