Мальцовия и Ганская

Как в Симеизе за Космосом наблюдать начали

11 Август 2015 542

Белые купола и башни среди деревьев на склоне горы Кошка - Симеизская астрономическая обсерватория. Она появилась 115 лет назад: вначале небольшая башенка для любительского телескопа, потом здания побольше. Отделение Пулковской обсерватории до Великой Отечественной, после - база для создания Крымской астрофизической обсерватории, её филиал. Место, где были получены снимки обратной стороны Луны, открыты 150 туманностей, 8 комет и 149 малых планет. В том числе «Мальцовия», «Симеиз» и «Ганская». «Симеиз», понятно, в честь местности, а две другие названы в честь людей, без которых не было бы в Крыму обсерватории, - Николая Мальцова (Мальцева) и Алексея Ганского.

Увлечённые звёздами
Первый в Крыму телескоп установил на склоне Кошки Николай Сергеевич - внук основателя Симеиза Ивана Мальцова и его супруги Капитолины (в девичестве - Выше­славцовой, а по первому браку - Пушкиной, тёти Александра Сергеевича), сын промышленника Сергея Мальцова, на чьих заводах построены первые в России паровозы и пароходы, и княжны Анастасии (в девичестве Урусовой). Николай Мальцов, появившийся на свет в 1849 году, с малых лет любил смотреть на звёзды, собрал богатейшую библиотеку по астрономии - её книги теперь часть библиотеки Крымской астрофизической обсерватории. Профессионально заниматься астрономией не стал, продолжил предпринимательскую деятельность отца, но всё свободное время посвящал увлечению. В 1900 году построил на горе Кошка каменную башню для четырёхдюймового ре­фрактора (телескоп, в котором используются система линз и эффект преломления света) и домик для сторожа. Маленькая облачность и прозрачный воздух позволяли наблюдать за звёздами и в такой телескоп, но Николаю Мальцову хотелось большего. В 1902-м заказал у знаменитой фирмы Карла Цейса астрограф для фотографирования небесных тел и через четыре года построил для него специальную башню с куполом. Эти строения и увидел в 1906 году астроном Пулковской обсерватории Алексей Ганский.
Он родился на 21 год позже Николая Мальцова - 20 июля 1870-го в семье управляющего Херсонским Дворянским банком Павла Ганского и его супруги Елисаветы Зимницкой. Окончив физико-математический факультет Новороссийского (Одесского) университета, стал в группе астрофизика Александра Кононовича из Одесской обсерватории заниматься фотографированием Солнца для изучения пятен. Его труд отметил директор Главной астрономической обсерватории России в Пулково Оскар Баклунд и пригласил молодого учёного в экспедицию Пулковской обсерватории для наблюдения полного солнечного затмения 9 августа 1896 года на Новой Земле. Проанализировав полученные там данные, Алексей Ганский открыл зависимость формы солнечной короны от количества пятен на Солнце и фазы 11-летнего цикла солнечной активности. Для совершенствования наблюдений пришлось стать альпинистом. Девять раз, стажируясь в Парижской обсерватории, совершал восхождения на Монблан, а с 1900 года стал членом первого в России Крымско-Кавказского горного клуба.
В апреле 1905 года Алексея Ганского приняли в штат Пулковской обсерватории, позже избран вице-президентом Русского астрономического общества. Именно он стал первым в России астрономом, заявившим о необходимости организации Гелиофизической обсерватории на юге, разрабатывал проект, просчитывал сметы строительства будущей обсерватории в Крыму, где «подходящий климат и прозрачный воздух». И каково же было удивление, когда, будучи на полуострове в экспедиции, он увидел среди деревьев на горе купол обсерватории.
Бесценный подарок
В экспедицию Алексей Ганский отправился вместе с Гавриилом Тиховым, впоследствии исследователем Марса. Они провели успешные наблюдения на горе Ай-Петри. На обратном пути из Ялты в Севастополь и увидели крымское чудо.
«Это было весной 1906 года, - вспоминал в книге «60 лет у телескопа» Гавриил Тихов. - Мы с Ганским обратились в Академию наук с предложением послать экспедицию в Крым для исследования зодиакального света и изучения качеств изображений. Зодиакальный свет - остатки туманности, из которой образовалось Солнце и окружающие его планеты. Академия наук назначила Ганского начальником экспедиции, а меня включила в её состав. Мы взяли астрограф и светосильный спектрограф (прибор для наблюдения спектра излучения. - Ред.) и отправились на перевал Ай-Петри. Заведующий местной метеорологической обсерваторией К. Левандовский нас очень радушно принял, предоставил комнату, а его мама согласилась обслуживать нас. Не теряя времени, приступили к наблюдениям. Солнце, Луна, планеты и звёзды были отчётливо видны не только в тихую погоду, но и при сильном, валившем с ног ветре.
На обратном пути, проезжая из Ялты в Севастополь, Алексей Павлович был поражён, увидев вблизи шоссе над Симеизом астрономическую обсерваторию. Это были две отдельные башни и небольшой дом. Ганский осмотрел постройки, но оказалось, что инструментов там ещё нет. Узнав, что эта обсерватория принадлежит одному из владельцев Симеиза, Мальцову, Алексей Павлович после возвращения в Пулково написал ему письмо, просил сообщить подробности. По странной случайности, письмо в дороге пропало, и Алексей Павлович ответа не получил. Прошло полтора года, он послал второе письмо. На этот раз получил ответ по телеграфу. Мальцов был доволен интересом, проявленным к его обсерватории. Он назначил Ганскому свидание в Царском Селе, где в это время жил. При встрече владелец обсерватории предложил её с порядочным участком земли в дар Ганскому, Алексей Павлович растерялся. Легко сказать, получить подарок, на содержание которого не имелось никаких средств! Он рассказал об этом подарке директору Пулковской обсерватории Баклунду. Директор посоветовал написать Мальцову, что его обсерваторию могло бы принять Пулково. Мальцов согласился. Начались официальные переговоры через Академию наук и Министерство народного просвещения. Было выработано положение о Симеизском отделении Пулковской обсерватории, которое затем представили на рассмотрение в Государственную Думу. Таким неожиданным образом давнишняя мечта Ганского - иметь обсерваторию на юге - сбылась».
Полный радужных планов Алексей Ганский, назначенный директором Крымской обсерватории, в начале лета 1908-го приехал в Симеиз. Надо было подготовить обсерваторию к передаче в Пулково, установить приобретённый Николаем Мальцовым цейсовский астрограф и получить первые снимки звёзд. Всё это удалось, но, увы, совершать в Крыму новые открытия учёному было не суждено: 107 лет назад, 11 августа 1908 года, он погиб - купался при сильном прибое, ударился головой о камень. Бесценный дар Николая Мальцова - Крымское отделение для астрофизических исследований - Пулковская обсерватория принимала уже без Алексея Ганского. Передав учёным обсерваторию, Николай Мальцов продолжал о ней заботиться: помогал астрономам, приобретая всевозможные приборы. Крымского предпринимателя даже избрали почётным членом Российской академии наук, а в апреле 1913 года в его детище, Симеизской обсерватории, астроном Григорий Неуймин открыл малую планету и дал ей имя «Мальцовия». К слову, малые планеты «Симеиз» (открыта Григорием Неуйминым в марте 1913-го) и «Ганская» (открыта Сергеем Белявским в 1928-м) также открыты в Крыму, как и кратер на обратной стороне Луны, названный в 1970 году в честь Алексея Ганского.
А человек, подаривший учёным обсерваторию в Крыму, Николай Мальцов, даже эмигрировав после революции во Францию, до самой смерти в 1939-м присылал обсерватории новейшие книги по астрономии.
Годы спустя
Официальной датой начала научной работы в Симеизской обсерватории считается март 1909 года, когда астроном Сергей Белявский получил на двойном астрографе, купленном Мальцовым, первый удачный снимок звёздного неба. Через два года в Крыму открыты малая планета
МА-1911 и комета «1911g». Симеизское отделение Пулковской обсерватории включилось в международную работу по малым планетам и вскоре стало лидером. В 1913-м построены главное здание обсерватории, квартиры для сотрудников, электростанция. Уже в советское время в куполе обсерватории установлен крупнейший на то время в Европе телескоп метрового диаметра.
Не прекращавшая работу даже в гражданскую войну Симеизская обсерватория серьёзно пострадала от фашистов в Великую Отечественную. После освобождения Крыма начались работы по восстановлению обсерватории, а 30 июня 1945 года по инициативе Академии наук принято решение о создании Крымской астрофизической обсерватории, в состав которой вошла Симеизская, почти 10 лет, до введения в строй в 1955-м обсерватории в Научном Бахчисарайского района, была её основной базой. На фундаменте старых зданий в Симеизе возвели новые, а место украденного врагами 100-сантиметрового телескопа занял 122-сантиметровый из Берлинско-Бабельсбергской обсерватории. Постепенно появились новые приборы. Именно в Симеизской обсерватории в октябре 1959 года управляли космической станцией «Луна-3» и получили первые фотографии обратной стороны спутника Земли.
Обсерватория, которую заложил 115 лет назад симеизский предприниматель, продолжает работать. А ещё сюда можно прийти на экскурсию и не только услышать интереснейшие рассказы сотрудников, но и посмотреть в телескоп на звёздное небо, как сто с лишним лет назад делали Николай Мальцов и Алексей Ганский - люди, без которых не было бы в Крыму обсерватории.

Николай Мальцов.

Алексей Ганский.

Наталья ПУПКОВА.