Инвестиционный стандарт

В РК будут на государственном уровне способствовать развитию экономики

13 Август 2015 487
Валентин Демидов.
Валентин Демидов.

Как уже сообщала наша газета, с 1 января нынешнего года Крым - свободная экономическая зона с многочисленными преференциями для потенциальных инвесторов. Помимо того мощным стимулом для привлечения инвестиций являются средства федеральной целевой программы развития Крыма. В какие отрасли экономики эти средства направлены? Какой инвестор заходит в Крым? Растёт ли инвестиционная привлекательность Республики Крым, несмотря на санкции Запада? На эти и другие вопросы нашей газеты ответил министр экономического развития РК Валентин ДЕМИДОВ.

- На что именно направлены федеральные целевые программы и госпрограммы Крыма: на какие регионы, какие города, что в приоритете?
- Федеральная целевая программа развития Крыма и Севастополя до 2020 года ориентирована на несколько направлений: капитальные вложения в энергетический комплекс, развитие инженерной инфраструктуры и водообеспечения, развитие транспортного комплекса, капитальный ремонт и строительство объектов социальной сферы - образования, здравоохранения, объектов культуры. Программа предусматривает финансирование научно-исследовательских разработок, таких, как градостроительная документация, схемы теплоснабжения, водоснабжения Крыма и отдельно городов и районов. Ещё одно направление - это финансирование решения проблем депортированных народов, которые при Украине решались лишь формально на бумаге. Средства выделяются на строительство жилья, объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Кроме этого, программой пре­дусматривается формирование промышленного комплекса Крыма. Предполагается создание трёх индустриальных парков. Также средства по программе будут выделены на формирование шести туристско-рекреационных кластеров. Реализация ФЦП развития Крыма станет мощным импульсом для развития республики.
- В экономическом плане Крым очень разный. Есть Северный Крым с его моногородами, такими, как Армянск, где бюджетообразующим предприятием является производственное объединение «Титан», есть Южный берег Крыма - где основной доход приносит курортная отрасль, а ещё есть степной Крым - где немало сёл и посёлков сидят на дотационном бюджете. Планируется ли учитывать распределение средств ФПЦ в связи с этими особенностями?
- Безусловно, для того чтобы правильно направлять расходы на развитие, необходимы документы стратегического планирования, чтобы правильно понимать развитие регионов Крыма, развитие отраслей экономики в них. Соответственно необходимо учитывать их потребности в энергетической, транспортной и других сферах, понимание возможностей той или иной территории. Проблема в том, что сегодня мы вынуждены создавать одновременно и документы стратегического планирования, потому что их ранее просто не было, и в то же время решать вопросы развития инфраструктуры, реставрации, капитального ремонта всех объектов, которые за 23 года украинского безвременья пришли в запустение. Это и объекты жилого фонда, социально-культурного, транспортного назначения. То есть то, без чего, собственно говоря, невозможно не только социально-экономическое развитие, но и просто нормальная жизнь людей. Мы одновременно занимаемся анализом, планированием дальнейшего развития и решаем злободневные проблемы городов и районов полуострова. Люди хотят видеть качественные изменения жизни уже сегодня, и это справедливо. Но без грамотного анализа и планирования развития мы будем только просить средства у федерального центра и проедать их. А наша задача - заставить работать экономику и стать самодостаточными. Потенциал у Крыма для этого есть. И ключевой в этой задаче является стратегия развития, чем в настоящий момент и занимается Министерство экономического развития Крыма.
- Крым с 1 января нынешнего года - свободная экономическая зона. С одной стороны, государство с помощью федеральной целевой программы вкладывает в развитие республики немалые средства, с другой - есть предложения частных инвесторов по вложениям средств в экономику Крыма.
В какой степени инвесторы готовы сотрудничать с государством, насколько государство открыто для сотрудничества с инвесторами? Насколько плотно будет реализовываться механизм государственно-частного партнёрства?
- В своём вопросе вы увязали несколько важных тем. Во-первых, немалые государственные инвестиции в виде федеральной целевой программы для Крыма - это мощнейший стимул, я бы сказал, магнит для привлечения инвесторов. Любой инвестор, который приходит в Крым и видит, что реализуются большие инфраструктурные проекты: объекты энергетического комплекса, новая инженерная инфраструктура, выстраивается новая транспортная логистика, ведётся строительство и ремонт дорог и так далее, с учётом планов государства просчитывает собственные инвестиционные возможности. Инвестор прекрасно понимает: здесь пойдёт поток товаров, здесь - поток туристов, аэропорт сможет принимать намного большее число пассажиров, и благодаря этому регион приобретает инвестиционную привлекательность.
- Какой инвестор сегодня заходит в Крым?
- Немало инвесторов с материковой части нашей страны. Также инвестиционную активность проявляют и инвесторы из Крыма. Зарубежные инвесторы тоже не против инвестировать в развитие экономики полуострова. Мы встречались с представителями деловых кругов Турции, Греции, Испании, Чехии. Словом, им интересен Крым. И мы стараемся плотно с ними работать, демонстрируя возможности республики.
- В какие отрасли экономики республики потенциальные инвесторы готовы вкладывать средства?
- Сельское хозяйство, туризм, промышленность, энергетика. Круг интересов очень обширный. Два инструмента работы с потенциальными инвесторами - это в первую очередь свободная экономическая зона с её налоговыми преференциями, второй - порядок прохождения инвестпроектов. Создана процедура, максимально упрощающая вложение инвестиционных средств. Работает центр инвестиций и регионального развития, сопровождающий инвестора до момента заключения инвестиционных соглашений, разработаны критерии этих соглашений, создаются интересные для инвестора инвестиционные площадки.
- Это по принципу Абхазии и Грузии, где государство создаёт площадки для потенциальных инвесторов с подведением коммуникаций и предлагает сооружать различные объекты, например, той же курортной инфраструктуры?
- Пока нет, но мы к этому стремимся. У нас есть объекты, принадлежащие Республике Крым, органам местного самоуправления. Соответственно мы предлагаем их потенциальным инвесторам. Мы сейчас меняем принцип работы с ними. Инвестор, приходящий в Крым, не понимает, какие правоустанавливающие документы есть на тот или иной объект, документы на землю, часто сталкивается с субъективными отказами или отсутствием внимания на стадии согласования вопросов по объекту инвестиции. Мы устраняем эти препятствия и хотим максимально оградить инвестора от хождения по кабинетам, а также убираем субъективный подход к объекту инвестиции. Для этого был подготовлен новый порядок рассмотрения обращений инвесторов. Он будет понятным для инвестора и заставляющим работать чётко и объективно все государственные структуры, от которых зависит рассмотрение и согласование инвестпроекта.
- Первый вопрос потенциального инвестора - о принадлежности земельного участка под объектом возможного вложения средств?
- Да. Во многих странах мира существует практика создания нормальных и понятных инвестиционных площадок, на которых понятны организационно-правовая форма, документы на право собственности, условия, при которых в данный объект можно вложить инвестиции, сроки и условия окупаемости проектов, наличие инженерных коммуникаций и другое. Мы создаём пул инвестиционных площадок в каждой из отраслей экономики республики. Те объекты, которые будут максимально привлекательны для инвесторов, будем предлагать им в первую очередь. Также мы сейчас, перенимая положительный опыт работы других регионов РФ, работаем над созданием Крымской корпорации развития.
- В чём суть этой структуры?
- На первом этапе она будет заниматься стратегическими вопросами. Она проводит анализ развития тех направлений экономики Крыма, в которые необходимо привлекать инвестиции. Во-вторых, корпорация будет готовить площадки для потенциальных инвесторов в зависимости от их потребностей. И главное - корпорация будет заниматься поиском потенциальных инвесторов, для которых она будет готовить инвестиционные площадки. Допустим, у потенциальных инвесторов есть спрос на производство молочной или мясной продукции. Значит, корпорация будет заниматься оформлением правоустанавливающих документов, готовить подведение необходимых инженерных коммуникаций. Так работают Ульяновский, Калужский регионы нашей страны, накоплен немалый положительный опыт, который мы намерены использовать.
- После этих слов вопрос, что называется, в лоб: инвестиционная привлекательность Крыма растёт?
- Безусловно, да. Крым всегда был и будет интересен для инвестора. Сейчас, несмотря на внешние ограничения, которые всё же играют немалую роль, инвесторы активизировались, и, я думаю, эта тенденция будет увеличиваться. Сама реализация федеральной целевой программы по развитию Крыма притягивает инвестиции, даёт рабочие места для крымчан. Кроме того, помимо существующих преимуществ, которые даёт нам СЭЗ, хочу отметить, что как на федеральном, так и на крымском уровне ведётся работа по внесению поправок и изменений в законодательство, сопряжённое с законом о свободной экономической зоне. Есть основание полагать, что будут приняты изменения в федеральные законы и подзаконные акты, которые ещё больше упростят процедуры для инвесторов.
- А как же санкции Америки, продавливаемые через Евросоюз? Деловые круги Европы уже теряют миллиарды на этих санкциях, и эксперты отмечают, что в один прекрасный день может случиться, что представители бизнеса придут к своим политикам и скажут: «Ну все, допрыгались под дудку Обамы, мы вас ставим «на счётчик».
И этих политиков больше не будет. Причём нигде…
- Так и будет, и это будет однозначно. Это то, о чём говорит наш президент Владимир Путин: экономическая война против России бессмысленна. Она не в интересах Европы. Эта война приносит больше вреда самому же Западу. Не скажу ничего нового: «Политика - концентрированное выражение экономики». Другой вопрос, что для некоторых потенциальных инвесторов, которые сегодня не придут в Крым, тогда будет уже поздно. По принципу кто первый встал, того и тапки.

Языком цифр

Общий объём финансирования федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года» - 708,1 миллиарда рублей, в том числе по капитальным вложениям - 670,3 миллиарда рублей. В 2015 году предусмотрено 124,7 миллиарда рублей. Строительные работы будут проводиться только по некоторым объектам. Среди них - водовод для снабжения водой восточного региона Крыма. В целом для решения вопросов водообеспечения, водоснабжения и водоотведения программой предусмотрено до 2020 года около 40 мероприятий, в текущем году начинаются проектные и изыскательские работы по большинству объектов (29 мероприятий).
В сфере транспорта наиболее значимым для обеспечения транспортной доступности является строительство транспортного перехода через Керченский пролив, автомобильных и железнодорожных подходов к нему. Строительные работы в 2015 году проводятся по объездной дороге вокруг Симферополя (на участке Дубки - Левадки), по остальным объектам - проектные работы. В энергетическом комплексе в текущем году планируются проектные работы для строительства электросетевых объектов для энергоснабжения.
В сфере здравоохранения запланированы проектные работы для дальнейшего строительства двух медицинских центров в Симферополе и Ялте, а также строительство 20 фельдшерско-акушерских пунктов в 12 регионах республики.
В сфере образования предусмотрены до 2020 года реконструкция и строительство 105 объектов: 87 объектов дошкольного образования и 18 общего, в том числе в 2015-м - 23 объекта; 14 объектов общего и 9 дошкольного образования, при этом строительные работы в текущем году начнутся по двум дошкольным учреждениям (в микрорайонах Загородный и Новониколаевский в Симферополе).
В сфере культуры в 2015 году начинается проектирование детского центра театрального искусства (Симферополь), а также будут проводиться противоаварийные и реставрационные работы по сохранению 20 объектов культуры и культурного наследия.
В республике будет создаваться инфраструктура для 6 туристско-рекреационных кластеров (Евпатория, Саки, район озера Чокракское, Коктебель, Черноморский район, Бахчисарай), в рамках которых планируются создание и реконструкция 50 объектов инфраструктуры. Проектные работы по созданию индустриальных парков (Евпатория, Феодосия, Бахчисарай) начнутся в 2016 году.

Алексей ЕРМОЛИН.