Если бы не Крым...

В СССР не было бы «Волги», а в США - «Златоуста»

28 Июль 2015 352
Непроходимую глинистую дорогу нашли в Сакском районе.
Непроходимую глинистую дорогу нашли в Сакском районе.

Крым - это не только жители-труженики, курортники и природные красоты «ордена на груди планеты Земля». Это ещё и богатая история, события и люди, без которых жизнь могла стать совсем иной. «Крымская правда» продолжает выяснять, за что мир благодарен нашему полуострову.

Вдоль «Пути
к коммунизму»
С шестидесятых годов прошлого века «Волга» стала настоящим символом Советского Союза: её снимали в кино - «Берегись автомобиля», «Три плюс два», «Бриллиантовая рука» и в других фильмах, её выигрывали по билетам денежно-вещевой лотереи, на неё копили деньги и в новеньком авто с шиком ездили по городу и на дачу. Работы над автомобилем «Газ-21», названном в честь самой длинной реки в Европе, начались на Горьковском автозаводе имени Молотова в ноябре 1953 года, группу создателей возглавил ведущий конструктор проекта Александр Невзоров, дизайн придумал Лев Еремеев. Первые три опытных образца, для которых придумали две коробки передач - автоматическую и механическую, появились через год. Но если бы не наш полуостров и его дороги, «Волга» не смогла бы выйти в массовое производство. Ведь Крым стал местом испытания нового автомобиля.
3 мая 1955 года в столице страны был дан старт автомобильному пробегу Москва - Симферополь - Москвa. В путь
отправились две «Волги» с автоматической коробкой передач и одна - с механической. Вместе с ними для сравнения в пробеге участвовали две предшественницы - «Победы» и два «конкурента - новенькие американские «Форд Мейнлайн», «Шевропе Пауэр Глайд» и английская «Стандард Вангард». За рулём бирюзовой «Волги» был мастер спорта, двукратный чемпион СССР по автогонкам Михаил Метелёв, машину цвета слоновой кости вёл мастер спорта, чемпион страны 1954 года Яков Рябинин, а за рулём вишнёвого автомобиля - мастер спорта, рекордсмен страны Николай Сорокин. Руководил испытаниями мастер спорта Андрей Понизовкин, а председателем государственной комиссии по испытаниям был доктор технических наук Дмитрий Великанов. Кстати, начинавший трудовой путь в Крыму - в двадцатых годах прошлого века работал автомехаником, помощником шофёра автотранспортного предприятия «Крымкурсо». Вместе с испытателями в автопробег отправился и корреспондент «Огонька» Владимир Полынин, писавший, что «Крым стал для испытателей автомашин гигантским естественным автодромом. Здесь можно найти и прямую, как стрела, асфальтовую магистраль, и грязную, топкую низину, и крутые виражи горных дорог, и пыльный неровный просёлок».
В течение нескольких дней на ровном и прямом 27-м километре автомагистрали Симферополь - Москва, отмеченном с обоих концов красными флажками, проводились испытания на экономичность двигателя, быстроту разгона и максимальную скорость: «Машина идёт, плотно прижавшись к дороге, и слышно, с какой неохотой расступается перед ней воздух - всё-таки 130 километров в час». «Труднейшей горной дорогой в Крыму считается подъём на Ай-Петри. Непрерывно сменяющие друг друга крутые повороты заставляют водителей лихорадочно вертеть баранку руля то в одну, то в другую сторону. Один поворот круче другого. От непрерывных заносов и юза пронзительно визжат покрышки, нагреваясь до того, что долгое время после остановки к ним нельзя притронуться рукой. С такой быстротой наверняка не будут ездить обладатели новой машины, но испытатели считают, что она должна выдерживать и эту предельную нагрузку». Выдержала: испытания показали, что наша «Волга» в горах была лучше иностранцев.
Лучше она была и в труднопроходимых условиях: их нашли в Сакском районе неподалёку от села Митяево на территории колхоза «Путь к коммунизму»: «В густой чаще кустарников и деревьев глинистый заброшенный просёлок. Неестественным казалось видеть красивый, рождённый для больших скоростей автомобиль, барахтающимся в глубоких колеях грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего морского песка. «Волга» должна пройти там, где проходила «Победа», и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу в проходимости». В общем, столь нелюбимые нынешними водителями крымские дороги дали новому автомобилю «добро»: с 1956-го по 1958 год были выпущены 31 тысяча «ГАЗ-21», удостоенного 57 лет назад «Гран-при» на международной автомобильной выставке в Брюсселе. Спустя 60 лет те 21-е «Волги» стали ретроавтомобилями, на крымских дорогах они - редкость: увидев такую на трассе, прохожие в восторге замирают от «экзотики», как когда-то в 1955-м народ замирал от «новинок» на полуострове - бирюзовой, слоновой кости и вишнёвой машин с фигуркой оленя на капоте и большими круглыми часами с надписью «Сделано в СССР» на приборной доске.
«Исповедь» для посла
Восемь лет американское посольство в Москве было под плотным «колпаком» советских разведчиков, и обо всём происходившем там Иосиф Сталин узнавал раньше, чем президенты США. А всё благодаря Крыму и «Артеку», пионеры которого подарили послу этой страны Авереллу Гарриману деревянный американский герб. 70 лет назад, 9 февраля 1945 года, стартовала операция «Исповедь», продолжение операции «Златоуст», задуманной Иосифом Сталиным, реализованной учёными Львом Терменом, Александром Минцем, Абрамом Иоффе и Акселем Бергом под кураторством Лаврентия Берии и при помощи Вячеслава Молотова.
Мысль о необходимости «слушать» американское посольство будоражила Иосифа Сталина с 1933 года, когда оно появилось в Москве, однако к началу Великой Отечественной прослушку удалось установить только в нескольких кабинетах, где ничего значительного никогда не обсуждалось. Цель - кабинет посла - была недостижима, но руководитель Советского Союза сдаваться не собирался: он, хорошо знавший историю, вспомнил, как данайцы с помощью деревянного коня покорили Трою.
К удачному совпадению Аверелл Гарриман любил художественные изделия из дерева. Что подарить американцу? Конечно, национальный символ - белоголового орла на гербе. Но с крошечным дополнением: орёл мог слушать и передавать информацию советской разведке. Вручить подарок доверили маленьким артековцам во время встречи лидеров стран-союзниц на Ялтинской конференции в феврале 1945 года. Министр иностранных дел Вячеслав Молотов специально пригласил президента США Франклина Рузвельта и премьера Великобритании Уинстона Черчилля в «Артек». Расчёт был прост: сами они не поедут из соображений безопасности, но отказать принимающей стороне тоже не смогут - отправят послов своих государств. Вместе с послом Великобритании Арчибальдом Керром в пионерский лагерь поехала супруга английского премьера Климентина Черчилль, подарившая детям 15 сорокаместных санитарных палаток. А посол США в СССР Аверелл Гарриман подарил «Артеку» чек на 10 тысяч долларов, тем самым, даже не подозревая, окончательно «прикрыл» операцию «Златоуст»: ведь детвора была просто обязана сделать ему хороший ответный подарок, и странно бы это не выглядело. Артековцы исполнили гимн США и внесли в зал американский герб, сделанный из ценных пород, о чём свидетельствовал паспорт-сертификат, подписанный всесоюзным старостой Михаилом Калининым: сандал, секвойя, слоновая пальма, парротия, красное и чёрное дерево, чёрная ольха, самшит. Растроганный посол лишь вымолвил: «Что же с этой красотой делать». Бывший в курсе операции личный переводчик Сталина Валентин Бережков словно в шутку посоветовал: «Повесьте его в рабочем кабинете. Англичане умрут от зависти».
Посол совету внял: артековский подарок украсил кабинет. А на последних этажах домов, соседствовавших со зданием посольства, поселились чекисты, игравшие роли жильцов обычных квартир. Они-то и занимались приёмом сигналов. Работать микрофон мог годами: у него не было никаких батарей, вся подпитка шла от микроволнового излучения антенны, установленной на соседнем доме и замаскированной под громоотвод. Микроволновые импульсы подавались на «Златоуст» генератором, а приём, расшифровка и запись «Исповеди» на магнитную ленту возвращающихся колебаний осуществлялись ещё одним уникальным аппаратом, созданным советскими учёными. Орёл с прослушкой провисел в посольстве восемь лет: сменились четыре посла, но никто не посмел тронуть красивейший подарок «Артека» - операция «Исповедь» продолжалась. В конце 1952-го
американский радиотехник случайно наткнулся в эфире на неизвестную частоту, сотрудники безопасности посольства стали проверять сантиметр за сантиметром, весной 1953-го обнаружили «какую-то проволочку и мембрану» внутри деревянного герба в кабинете посла. Но что это, как работает? Разобраться помог британский учёный Питер Райт, знавший о принципе работы микроволнового резонатора Льва Термена, который советский учёный применил в «Златоусте». О постыдной находке американцы предпочли умолчать, и ни они, ни англичане так и не смогли создать что-то подобное у себя. «Проговорились» лишь в 60-м, когда в нашей стране сбили американского шпиона Гарри Пауэрса. Оправдывались, что не только они шпионили, но и СССР, причём долго: даже показывали «артековский» герб и микрофон (сейчас они хранятся в музее ЦРУ в Лэнгли) на заседании Совета Безопасности ООН. Заведующий музеем истории «Артека» Владимир Свистов, в 1945-м подбиравший ребят «посмышлённей» для вручения герба, говорил потом: «Я даже и подумать не мог, что мы все входили в историю мирового шпионажа, невольно стали участниками самой громкой и удачной разведоперации советских спецслужб».
Это некоторые крымские события и люди, без которых мировая история развивалась бы иначе. Ждём ваших писем: 295000, Симферополь, ул. Генерала Васильева, 44, или pisma@с-pravda.ru

Американцы решились рассказать о прослушке лишь через восемь лет.

Фото Владимира Полынина и с сайта topwar.ru