Свобода в стиле афро

Какие танцы вы танцуете?

15 Июль 2015 588
 Кизомба учит не бояться других людей.
Кизомба учит не бояться других людей.

Если задать этот вопрос крымчанам, скорее всего, получите следующие ответы: бальные, вальс, хип-хоп, тектоник, возможно, танго или танец живота. Может, найдутся любители латиноамериканского соушла - сальсы и бачаты. Но, наверное, мало кто в Крыму пока что может сказать: я танцую кизомбу. Или сембу. Или афрохаус. И тем не менее такие люди в Крыму всё-таки найдутся, и с каждым годом их становится всё больше. Африканские танцы для нас ассоциируются с чем-то диковинным, малознакомым, и чаще всего в голове (спасибо передачам канала Discovery и немногим художественным фильмам) возникают образы туземцев, содрогающихся в охотничьих или ритуальных танцах или лихо отплясывающих ночью вокруг костра. И тот медленный, полный чувственности и внутренней энергии танец, который распространился около трёх лет назад в России, на первый взгляд может показаться простым, неинтересным и уж тем более не африканским. Сегодня мы расскажем, что такое кизомба на самом деле.

Завезли

Первый раз тогда ещё с совсем молодым танцевальным направлением столкнулись в Севастополе.
- Четыре года назад во время очередного визита с мастер-классами преподавателей из Киева в рамках нескольких занятий нас познакомили с кизомбой, - рассказывает Станислав Мордухаев, преподаватель сальсы и бачаты, человек, с которого началась кизомба в Крыму. - После этого я занялся танцем вплотную и очень долго в нём разбирался. Мы начали выезжать на международные фестивали и брать мастер-классы у известных инструкторов. И потихоньку стали преподавать кизомбу в Севастополе и Крыму.
Процесс шёл сначала туго, признаётся тренер: база была слабая, а стиль далёк от совершенства. Сложность заключалась и в том, что развитие танца в России только набирало обороты.
- Это самый молодой из социальных танцев, - отмечает Станислав. - Открывать группы по кизомбе, не зная элементарной базы, было бессмысленно. Поэтому мы изучили основы, дошли до среднего уровня, серьёзно занимались музыкальностью. В итоге получается, что качественно танцевать кизомбу в Севастополе начали чуть меньше года назад.
Однако за это время Станислав со своей партнёршей Натальей Вагановой успели сделать очень многое. Главное - заинтересовали тренеров по всему Крыму.

Из приморья в столицу

Постепенно с кизомбой начали знакомиться в Симферополе и других городах.
- Мы познакомились с танцем два года назад на сальса-форуме в Евпатории, когда её показал московский тренер Андрей Бессонов, - рассказывают Адрей и Светлана Целуйко, симферопольские преподаватели по сальсе и бачате, продвигающие кизомбу в столице. - Больше всего нас зацепила музыка. Именно после её прослушивания пришло осознанное решение преподавать кизомбу. Да и ученики очень просили сделать факультатив, потому что больше в Симферополе негде было научиться этому танцу.
Все крымские тренеры, увлёкшиеся кизомбой, признаются: сначала очаровала музыка.
- Музыка в кизомбе зацепила сразу, - говорит Станислав. - Потом я проникся музыкальностью танца, его движением без нагрузки и свободой, которую он дарит. Это было что-то новое, свежее.
- После очарования музыкой пришло ещё и понимание того, что именно этот танец позволяет научиться тонко чувствовать друг друга. Он сильно отличается по характеру от сальсы и бачаты, но хорошо дополняет их с точки зрения эмоций, - поясняют Светлана и Андрей.
Группа по кизомбе существует в Симферополе уже больше полугода. За это время энтузиасты также добились многого. С каждым днём танцоры всё больше проникаются особенностями культуры этого танца, его эстетики. И с каждым днём танец требует от своих поклонников всё больше внимания, энергии и стремления вперёд.
Именно для того, чтобы качественно обучаться кизомбе, привлекать к изучению танца новых людей и постоянно совершенствоваться в уже пройденном, севастопольские танцоры решили централизовать усилия и собрать всех и вся воедино. Так родился проект CrimeaKizzSchool - крымская школа кизомбы.

Кизомберос, за парты: урок начался!

Первый этап проекта CrimeaKizzSchool стартовал и прошёл в эти выходные. Учиться приехали танцоры почти из всех крымских городов.
- Этот проект направлен на обучение людей, начиная с азов и заканчивая разновидностями стиля, - рассказывает организатор Станислав Мордухаев. - Мы назвали его школой не просто так: это не только выходные с преподавателем. Здесь - полное обучение, включая историю и культуру танца. И постепенно будем подниматься выше и выше.
Первого учителя-предметника пригласили из Санкт-Петербурга, и никто не удивился тому, что преподаватель буквально родился с кизомбой в крови. Тьерри Деа, уроженец Кот-д’Ивуара, признаётся: когда девять лет назад приехал в Россию учиться, даже не предполагал, что станет танцевать национальный танец и тем более учить ему других.
- Я точно не могу сказать, когда начал танцевать: у нас дома танцуют почти все. Кизомба - часть нашей культуры, ей не учат, она просто есть, - рассказывает он бегло по-русски. - Пока учился, я три раза подряд выиграл в университетском конкурсе, танцуя афро. Сначала это была игра.
А потом мне самому стало интересно понять, что же я танцую. Меня заметили и пригласили попробовать преподавать. Так, после учёбы я приходил и потихоньку учил других - сначала афрохаусу.
А три года назад кизомба тоже стала популярной, и я начал её преподавать. До этого сам ходил на занятия, учился вместе с другими танцевать свой народный танец, хотя я его знал. Но мне нужно было отработать технику, чтобы знать, чему учить.
Резко возросшую популярность танца в Европе и России культурный носитель объясняет тем, что кизомба, во-первых, позволяет прикоснуться к чему-то новому и экзотичному, а во-вторых, потому что на первый взгляд кажется такой лёгкой.
- Когда смотришь видео, думаешь: ну что в этом такого! На самом деле люди могут много лет танцевать сальсу, бачату, а потом стать в пару в кизомбе и не сделать ни шага. Вот тут приходит понимание, что не могут руководить танцем, не могут вести друг друга. И появляется азарт научиться, - поясняет Тьерри. - Мало того что нужно идти самому, нужно ещё вести и другого человека! И вот это интересно в кизомбе. В этом танце много импровизации. В один момент ты что-то чувствуешь, и тебе надо тут же передать это партнёру. А на видео кажется, что люди просто шагают.
Ещё один немаловажный фактор, по мнению Тьерри, в том, что танец учит владеть телом и дарит полную свободу движения.
- Африканские танцы учат владеть собой. Тем более что в кизомбе партнёр находится очень близко, и каждое движение твоего корпуса моментально передаётся в паре, - поясняет танцор. - Этим мне и другим и нравится танец: тебе нужно понять всё своё тело до последнего мускула, и каждая мышца работает самостоятельно. Ты можешь блокировать одну ногу и в это время танцевать второй или остановить верхнюю часть тела и танцевать только бёдрами.
- Но нельзя не заметить, что в России этот танец уже не выглядит народным: слишком интимный, чувственный.
- А он такой и есть! Чувственность, близость в кизомбе - это главное. Этим она и привлекла Европу, а потом Россию: здесь люди не умеют просто быть рядом, прикасаться друг к другу. Стесняются этого. У нас дома, если ты видишь человека, друг он тебе или малознакомый человек, можешь подойти и обнять его. И это совершенно нормально. Так и в танце: он помогает раскрепоститься, быть проще. В России люди не подходят и не обнимают друг друга, они могут и издалека поздороваться. А просто обнять девушку - это вообще что-то невообразимое! Сразу включается «нет, я её не знаю» и «надо аккуратнее, мало ли». А в кизомбе они могут обнять друг друга и начать танцевать без стеснения и страха.
Свобода движения, буря эмоций и завораживающая музыка - вот формула кизомбы. И попасть в водоворот этого танца никогда не поздно.
- В этом году на сальса-форуме в Евпатории мы решили сделать отдельный танцпол с мастер-классами по кизомбе, сембе и афрохаусу, - сообщают Светлана и Андрей Целуйко. - Из 35 педагогов почти половина - специалисты по кизомбе, они и будут давать своё видение танца.
У каждого свой стиль, но все профи сходятся в одном: не бывает неправильной кизомбы. Только свободный, чувственный танец - и только для двоих.
- Слушайте музыку всё время, - советует Тьерри танцующим кизомбу. - Невозможно танцевать, если не понимаешь музыку. И ещё не надо стесняться и бояться. Надо понять себя и своё тело. И просто почувствовать себя свободным.

Первый тренер CrimeaKizzSchool Тьерри Деа.

Наталия НАЗАРУК.