Лекарство от компьютерного уныния

Что мы знаем и не знаем о настольных играх

18 Август 2015 464
В нелёгкой борьбе на поле «Колонизаторов».
В нелёгкой борьбе на поле «Колонизаторов».

Пожалуй, редко родители нынче могут похвалиться чадом, безразличным к изобретениям «отца видеоигр» Ральфа Баера. Всё чаще вздыхают предки о безвозвратно просиженных перед монитором детских и юношеских годах, всё чаще звучат приговоры «компьютерная зависимость», «игромания». Вот только решение не находится. А ведь всё новое - это хорошо забытое старое. Сегодня в рубрике «Мир увлечений» руководитель игрового агентства «Just Game» Андрей Добрей советует лечить от компьютерных игр играми настольными. Шило на мыло, скажете вы? Мнения могут быть разные. Но то, что настольные игры способны возвращать жертв всемирной паутины к реальной жизни, - факт бесспорный.

Сначала была «Мафия»
- Андрей, расскажите, что сейчас представляют из себя настольные игры? Не только же домино и шашки, как в СССР?
- Ещё в советское время зародилась «Монополия», потом на её основе появились такие игры, как «НЭП», «Менеджер», а в журналах типа «Мурзилки» печатались разные бродилки. Дальше настольные игры тогда не ушли. А где-то восемь лет назад с Запада пришли современные настольные игры, и тогда в них начали играть на территории СНГ. Естественно, как только некоторые смекнули, что настольные игры набирают популярность, то тут же начали производить их сами. Так и в России появились крупные компании, переводящие, изготавливающие и продающие эти игры.
- То есть сейчас в России и странах СНГ уже работает своя индустрия?
- Да. Большая часть производства находится в России, однако и в Киеве, и в Харькове есть небольшие предприятия.
- Какие игры зашли к нам сначала?
- Конечно, нашему пользователю надо было дать сначала более или менее знакомые игры. Поэтому первыми зашли новые версии «Монополии» и игры на эрудицию, как скраббл. Также появились культовые игры, заслужившие признание по всему миру. Например, «Манчкин» изменила сознание многих и сменила круг интересов с компьютерных игр на настольные, в сущности, более живые. Между прочим, это и является целью нашего игрового агентства - выманивать из-за компьютера людей, которые проводят там 90% своего времени, и сажать их общаться вживую. Мы даём им игры, похожие на компьютерные, не уступающие ни по графике, ни по игровому процессу, ни тем более по реалистичности. Но в эти игры они играют в реальности. Они общаются, знакомятся и даже потом влюбляются и женятся - за время работы были и такие случаи.
- Расскажите про ваше агентство.
- Шесть лет назад три человека, которые любили игры, решили приобщать к этому город. Компьютерные игры тогда уже изрядно наскучили, особенно нашему поколению. Мы начали учить людей играть в «Мафию» и настольные игры. Сначала хорошо собирались на «Мафию» - по 15, 20, 30 человек. Потом мы начали делать всё антуражно: купили красивые маски, сделали хорошие номерки. Так появилась идея игрового агентства. В первый год, в холодные зимние вечера мы три-четыре раза в неделю собирали по
40-50 человек, организовывали по несколько столов. Постепенно у нас появились другие профили: пешеходные квесты, автоквесты. А потом появились настольные игры. На мой взгляд, это хорошая альтернатива пятничному времяпровождению, когда люди покупают спиртное. А так можно поиграть на выбор в «Мафию», в настольные игры или пройти квест.
- То есть вы в Крыму первопроходцы?
- Не просто первопроходцы. В Крыму до сих пор нет другого такого коллектива. Есть отдельные клубы настольных игр в разных городах, но такого централизованного сообщества больше нет.
На вкус и цвет
- Тем не менее настольные игры ещё не такое популярное хобби, как, скажем, футбол.
- Дело в том, что настольными играми мы занимаемся всего полтора года. Открылось «Как бы кафе», и нам предложили проводить у них игры. Нам это показалось интересным, и мы пришли туда. Так и работаем с ними. Сразу пополнили коллекцию: закупили около 80 новых настольных игр. С учётом тех, что уже были, у нас получилась самая большая коллекция игр в Симферополе, а может, и в Крыму.
- И сколько у вас сейчас всего игр?
- Около 130, не считая дополнений. Я иногда как подумаю, что умею играть в каждую из них, голова начинает разрываться (смеётся). Потом мы сделали игротеки, и так постепенно настольные игры начали распространяться по Симферополю. Но полтора года - это слишком мало, чтобы все узнали о них.
- И это действительно намного лучше компьютера.
- Конечно. Во-первых, настольные игры - занятие, не требующее больших финансов. Во-вторых, времени можно уделять, сколько захочешь. При этом они развивают интеллект, стратегическое и логическое мышление, коммуникативность. Люди учатся взаимодействовать. Это отличный досуг, особенно в преддверии осени и зимы.
На мой взгляд, сидеть пить чай и играть с друзьями в настольные игры - лучшее.
- Расскажите, какие бывают настольные игры?
- Сейчас выбор огромен. Есть современные экономические стратегии, например, «Колонизаторы» - одна из наиболее сбалансированных, на  мой взгляд, игр. Есть творческие, наподобие «Диксита» или «Имаджминариума». Если у вас весёлая большая компания, можно поиграть в «Активити» или «Алиас» - там нужно общаться, показывать, угадывать. Или можно взять «Игру престолов» и играть в неё часов пять-шесть. Бывают игры-корпоративки, то есть все игроки играют против игры, а игра каким-то образом - против игроков. Игры есть на любой вкус и цвет, играть можно в любом возрасте, от пяти лет и не знаю до скольки - наверное, предела нет. И многие из игр, осмелюсь сказать, не уступают даже шахматам.
- Говоря об играх, вы упомянули сбалансированность. Что это такое и есть ли ещё какие-то критерии?
- Давайте разберём на примере крестиков-ноликов. Вы знаете: если оба игрока будут делать правильные ходы, будет ничья. Это и значит, что игра сбалансирована, то есть при идеальных ходах приводит к ничьей. Другой пример - «Колонизаторы». Независимо от того, кто ходит первым, шансы быстро уравниваются, то есть есть баланс. Если же взять «Игру престолов», то там дисбаланс: у некоторых кланов и земель значительное преимущество. Ещё один важный критерий - официального названия нет, поэтому назовём его условно «играбельность». Есть игры, в которые можно сыграть раз десять, и они слегка надоедают: ты уже знаешь сценарий. К таким постоянно выпускают дополнения. Тот же «Манчкин» - шикарная игра, продуманная до мелочей, но после тридцатого раза ты уже понимаешь все возможные сюжеты. Поэтому сейчас у неё около 15 дополнений. А бывают игры с высокой играбельностью. В них события каждый раз выстраиваются по-новому. В тех же «Колонизаторах» - мы подсчитали - теоретически возможны 8 тысяч разных построений поля.
- Какое требуется количество игроков?
- Абсолютно разное. Бывает, могут играть до четырёх человек - естественно, такие игры не для больших компаний.
А бывают такие, где нужны минимум пять человек. Ещё один важный параметр, особенно если вы играете в каком-то заведении, - площадь, которую занимает игра. Если у вас, например, полный стол еды, то разложить тот же «Каркассон» будет проблематично. Здесь подойдут простые карточные игры типа «Уно», «Свинтуса» или «Диксита». В любом случае каждая игра - это целый мир.
С чего бы начать?
- Вы сказали, что основная задача - увести молодёжь от компьютера. А много ли игр, которые с монитора перешли на стол?
- Я встретил только одну - «World of tanks», те самые танчики, в которые сейчас играют многие. Больше примеров такого импортирования не знаю.
- Какие игры вы посоветовали бы новичкам?
- Я сейчас приведу такую статистику. Большинство удачно начинают с «Монополии», с башенки «Джанго». Также играют в «Алиас» и «Активити» - это популярные командные игры. Ещё очень хорошо осваивается творческий «Диксит», многие начинают именно с неё. Если же человек в ладах с математикой и хотя бы чуть-чуть разбирается в стратегии или хочет научиться, - то можно взяться за «Колонизаторов», это эталон. Большой популярностью пользуется «Каркассон», а любителям компьютерных РПГ можно начать с «Манчкина».
- Какие планы на будущее у вашего игрового агентства?
- Мы подали документы в Министерство юстиции: хотим и дальше развивать своё дело. Настольные игры - это здоровое увлечение.
У нас нет игр на деньги, есть только выигрыш за столом. Но интеллектуальная победа доставляет намного больше удовольствия.

А кости бывают круглыми

Помимо стандартных кубиков для получения случайных чисел в настольных  и азартных играх есть и другие варианты игральных костей. Широко распространены кости с 4, 8, 10, 12 или 20 гранями, более редки на 5, 7, 14 и другие нестандартные количества граней. Две крайности в этом списке - сферы. На первой, шуточной, нарисована единица, то есть любой бросок всегда даст один исход. Другая сфера - зоккиэдр - имеет 100 фасок на своей поверхности, позволяя генерировать числа от 1 до 100.

В игротеке агентства - около 130 видов настольных игр.

Беседовала

Наталия НАЗАРУК.