Подвиг матери

10 Август 2015 453
Екатерина Славгородская./Фото из архива Лидии СЛАВГОРОДСКОЙ-КУРПИЕВОЙ.
Екатерина Славгородская./Фото из архива Лидии СЛАВГОРОДСКОЙ-КУРПИЕВОЙ.

Немногим больше 30 лет было Екатерине Славгородской, когда на фронте погиб муж, она осталась одна с пятью малышами. Но не сдалась - вырастила, дала образование. «Женщина детей растила молча, сердце наглухо закрыв от всех обид. Сеяла, пахала и снопы вязала - время шло, на всё хватало сил». Эти строки о маме позже напишет Лидия Славгородская, академик Крымской академии наук, автор многих книг по сельскому хозяйству. Дочь уверена: если бы не мама, ни она, ни братья с сёстрами ничего не добились бы в жизни, а может, и не выжили вовсе - мама спасала, заботилась, каждый день совершала свой подвиг во имя детей.

- Увы, уже нет мамы рядом с нами, но память - вечна. Она ведь была большой труженицей, - рассказала нашей газете Лидия Славгородская- Курпиева. - Хоть не знала грамоты, но была очень ответственная. Мы до войны были счастливой крестьянской семьёй с хутора Колотово Воронежской области. Папа Епифан Прокопьевич, мама Екатерина Семёновна, детвора Вера, Мария, Коля, я. Дед Прокопий Славгородский ещё в двадцатых основал на хуторе, находившемся в 18 километрах от райцентра и в семи от сельсовета, первичную коммунистическую организацию. Не было транспорта, не было на хуторе ни радио, ни света, но благодаря моему дедушке все новости на хуторе узнавали своевременно. Таким же просветителем, к слову, позже стал его сын, мой отец Епифан, а через годы и мой младший брат Владимир, появившийся на свет в суровую первую военную зиму.
О начале войны на хуторе узнали из громкоговорителя, установленного на автомобиле. «Дорогие граждане, война! Мужчины, будьте готовы встать на защиту нашей Родины!». На следующее утро отец нашей читательницы с восемью братьями - родными и двоюродными - ушёл в райцентр на призывной пункт. У каждого остались жёны да по пять-восемь детей.
- Наша мама плакала, а мы хором говорили ей, что папа вернётся, - вспоминает Лидия Епифановна. - И он появился в 1942 году с поручением срочно эвакуировать скот, продовольствие и людей за Урал. Успел узнать тогда, что родился  сын Владимир. Когда малышу было два месяца, папа эвакуировал нас к переправе через Дон, а сам ушёл в партизанский отряд. Мне было тогда шесть лет, помню, когда отец уходил, отдал маме Красное знамя и попросил его сохранить. Мама обмотала себя знаменем, сверху надела юбку. Шла погрузка на паром, перед нами погрузили провиант. Но паром так и не вернулся - на наших глазах его разбомбили фашистские самолёты. Мы решили вернуться на хутор. Оказалось, что там уже были фашисты. Маме удалось спрятать знамя в глубоком высохшем колодце, укрепив его проволокой в стенке.
Полицаем стал один из местных, Фёдор. Он смог дезертировать даже после того, как перед уходом в партизаны папа вытащил его и ещё двух парней из подвала и отправил на призывной пункт. Те двое ушли на фронт, а Фёдор удрал, пошёл служить фашистам. Какие маме пришлось вытерпеть издевательства с его стороны, но её всегда защищал старичок-староста Савочка. Мама, конечно, боялась за каждого. ведь мы, несмотря на войну, были детьми. Помню, однажды я подобрала листовку, что сбрасывали с самолёта, так один фашист за это чуть не зарубил меня топором, к счастью, занесённое над головой орудие перехватил другой немец. А я не могла даже с места сдвинуться - мама потом долго меня успокаивала.
Уже после освобождения Воронежской области семья получила письмо от отца и мужа: писал, что скоро войне конец, он вернётся домой. А в конце апреля 1944-го Екатерину Славгородскую вызвали в районный центр.
- Мы её ждали целый день. Вечером встретили, а она плачет и показывает документ о гибели отца. Он погиб в Румынии 28 апреля 1944 года. С фронта не вернулись и три папиных брата - Григорий, Иван и Василий, племянник Егор. Спустя годы в районном центре Вейделевка (сейчас Белгородская область) воздвигнут им памятник. Но это всё потом, а тогда, в 1944-м, мы с мамой были оглушены страшной вестью. Мама плакала ночами, чтобы мы не видели слёз, всю жизнь потом хранила извещение, что «пал смертью храбрых». И всю свою жизнь посвятила нам. Работала в колхозе, тяжело, трудно было, но всем дала образование: Вера - шеф-повар, Мария - инженер кинофикации, Николай сначала окончил горный техникум, 13 лет работал под землёй, а затем окончил Ленинградскую лесотехническую академию и стал работать в области лесного хозяйства. Володя окончил Ялтинский сельхозтехникум, затем Крымский сельхозинститут, стал агрономом и членом-корреспондентом Крымской академии наук. Эти же учебные заведения окончила и я, защитила кандидатскую и докторскую диссертации, член-корреспондент и академик КАН. Но ничего этого не было бы в нашей жизни, если бы не мама...

Наталья ПУПКОВА.