Декантация у нас. А вы что подумали?

Мы привыкаем считать чужим то, что раньше было общим

24 Июль 2015 877
Бывшие «наши» продолжают отступать на Украину.
Бывшие «наши» продолжают отступать на Украину. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Виноделы называют декантацией снятие вина с осадка в процессе переливания из одной ёмкости в другую. Его сопровождает аэрация - взаимодействие вина с воздухом. Не только виноделы понимают: в Крыму сейчас идёт именно такой процесс. Вино революции перебродило, образовался осадок, нужно перелить чистое вино наших завоеваний в другую ёмкость, освободиться от осадка, насытиться свежим воздухом перемен.

Трудно это сделать? А кто обещал, что будет легко? Создание нового, настоящего - нелёгкое дело. А мы делаем то, чего вообще никто никогда не делал. Понимаем, что живём в эпоху исторических перемен, осознаём миссию. Потом эти дни нашей жизни будут отражены в учебниках истории. А мы живём здесь и сейчас.
И сознанием исторической важности сыт не будешь. Пора сдувать щёки и начинать убирать, пахать и сеять, учить и лечить, строить и зарабатывать на хлеб насущный.
А ещё найти в душе место, где теперь будут жить воспоминания о друзьях, которые вдруг стали бывшими. И смириться с тем, что общее прошлое у нас есть, а общее будущее, кажется, не сложится. Да было ли таким уж общим то самое прошлое? Люди разные, и жили по-разному, и мыслили каждый по-своему, просто как-то не было повода выяснять отношения. Теперь такой повод появился. И приходится разделяться.
Соседка жалуется, что внук называет мать и бабушку «ватой», «колорадами» и прочими плохими словами. Представляете, у вполне себе русской, рождённой на Урале и прожившей всю жизнь в Крыму бабушки, в доме практически гражданская война из-за Украины. Ну, конечно, понятно же, откуда ветер веет. Мальчик окончил украинскую гимназию, там «ему мозги и промыли, научили Россию во всех бедах обвинять». Гимназия виновата? А чего ж такая русская бабушка отдала внука в украинскую гимназию? Чего она ждала на выходе? Там условия хорошие, и вообще, кто ж знал, что так обернётся? При Украине оно как-то и логично было учить украинским понятиям.
Логично, говоришь? А чего ж теперь жалуешься? Учителя истории, как раз при Украине-то и учившие крымских детей не по учебникам, состряпанным и отпечатанным где-то в Канаде, рисковавшие быть отлучёнными от профессии, тебя не поймут. Родители, пришедшие в ужас от этих самых учебников, сами образовывали своих чад, возили их на экскурсии в Севастополь, на материковую Россию, делали всё, чтобы дети не выросли манкуртами, родства не помнящими, тоже твою логику не поймут.
«Кто ж знал, кто ж знал, что всё так обернётся…».  Соседка винит себя в непредусмотрительности и только. То есть знала бы она, что Крым снова будет российским, воспитывала бы внука иначе. Да ладно! Можно подумать, те, кто вырастил своих детей патриотами России в украинском Крыму, знали, что всё именно так обернётся. Да, надеялись, что восторжествует справедливость, да, ждали и приближали, как могли, но уверенности полной не было. И «логичней» было бы приспособить деток к имеющейся реальности и не париться о высоких материях.
А кто б тогда вышел на площади с протестами против власти националистов, кто бы стоял у Перекопа, не пропуская «поезда дружбы»?
Разделились мы. Кто-то уехал совсем. Не принял новую реальность. Мы думали, они свои, оказалось, чужие. Кто-то остался здесь и злобствует, помогая злобствовать тем, кто за Перекопом. Жалко их. Потому что злоба разъедает изнутри, как ржавчина.
Есть ещё категория граждан, которые никак не определятся, как та обезьяна из анекдота, красивые они или умные. Мечутся, пытаются усидеть на двух стульях одной своей пятой точкой. Держат в уме пословицу про ласкового теля, которое двух маток сосёт. Предусмотреть пытаются. А ну как Крым снова станет украинским, а мы вот такие, вроде не при делах, всегда за тех, кто сейчас правит.
Сны о Крыме, который снова стал украинским, - это уже давно не страшно, это теперь даже не смешно. Но противно. Потому что злоба неприкрытая так и брызжет. Бывшие наши, вы что, завидуете? Или живёте по ещё одной вашей пословице, ставшей чертой характера: не съем, так понадкусываю? Воду перекрыть, поезда не пускать, туристов, едущих в Крым, наказывать, свет отключать? Что ещё придумаете?
И радоваться аж до диареи, если что-то у нас не так. Ага, представителей власти уличили в коррупции! Смотрите, дороги никак не отремонтируют. Видите, какие цены бешеные? И туристы не едут, и вообще, крокодил не ловится, не растёт кокос на этом острове.
Опровергать весь этот бред уже надоело. Возражать тем более. Как не поймут, что в живом доме у живых людей жизненные проблемы. Их нужно решать, что мы и делаем.
У нас декантация. Мы снимаем перебродившее вино с осадка.
А вы - тот самый осадок, который в новой ёмкости нам не нужен.
Но всё же как-то жаль терять тех, с кем сроднился. Может быть, просто не выяснять, не говорить о больном? Есть же другие темы для разговоров, другие поводы для общения.
Сидим мы с Ниной на балаклавской набережной в кафешке. Едим барабульку. Пьём инкерманское алиготе. Это у нас ритуал такой, уже много лет его практикуем. Надоест всё, достанут детали быта и прочие хлопоты, махнём рукой на всё и махнём в Балаклаву.
Мы знакомы сто лет. Мы вместе растили детей и делали ремонты в своих хрущёвках. Мы делились секретами и деньгами. Мы дружили. По крайней мере, так обе считали. Сегодня мы прощаемся. Нина окончательно переезжает на Украину.
К детям, в большой украинский город, совсем рядом с которым идёт сейчас непонятная война.
Когда у нас случилась «Крымская весна»,  Нина внезапно хохлонулась. Дети её давно живут на Украине, а Нина всегда ждала их в Крыму, радовалась приезду, и никогда ни о каких патриотических настроениях мы не говорили. Мы же друзья, значит, по умолчанию, чувствуем и думаем одинаково. Оказалось, так только казалось. Нина рванула к детям, от «зелёных человечков», как она объяснила. Потом вернулась. Получила российский паспорт. И снова уехала. И снова вернулась. На этот раз оформлять российскую пенсию. И опять - на Украину. Так и металась. Теперь приехала продавать свою уютную квартиру, дачку и прочее имущество. Чтобы уж окончательно осесть рядом с детьми.
И рядом с чужой войной.
Год назад мы яростно ссорились, выясняя отношения между Россией и Украиной, доказывали, чей Крым, чуть до драки дело не доходило. Потом решили, что делить нам нечего, а общего много. И запретили себе говорить о политике вообще. Мало разве общих тем?
И вот - любимая балаклавская набережная. Барабулька, вино, родное лицо напротив. Не говорить о том, что разделяет. А того, что объединяло, осталось мало. О детях? Значит, спрашивать, чем занимается её сын-волонтёр на той самой войне. На чьей он стороне? О кино, о книгах? Значит, наткнуться на список запрещённых на Украине писателей, актёров, фильмов, книг.
Была у нас в ходу такая шутка. На вопрос, как дела, следовало отвечать: зачем спрашиваешь, в одной стране живём. Шутка утратила актуальность. Мы живём в разных странах.

Наталья АСТАХОВА.