И под водой, и на земле

Поиски ведёт Министерство обороны России

21 Июль 2015 393
Тральщик «Т-504» «Работник». Поисковики обнаружили его в первый день экспедиции.
Тральщик «Т-504» «Работник». Поисковики обнаружили его в первый день экспедиции.

В Крыму проходит экспедиция, организованная Министерством обороны страны совместно с Русским географическим обществом, Российским военно-историческим обществом и активистами поискового движения. Цель - найти останки воинов, павших в годы Великой Отечественной в акватории Чёрного моря и в районе Аджимушкайских каменоломен в Керчи, отдать им последние почести, а заодно разыскать для музеев технику и вооружение времён войны. Экспедиция стартовала в минувшую пятницу и уже принесла результаты.

Найти и увековечить
Первый этап экспедиции - морской - продлится до 27 июля. Поисковики со специальным оборудованием на борту гидрографического судна Черноморского флота ГС-86 исследуют предполагаемые места гибели четырёх подводных лодок и семи малых кораблей и судов флота, затонувших в годы Великой Отечественной. После обнаружения, идентификации, выяснения причины гибели на корпусах будут установлены мемориальные таблички с фамилиями членов экипажа.
Подводные лодки Черноморского флота, место гибели которых хотят точно определить поисковики, это - «Д-4» «Революционер», «Л-23», «Щ-214»
и «С-32». Планируется, что после обнаружения они будут официально объявлены братским воинским захоронением, место гибели нанесут на все морские карты, в этой точке будет запрещено проведение подводных работ, а корабли ВМФ России, проходя в этом районе, будут приспускать флаги и отдавать воинские почести погибшим защитникам. Первой из этих подводных лодок погибла «Щ-214» - в ночь с 19 на 20 июня 1942 года. Эта была одна из самых новых подлодок на Черноморском флоте, вступившая в строй в 1939-м. На её счету четыре удачных боевых похода, две торпедные и три артиллерийские атаки, в результате которых потоплен танкер и пять фашистских шхун. В свой
последний, пятый, поход подлодка «Щ-214» под командованием капитана III ранга Владимира Власова вышла 17 июня 1942-го из Батуми в Севастополь. В осаждённый город 19 июня доставлены 26 тонн боеприпасов и четыре тонны продовольствия, а на борт приняты раненые для эвакуации. Неподалёку от мыса Ай-Тодор подлодка, шедшая в надводном положении, атакована вражескими торпедными катерами. Из 41 члена экипажа спастись удалось двоим - Дмитрию Плешакову и Николаю Полтавцеву, фашисты подобрали их из воды и взяли в плен. Выжил там только Дмитрий Плешаков, в конце войны ему даже удалось бежать и воевать в пехоте. «Щ-214»
стала братской могилой почти для сотни человек - 39 членов экипажа и около 60 раненых защитников Севастополя. Установить их имена сложно, а вот данные подводников известны. Среди них двое крымчан: командир Владимир Власов из Севастополя и главстаршина Абдула Дадали из деревни Кажихор под Судаком.
Спустя шесть дней, 26 июня 1942-го, из похода не вернулась подлодка  «С-32», в составе Черноморского флота она пробыла ровно два года.
В последний, 13, поход подлодка под командованием капитана III ранга Стефана Павленко вышла в этот день из Батуми в Севастополь, имея на борту 40 тонн боеприпасов и 32 тонны топлива. Есть две версии гибели: по одной - «С-32» атакована в районе мысов Сарыч или Ай-Тодор итальянской подводной лодкой, по другой - потоплена германской авиацией. Согласно донесению о безвозвратных потерях бригады подлодок ЧФ, на борту было 48 подводников, в том числе краснофлотец из Феодосии Александр Козырев и старший краснофлотец из Севастополя Фёдор Ежин.
В начале декабря из 16 боевого похода не вернулась подлодка «Д-4» «Революционер» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Трофимова. На Черноморском флоте она с 1931 года, в годы войны провела семь торпедных атак, потопив один вражеский транспорт. 11 ноября 1943-го вышла на позицию в район мыса Тарханкут - Евпатория, на последний сеанс связи вышла 1 декабря. Возможно, подорвалась на мине или потоплена вражескими судами противолодочной обороны. На «Д-4» погибли 53 моряка.
У мыса Тарханкут 17 января 1944 года погиб во время 22 боевого похода подводный минный заградитель «Л-23» под командованием капитан-лейтенанта Иллариона Фартушного. За годы войны он успел выставить 80 мин, провести четыре торпедных атаки, повредив один вражеский транспорт. На подлодке погибли 56 человек, в том числе командир бригады капитан I ранга Андрей Крестовский и крымчане: джанкоец Николай Мирошниченко, Александр Мокроусов  из деревни Бор-Чокрак под Симферополем, евпаториец Михаил Каратунов. О судьбе семьи ещё одного из погибших - Дмитрия Сероокого, проживающей в Воронежской области, «Крымская правда» рассказала в октябре 2013-го.
Старт дан
Подлодки поисковикам только предстоит найти, а в первый день экспедиции обнаружен тральщик «Т-504» «Работник», потопленный фашистской авиацией 2 (по другим данным - 5) ноября 1941 года неподалёку от Ай-Тодорского маяка. Как рассказал руководитель экспедиции, замначальника управления Мин-
обороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества Андрей Таранов, «тральщик, на борту которого было 52 члена экипажа, погиб при переходе из Балаклавы в Туапсе. Он вёз груз, рабочих мастерской охраны водного района Главной базы и 80 членов семей комсостава». Груз погиб полностью, часть людей удалось спасти. Сколько точно - неизвестно, но в документах, которые удалось найти «Крымской правде» в базе данных Центрального архива Мин-
обороны, погибшими числятся 18 человек, в том числе пять членов экипажа.
Сутки назад поисковая экспедиция Минобороны России установила точные места гибели ещё двух кораблей. Как рассказал Андрей Таранов, «идентифицирован транспорт «Каменец-Подольск», грузовой пароход Черноморского государственного морского пароходства». Он 29 августа 1941 года следовал из Керчи в Новороссийск в охранении сторожевого катера и был атакован двумя фашистскими самолётами-торпедоносцами. «Одна торпеда попала в среднюю часть транспорта, и он затонул. Спасено 44 человека, погибли девять. Имевшиеся координаты места гибели судна в 15 милях к югу от Керченского полуострова оказались неверными: гидролокатор объект не обнаружил. Однако на расстоянии 5500 метров на глубине около 80 метров на грунте обнаружен корпус большого судна. Размеры совпадают с размерами «Каменец-Подольска». Рядом предположительно обломки самолёта. Один из атаковавших транспорт самолётов сбит сторожевым катером, второй зацепился за мачту тонущего судна и упал в воду, так что их обломки могут находиться в непосредственной близости». Также в Керченском заливе на траверзе Эльтигена обнаружен ранее неизвестный объект, предположительно советский торпедный катер «ТК-101». В данный момент проходит исследование с погружением.
Второй этап поисковой экспедиции с 28 июля и по 7 августа пройдёт на суше в Аджимушкайских каменоломнях. Как рассказал заместитель министра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков, поиски станут 44-й по счёту экспедицией, проводимой в этом районе: «Продолжать работу здесь просто необходимо, чтобы по крупицам восстанавливать историю обороны Аджимушкайских каменоломен 1942 года». Примечательно, что в поисках останков воинов, погибших в Крыму, впервые будут участвовать солдаты и офицеры 90-го отдельного специального поискового батальона Министерства обороны. «Крымская правда» продолжает следить за ходом поисковой экспедиции, о новых находках мы обязательно расскажем нашим читателям.

Кстати

Экспедиция подняла со дна Чёрного моря немецкую автоматическую пушку «Эрликон». Её взрывом мины 19 ноября 1942 года оторвало с германской десантной баржи. После погружения к барже выяснилось, что останков людей там нет. Орудие передадут в один из музеев Минобороны России.

Наталья ПУПКОВА.