На роль дублёра

Тоннель под Керченским проливом дополнит мост

20 Июль 2015 553
Стоимость реализации проекта - 100 миллиардов рублей.
Стоимость реализации проекта - 100 миллиардов рублей.

О строительстве моста через Керченский пролив наша газета сообщала не раз. В Евразийском деловом совете (ЕДС) предлагают одновременно с мостом через Керченский пролив построить тоже за счёт частных инвестиций ещё один транспортный переход - тоннель. Общественная палата Крыма провела слушания по деталям проекта.

Над водой и под землёй
Напомним: стоимость возведения керченского моста - 228 миллиардов рублей. По проекту длина моста - 19 километров. Он будет включать автомобильный переход с двумя полосами движения в каждую сторону, а также два железнодорожных пути. Строительство перехода планируется завершить к концу 2018 года. Его строительство можно наблюдать со стороны Краснодарского края: пока строители вбивают сваи и возводят технологические сооружения. Первые транши из госбюджета пришли с пометками: «Строительно-монтажные работы» (37 миллиардов рублей) и «Инженерные изыскания и проектные работы» (3 миллиарда рублей), говорится в платёжных поручениях, опубликованных на портале госзакупок. Идею проведения общественной экспертизы или обсуждения проекта сооружения тоннеля озвучил на заседании Общественной палаты Республики Крым 25 июня 2015 года полномочный представитель президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев.
- Два транспортных перехода через Керченский пролив - это всегда лучше, чем один. Предлагаемый проект рассматривается в качестве дополнения к мосту. Рассмотрение общественностью проекта такого масштаба является непростым процессом, поскольку требует специальных технических знаний и соответствующих специалистов, - пояснил, отвечая на вопрос журналистов, не является ли тоннель альтернативой мосту, председатель Общественной палаты Крыма Григорий Иоффе.
- Хорошо, если у крымчан будет альтернатива: пользоваться мостом или тоннелем, - считает заместитель полномочного представителя президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе Николай Водорезов. - Люди смогут сами выбирать, особенно во время непогоды. Мы исходим из того, что проект тоннеля даёт много преимуществ Крыму. Кроме того, мы действуем в рамках поручения президента РФ Владимира Путина.
На базе Общественной палаты РК будет создана рабочая группа, в которую войдут эксперты и учёные Крымской академии наук, призванные изучать вопрос строительства тоннеля.
Инициатор и разработчик проекта - Евразийский деловой совет - орган, созданный в рамках Евразийского экономического сообщества и призванный содействовать реализации евразийской экономической интеграции стран-участниц. Глава комитета по финансовым рынкам и интегрированному капиталу Евразийского делового совета Борис Зверюков сообщил, что стоимость проекта может составить от 80 до 100 миллиардов рублей. Проект будет финансироваться только за счёт частных инвесторов.
Кроме транспортной функции, в проекте предусмотрены водоводы для переброски воды из Кубани в Крым, а также силовые кабели и линии связи. Предусмотрено строительство на территории Керченского полуострова терминала, где будут перерабатывать сельскохозяйственную продукцию, произведённую в Крыму, а затем перевозить на материк.
Борис Зверюков информировал, что длина тоннеля составит 8,1 км. Он будет соединяться с уже существующей транспортной инфраструктурой Керчи и Краснодарского края. Сроки строительства - два года. За месяц строители планируют преодолевать 400-500 метров под Керченским проливом. Эдуард Рубинчик, почётный строитель России, заверил, что такие сооружения должны эксплуатироваться не менее ста лет, а ремонт положен не раньше, чем через 50 лет. Так требуют нормативы. Уже есть инвесторы, готовые финансировать этот проект. Необычайно высокий интерес у инвесторов и различных структур, утверждает Зверюков. При этом он не назвал компании, готовые участвовать в проекте.
Крымские учёные предложили инициаторам детально изучить глубинное строение Керченского пролива, чтобы не было непредвиденных последствий, а также внимательно оценить экологическую обстановку на местности. При этом саму идею создания тоннеля всё-таки поддержали. Виктор Юдин, академик межрегиональной общественной организации «Крымская Академия наук», отметил, что проект и материалы к нему учёные считают рациональными и одобряют их.
Ещё один катамаран
Между тем укрепляется сообщение Крыма с материком по воде. Росморпорт вводит второй катамаран для перево­зок пассажиров по маршруту Анапа (Краснодарский край) - Феодосия (Крым), сообщила пресс-служба госпредприятия. Популярный российский курорт Анапа возобновил регулярное морское пассажирское сообщение с Крымом в начале июля, между Анапой и Феодосией курсировал лишь один катамаран.
Решение было принято ещё и в связи с тем, что в середине июля спрос на перевозки на курорты Крыма «возрос многократно».
- За первые две недели июля более тысячи пассажиров воспользовались катамараном «Сочи-2». С вводом в работу второго судна «Сочи-1» пассажиры получат возможность выбора времени отправления в 8.00 или в 16.30, суда будут выходить из Анапы и Феодосии навстречу друг другу, - цитирует ведомство гендиректора Росморпорта Андрея Тарасенко.
Двухмиллионный пассажир
Крым, несмотря на провокационные заявления с сопредельной территории, продолжает наращивать туристический поток. Международный аэропорт «Симферополь» встретил двухмиллионного пассажира. Им стала жительница Москвы Татьяна Бабаскина, прилетевшая в Республику Крым рейсом Москва - Симферополь.
Спикер крымского парламента Владимир Константинов поздравил гостью республики и отметил:
- Ещё рано подводить итоги, но мы уже сейчас можем с уверенностью утверждать, что летний сезон-2015 будет намного успешнее, чем в прошлом году.
900 автобусных маршрутов
Автобусные пассажироперевозки между Крымом и материковой частью России в настоящее время осуществляются более чем по 900 маршрутам в оба направления, сообщил министр транспорта Республики Крым Андрей Безсалов. Время пути автобусов - от 10 до 15 часов.
В крымском Минтрансе предлагают субсидировать билеты на поезд Москва - Симферополь - Москва, следующий через Керченскую паромную переправу. По словам Безсалова, этот вид транспортного сообщения между Крымом и материковой частью страны является не только самым непопулярным среди туристов, но ещё и убыточным.

Алексей ЕРМОЛИН.