На полис надейся, а сам не плошай

Что делать, если страховая не хочет оплачивать ремонт

11 Август 2015 394
Без помощи юриста зачастую не обойтись.
Без помощи юриста зачастую не обойтись. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Слушать жалобы водителей на плохие дороги и плотный трафик - привычное дело. Куда реже приходится слышать истории о нечистых на руку страховых компаниях, не желающих выплачивать компенсации автомобилистам, пострадавшим в ДТП. Это, впрочем, лишь оттого, что аварии случаются время от времени, а по разбитым дорогам приходится ездить каждый день. В действительности же проблема автострахования в Крыму системная и по своей актуальности легко соперничает с неудовлетворительным состоянием дорог. Что делать, если страховая отказывается оплачивать ремонт вашего транспортного средства? За ответом на этот вопрос мы обратились к профессионалам.

Полис преткновения
- Самое интересное, что я даже не двигался. Стою на перекрёстке, жду зелёного, и тут бам, машину дёргает вперёд, и я понимаю, что день не задался. Думаю, ладно, ОСАГО есть, ущерб, как пострадавшей стороне, мне возместят, - жалуется однокашник, с которым не виделись пару лет. - Четыре месяца прошло, до сих пор жду. У других такая же история. Вытянуть деньги из страховой компании нереально.
С этой проблемой уже на протяжении полутора лет ежедневно сталкиваются сотни крымских автомобилистов. Страховые компании, которые продают на территории полуострова свои полисы, не спешат урегулировать страховые случаи крымчан. По словам специалистов, это связано в первую очередь с тем, что в Крыму эти компании не зарегистрированы, так что за помощью в случае ДТП приходится обращаться в их офисы, расположенные в других субъектах РФ. Отсюда и сложности. Все вопросы приходится решать по почте. А учитывая, что письмо из Крыма на материк может идти от 7 до 15 дней, процесс урегулирования случая растягивается до неприличия.
- Проблема в том, что, передав пакет документов страховой компании, люди зачастую не могут получить адекватную информацию по своему делу. Кроме того, письмо может затеряться, а вместе с ним и все документы. При этом в случае пропажи документов ответственности за это никто не несёт, - поясняет Асан Мамбетов, опытный автоюрист и руководитель компании, взявшей на вооружение девиз «страховая заплатит». - Особо неприятна эта ситуация в том свете, что страховые компании по сути своей деятельности заинтересованы в невыплатах и недоплатах.
Так что если хочешь получить возмещение убытков, придётся попотеть.
Алгоритм действий
Собственно, первое, что должен сделать пострадавший в ДТП водитель после вызова сотрудников ГИБДД, это позвонить на телефон «горячей линии» своей страховой компании и уведомить её о происшедшем инциденте. При этом надо попросить, чтобы обращение зарегистрировали, и уточнить ближайший адрес центра урегулирования страховых споров. Если вам предложат обратиться за помощью в отделение компании, находящееся в Краснодарском крае или где подальше, то, скорее всего, придётся прибегнуть к услугам независимого эксперта, который оценит ущерб. После, уточнив у страховиков необходимый пакет документов, собрать их и отправить почтой. Желательно с описью.
При этом надо быть готовым к определённым тратам. Так, за услуги независимого эксперта вам придётся выложить от 2 до 8 тысяч рублей. Нотариально заверенные копии техпаспорта будут стоить около 250 рублей. Ещё 500 рублей потребуется на почтовые расходы. В среднем на то, чтобы получить компенсационное возмещение, автомобилисты тратят от 3 до 10 тысяч рублей.
- Также важно помнить, что если вы решили прибегнуть к услугам независимого эксперта, то в обязательном порядке об этом надо известить страховую компанию. Уведомление должно быть письменным. Обычно это делается телеграммой, но так как у нас сейчас проблема с отправлением телеграмм, то приходится отправлять письма. Это очень неудобно для крымчан, - констатирует автоюрист. - Если граждане, проживающие на материковой части России, могут получить возмещение в течение 20-25 рабочих дней, то в нашем случае процесс растягивается на 25-45 дней. Большую часть времени занимает банальная пересылка документов.
Изворотливые
страховики
Даже если вы успешно справились со сбором всех необходимых документов и они дошли до вашей страховой компании, не стоит думать, что хлопоты позади. Страховики могут так перекрутить ситуацию, что денег, выделенных на возмещение убытков, для ремонта автомобиля не хватит. Занижать выплаты там умеют.
- Многие, пытаясь себя обезопасить, прибегают к независимой экспертизе, но для страховой компании независимый эксперт с лицензией не является авторитетом.
В страховой компании могут посмотреть на отчёт эксперта и убрать из него некоторые пункты, - предупреждает Асан Мамбетов. - Дело в том, что эксперт видит машину своими глазами и может сделать вывод, что ту или иную деталь резоннее заменить, а не ремонтировать. Страховики, глядя на фотографии экспертизы, могут прийти к другому выводу и настаивать на восстановлении детали. Бывает, что страховые компании начинают играть вообще по-грязному и внаглую занижать рыночную стоимость работ по восстановлению транспортного средства. Это просто смешно, когда человек пришёл в страховую с ущербом 50 тысяч рублей, а ему заплатили 20 и сказали «до свидания». Такое, к сожалению, случается сплошь и рядом.
Если вы не согласны
Если вы уверены в своей правоте и считаете, что должны получить больше, пишите досудебную претензию. Самостоятельно её составить проблематично, так что не стесняйтесь обращаться к услугам юристов.
После того, как досудебная претензия будет получена страховиками, у них будет 7 дней на то, чтобы осуществить доплату. Если речь идёт о небольшой сумме (5-10 тысяч рублей), то такая претензия, как правило, удовлетворяется, поскольку решать вопрос в судебном порядке страховой компании выйдет дороже.
В случае если страховая компания своевременно не отреагировала на вашу претензию и не произвела доплату либо ответила отказом, ссылаясь на какие-то определённые факты, то тогда можно подумать и о судебном решении проблемы. Если вы считаете себя правым, то смело идите в суд.
По словам нашего эксперта, в 99,9% случаев суд признаёт правоту пострадавшего в ДТП автомобилиста, и страховая компания выплачивает всю полагающуюся сумму. Рассчитывать на сиюминутное решение проблемы, впрочем, не следует. В среднем такое судебное разбирательство длится от 3 до 5 месяцев.
«Зелёная карта»
Решать споры с украинскими страховыми компаниями куда сложнее. Если со страховыми случаями, происшедшими в 2013-2014 годах, что-то сделать ещё можно, то в этом году такой вольницы нет.
Проблема в том, что с
1 января этого года граждане Украины, въезжающие на территорию Крыма на своих автомобилях, должны оформить международный страховой полис - «зелёную карту». Купить её можно без проблем, вот только проку от неё ноль.  Крымчанин, попавший в ДТП по вине украинского автомобилиста, останется ни с чем. Обратиться в украинскую страховую компанию, выдавшую «зелёную карту», он не сможет.
- Проблема в том, что Украина, выдавая «зелёную карту», в то же время не признаёт документы, выданные на территории полуострова. Крымские справки и постановления для украинской стороны - не документы. При обращении по таким случаям в украинских страховых компаниях обычно сообщают, что Республика Крым не является другим государством и поэтому действие «зелёной карты» на полуостров не распространяется, - поясняет автоюрист. - Поэтому надо пробовать сразу договориться с владельцем машины.
Если это невозможно, то вызывайте сотрудников ГИБДД и обязательно берите паспортные данные виновного. В этом случае у вас появится возможность обратиться в суд не на украинскую страховую компанию, с которой, как говорится, взятки гладки, а непосредственно на виновника ДТП. Дело это непростое. Но шанс на успех у вас всё же будет.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.