Дело - табак

Есть ли будущее у крымского табаководства?

23 Июль 2015 611
Чтобы сохранить семена, табак из коллекции периодически высаживают.
Чтобы сохранить семена, табак из коллекции периодически высаживают.

Сочные фрукты, изысканное вино, комфортный климат и удивительной красоты природа - это то, чем сегодня славится Крым. В советские годы наш край был известен ещё и благодаря выращиваемому здесь табаку. «Дюбек», «Вирджиния», «Американ» - это те купажные сорта, которые когда-то приносили большую прибыль крымским хозяйствам. Именно из этого табака делали лучшие советские сигареты. С развалом Союза пришло в упадок и крымское табаководство. Месяц назад, впрочем, довелось услышать, что его планируют возродить. Вот только возможно ли это в нынешних условиях?

Исторический ликбез

История крымского табаководства уходит в уже далёкое прошлое. Выращивать его на территории полуострова начали ещё при Петре Первом, который официально разрешил употреблять табак. Но столь далёкое прошлое нас почти не интересует.
Куда важнее вспомнить знакомые нам не понаслышке времена советские. Именно их принято считать периодом расцвета крымского табаководства. В 1932 году табаком было засеяно почти 10 тысяч гектаров. В период с 1945-го по 1985 год средняя площадь, занимаемая табачными плантациями, составляла уже 6-7 тысяч гектаров, но этого вполне хватало, чтобы обеспечить табачную промышленность страны ароматическими сортами табака.
Сорта, пригодные для производства высококачественных сигарет, производились лишь на узкой полоске Южного берега («Дюбек» - в зоне Ялты и Гурзуфа, «Американ» - в зоне Алушты, Судака, Нового Света), а в предгорных районах занимались производством хотя и менее качественного, но не менее купажного табачного сырья.
В те годы выращивание табака кормило тысячи крымчан и приносило большой доход аграрным предприятиям.
К сожалению, всё, что осталось от крымского табаководства, - небольшой научный отдел при Институте винограда и вина «Магарач». Работает там десяток специалистов. Их задача - сохранить крымские сорта табака.

Развал без схождения

- Это совершенно уникальная коллекция. В неё входят более 1200 сортов табака, большинство из которых уникальны и есть только у нас. Многие из них были собраны в 30-е годы прошлого века, - рассказывает Лидия Каргина, начальник отдела табаководства Института винограда и вина «Магарач» и по совместительству главный хранитель уникального Музея табака. - Раз в четыре года мы коллекцию пересеиваем, чтобы поддерживать жизнеспособность образцов. Мы всё ещё верим, что когда-нибудь табаководство возродят.
О временах, когда эта отрасль сельского хозяйства процветала, Лидия Каргина вспоминает с удовольствием.
О лихих 90-х то же сказать нельзя. Дело в том, что табачная промышленность была отраслью высокоинтегрированной и развал Союза очень сильно её подкосил.
- Наш табак использовался в качестве купажа, придания сигаретам неповторимого вкуса и аромата. В сигареты он добавлялся в малых количествах. Что касается скелетного табака, то он выращивался на Кубани, в Брянской области, Белоруссии. В одной «меске» мог находиться табак из разных концов Советского Союза. С его развалом производственные цепочки рассыпались, что, конечно, отразилось на табаководстве, - объясняет не скрывающий горечи селекционер.
Впрочем, окончательно табаководство умерло, когда в страны бывшего соцлагеря пришли транснациональные табачные корпорации. Декларируя намерения поддержать отечественных производителей табака, они за бесценок скупили табачные фабрики и, нарушив обещания, отказались от сырья, выращиваемого оте­чественными аграриями.

Табак табаку рознь

От использования крымского табака зарубежные табачные корпорации, быстро ставшие монополистами, отказались не из-за его плохого качества. Всё как раз наоборот: наш табак был слишком хорош для них.
- Большие корпорации всегда идут по пути удешевления. Это приводит к тому, что сигареты набиваются таким мусором, который и табаком-то назвать нельзя. Некоторые компании используют даже заменитель табака и, по сути, могут положить в сигарету всё, что угодно, - рассказывает начальник отдела табаководства Института винограда и вина «Магарач». - Ароматические табаки не используют вовсе. Вместо них в ход идут искусственные ароматизаторы, а для горючести  добавляют специальные вещества. Бумагу тоже пропитывают синтетикой. Сигарета в итоге получается очень токсичной. Когда курильщик зажигает её, вся эта химия вступает в реакцию между собой - и вот вам около двух тысяч канцерогенов, которые вызывают рак лёгких, желудка,  а у мужчин - ещё и предстательной железы. Натуральный табак в разы безопасней, но производство таких сигарет обходится дороже.
Собственно, цена пачки - это тот фактор, который не оставляет небольшим табачным фабрикам даже шанса на выживание. Транснациональные табачные компании, производящие низкопробную, но относительно дешёвую продукцию, готовы «задавить» любого, кто осмелится покуситься на их монополию. В Симферополе, например, вплоть до 2004 года работал фермзавод (промежуточное производственное звено, куда с полей для дальнейшей ферментации поступает табак), на котором производилось несколько марок бесфильтровых сигарет. Их делали из натурального табака на старом оборудовании. Продавали почти по себестоимости, и пользовались они вполне приличным спросом. Сейчас об этом небольшом производстве напоминают только несколько сигаретных пачек, сохранившихся в Музее табака. Линию пришлось закрыть после того, как крупные табачные компании начали демпинговать цены. Сбросив розничную стоимость пачки на несколько копеек, они сделали крымскую продукцию неконкурентоспособной. Линию по производству сигарет из натурального табака пришлось закрыть.

Туманные перспективы

Селекционеры уверены, что восстановить крымское табаководство можно, но только в том случае, если государство повернётся лицом к отечественному производителю.
- Нам надо брать пример с Китая, где вся табачная промышленность находится под контролем государства. Там сами выращивают табак, делают сигареты и могут экспортировать их во многие страны. А вот завезти в Китай табак или сигареты нельзя. Точнее, можно, но за это придётся заплатить такую пошлину, что рад не будешь. У нас всё наоборот, - сожалеет Лидия Каргина. - Надо, чтобы государство поняло, что наш народ пытаются отравить, тогда, может, и удастся восстановить наше табаководство.
В любом случае сделать это будет непросто. По данным, предоставленным Министерством сельского хозяйства республики, в настоящее время на Южном берегу Крыма практически не осталось участков, пригодных для высокорентабельного возделывания табака. Использовавшиеся  ранее для этих целей угодья заняты виноградниками или переданы для развития курортного бизнеса и рекреационного строительства. Что касается хозяйств, которые когда-то занимались табаководством,  то они уже не имеют материальной базы, необходимой для возделывания табака. Парники, сушильные комплексы, воздушные летние сушилки давно разрушены. Да и людей, желающих заниматься трудоёмким сельскохозяйственным производством, тоже практически не осталось.
- В советские годы увеличению урожайности и  наращиванию объёмов производства табака способствовали государство и плановая экономика. Производителей табака мотивировали рублём. Действовали 10-процентные надбавки к закупочным ценам за раннюю сдачу табака и 50-процентная надбавка - за сверхурожайность. До 1986 года включительно эти надбавки позволяли хозяйствам Крыма получать дополнительно до 3,5 миллиона рублей. Однако с 1987 года, после отмены надбавки к ценам на табак, резко снизилась материальная заинтересованность производителей сырья. Что касается сегодняшнего дня, то, к сожалению, в Крыму не осталось ни одного предприятия, способного принимать выращенное табачное сырьё для ферментации и последующей переработки, - сообщил нам министр сельского хозяйства Крыма Виталий Полищук. - Гипотетически производство табака можно будет начать  на базе фермерских хозяйств, при условии  их достаточной материальной заинтересованности. Но надо понимать, что реализация новых проектов по возделыванию табака потребует значительных средств для строительства новых рассадных тепличных комплексов, сушильно-ферментационной и перерабатывающей инфраструктуры.
Выходит, что деньги на восстановление крымского табаководства так или иначе придётся искать у частных инвесторов. Так что, вероятнее всего, табаководство в Крыму в ближайшие годы будет сводиться к сохранению семян, собранных на табачных плантациях почти 100 лет назад.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.