Кольчужных дел мастер

Как военная броня переросла в изящное искусство

11 Август 2015 425
Антон Приймачук за работой.
Антон Приймачук за работой.

XV рыцарский фестиваль «Генуэзский шлем» в самом разгаре: сражения на мечах, штурм крепости, соревнования в скорости, ловкости - всё это традиционно занятия мужские. Как и другая сторона фестиваля - ремесленничество. В этот раз нам посчастливилось познакомиться с настоящим хозяином Медной горы, рукам которого послушны и металл, и камень. Только родом он не с холодных Уральских гор и вышел не из мастеров Алтая. Уроженец Крыма Антон Приймачук рассказал нашей газете о своём редком ремесле - изготовлении кольчужных украшений.

- Антон, как эта красота связана с кольчугой?
- Сама техника называется кольчужной, потому что изделия делаются из колец, как в старину кольчуги. Только есть некоторые отличия. В доспехах главное - прочность, чтобы нельзя было разрубить. Для нас плотность и жёсткость плетения не так важны, поэтому мы уходим в чистую эстетику.
- Как вам пришло в голову заниматься таким редким делом?
- У меня с детства была склонность к мелкой ручной работе. Маленьким я лепил солдатиков из пластилина. По образованию я судомеханик, но склонность к ювелирному мастерству начала проявляться уже в техникуме. Я выучился, ходил по морям, но потом решил, что море - это не навсегда, что я хочу нормальную семью. Поэтому море я оставил в покое. Поехал в Винницу, выучился ювелирному ремеслу. Когда появилась семья, я стал заниматься исключительно производством украшений.
- Я, конечно, не специалист, но не все кольчуги выглядят одинаково. Откуда в украшениях такое разнообразие узоров?
- Существует несколько исторических плетений: европейское - это классика, византийское напоминает круглый жгутик, и так называемый «лисий хвост» или «коробочка».
- Но, к примеру, византийское плетение тоже может быть разным?
- Конечно. Оно обязательно содержит модуль, а с ним можно экспериментировать, как хочешь. Здесь уже дело фантазии. Есть также ещё одно историческое плетение, из Японии. Там кольчуги делали по-своему. У них очень узнаваемый узор: круглые кольца, которые сами с собой соединены поперёк: узор получается очень ровный. Эти кольчужные элементы нашивались на доспехи. Потом люди научились друг в друга стрелять, и надобность в кольчугах отпала.
- Но нашлось другое применение.
- Да. Второе дыхание ремесло получило, как ни странно, от хиппи. В 70-е в Америке в моде был ручной труд - фенечки и тому подобное. Потом появился некий Джошуа, эмигрант из Средней Азии, который стал заниматься производством бижутерии. Именно он изменил классический подход и изобрёл персидское плетение. Потом изменил его в полуперсидское «три в один», потом «четыре в один». Так начало развиваться это искусство. Постепенно появилось более трёхсот разных вариантов сцеплений колец. А потом появился Интернет, и люди начали обмениваться схемами.
- А что значит «три в один» и «четыре в один»?
- Это названия. Есть классификация плетений. Она достаточно условная, но всё-таки, чтобы не путаться, решили придумать систему названий. Например, «три в один» значит, что одно колечко захватывает определённым образом ещё три. При следующем шаге следующее колечко захватывает ещё три. Так по чуть-чуть, долгими зимними вечерами всё это и плетётся. Лучший способ занять время, кроме чтения.
- Расслабляет, как вязание?
- Знаете, не сказал бы. На самом деле нужна очень серьёзная концентрация внимания. Плетение расслабляет того, у кого есть к этому склонности. Если нет, то процесс раздражает: появляются торчащие из стены плоскогубцы, пробитые пальцы, погнутые кольца и проклятия (смеётся).
- У вас, я вижу, пальцы целы - значит, с концентрацией всё в порядке. А что нужно, чтобы сделать самое простое украшение?
- Начинается всё с проволоки. Она навивается на стержни - ригели. Они могут быть цилиндрическими или иметь узорную форму. После того, как проволока замотана в пружину, она разрезается вдоль, и получается множество колечек. Из этих колец плетётся само полотно. Помимо классических металлических колец сейчас используются и стеклянные, и каучуковые.
- То есть сгодится любой материал, если он сворачивается в кольцо?
- В сущности, да. Кроме тех колец, которые вплетаются уже закрытыми. Вместо таких сплошных колец тоже можно использовать всё, что угодно, от шайбы до какого-нибудь колечка, выточенного из камня.
- А что с камнями? Как подбираются украшения для плетений? Есть какие-то традиции или тоже зависит от фантазии?
- И то, и другое. Многое зависит от назначения украшения. К примеру, если мы плетём этнику, то это чаще всего многорядные бусы, большое количество подвесок и крупные сочленения. Всё это звенит, блестит и переливается. Если же нужно сделать что-то более повседневное, что не так эпатирует, то лично я предпочитаю использовать качественные хрустальные бусины. Хрусталь современным людям понятен.
- Он не смущает?
- Всё зависит от желания и настроения. Материалы тоже определяют стоимость: чем чище камень, тем дороже изделие. Человек видит, не может глаз оторвать, но не готов платить: дорого. Поэтому я всегда стараюсь найти компромисс цены и материала.
- Сколько времени занимает процесс?
- Если использовать простые плетения, то можно делать по два украшения в день. Серёжек, например, из одного элемента можно за два часа сделать пару. Это вместе с подготовкой колец. Самые маститые и затратные по времени украшения - те, которые выполнены в плетении «чешуя дракона». Это самое сложное из всех плетений. Если кольчужник сплёл «чешую дракона», то он полноправно считается мастером высшего уровня.
- Почему у нас так слабо развито это ремесло?
- Причин много. Это бездна ручного труда. Расходники очень дорогие. Инструменты тоже нужны разные: например, нержавеющую сталь обычной пилкой для ювелирного лобзика не распилишь, для этого нужны стоматологические инструменты. Вообще, ювелиры очень любят заимствовать у стоматологов всё подряд. Но основной фактор - это всё-таки время. Те, кто начинают заниматься плетением в рамках хобби, забрасывают очень быстро.  Глубоко копать, экспериментировать до хорошего результата часто не хватает настойчивости и усидчивости.
- Получается, не зря это всё-таки мастерство.
- И ремесло тоже. Мы же делаем эту красоту не для себя, а на продажу, ремесло должно кормить. Хотя на Западе это - любимое хобби пенсионеров и домохозяек. В Европе, кстати, есть даже специальные магазины, где можно сразу купить все заготовки и начать плести. Да и мастеров-профессионалов намного больше. У нас пока не задалось. И потом, здесь важно разнообразие. Сейчас заказать какие-то материалы с Запада практически невозможно в силу сложившейся ситуации. А порой нужно очень многое: и подвески, и чешуйки, и правильная фурнитура. На толстый браслет не поставишь обычный карабин. То есть, чтобы сделать хорошее изделие, нужно побегать, а у нас побегать, собственно, негде.
- У вас есть свои фишки, особенности стиля, почерк?
- Я делаю упор на яркость и выразительность. Наверное, это дань татарским предкам, всё-таки восток мне далеко не чужд. Ещё считаю, чем мельче и плотнее плетение, тем лучше. Использую много камней и подвесок. Есть люди, которые делают упор на голое плетение без камней. Кто-то, наоборот, работает с обилием камней - это моменты творческого становления. А на меня ещё очень сильно влияет жена. Я раньше делал в основном цепочки с редким использованием камней. Она посмотрела и сказала: круто, но никто не купит. Она - дизайнер и помогает мне доводить мои идеи до конца. Я хорошо плету цепь, но чтобы было красиво и понятно не только мне, жена помогает что-то добавить. Так порой двухрядный браслетик разрастается до четырёхрядного колье. И это нормально.

Чтобы «почувствовать» украшение, его обязательно нужно подержать в руках и примерить.

Беседовала

Наталия НАЗАРУК.