Свобода в стиле афро
Какие танцы вы танцуете?
Если задать этот вопрос крымчанам, скорее всего, получите следующие ответы: бальные, вальс, хип-хоп, тектоник, возможно, танго или танец живота. Может, найдутся любители латиноамериканского соушла - сальсы и бачаты. Но, наверное, мало кто в Крыму пока что может сказать: я танцую кизомбу. Или сембу. Или афрохаус. И тем не менее такие люди в Крыму всё-таки найдутся, и с каждым годом их становится всё больше. Африканские танцы для нас ассоциируются с чем-то диковинным, малознакомым, и чаще всего в голове (спасибо передачам канала Discovery и немногим художественным фильмам) возникают образы туземцев, содрогающихся в охотничьих или ритуальных танцах или лихо отплясывающих ночью вокруг костра. И тот медленный, полный чувственности и внутренней энергии танец, который распространился около трёх лет назад в России, на первый взгляд может показаться простым, неинтересным и уж тем более не африканским. Сегодня мы расскажем, что такое кизомба на самом деле.
Завезли
Первый раз тогда ещё с совсем молодым танцевальным направлением столкнулись в Севастополе.
- Четыре года назад во время очередного визита с мастер-классами преподавателей из Киева в рамках нескольких занятий нас познакомили с кизомбой, - рассказывает Станислав Мордухаев, преподаватель сальсы и бачаты, человек, с которого началась кизомба в Крыму. - После этого я занялся танцем вплотную и очень долго в нём разбирался. Мы начали выезжать на международные фестивали и брать мастер-классы у известных инструкторов. И потихоньку стали преподавать кизомбу в Севастополе и Крыму.
Процесс шёл сначала туго, признаётся тренер: база была слабая, а стиль далёк от совершенства. Сложность заключалась и в том, что развитие танца в России только набирало обороты.
- Это самый молодой из социальных танцев, - отмечает Станислав. - Открывать группы по кизомбе, не зная элементарной базы, было бессмысленно. Поэтому мы изучили основы, дошли до среднего уровня, серьёзно занимались музыкальностью. В итоге получается, что качественно танцевать кизомбу в Севастополе начали чуть меньше года назад.
Однако за это время Станислав со своей партнёршей Натальей Вагановой успели сделать очень многое. Главное - заинтересовали тренеров по всему Крыму.
Из приморья в столицу
Постепенно с кизомбой начали знакомиться в Симферополе и других городах.
- Мы познакомились с танцем два года назад на сальса-форуме в Евпатории, когда её показал московский тренер Андрей Бессонов, - рассказывают Адрей и Светлана Целуйко, симферопольские преподаватели по сальсе и бачате, продвигающие кизомбу в столице. - Больше всего нас зацепила музыка. Именно после её прослушивания пришло осознанное решение преподавать кизомбу. Да и ученики очень просили сделать факультатив, потому что больше в Симферополе негде было научиться этому танцу.
Все крымские тренеры, увлёкшиеся кизомбой, признаются: сначала очаровала музыка.
- Музыка в кизомбе зацепила сразу, - говорит Станислав. - Потом я проникся музыкальностью танца, его движением без нагрузки и свободой, которую он дарит. Это было что-то новое, свежее.
- После очарования музыкой пришло ещё и понимание того, что именно этот танец позволяет научиться тонко чувствовать друг друга. Он сильно отличается по характеру от сальсы и бачаты, но хорошо дополняет их с точки зрения эмоций, - поясняют Светлана и Андрей.
Группа по кизомбе существует в Симферополе уже больше полугода. За это время энтузиасты также добились многого. С каждым днём танцоры всё больше проникаются особенностями культуры этого танца, его эстетики. И с каждым днём танец требует от своих поклонников всё больше внимания, энергии и стремления вперёд.
Именно для того, чтобы качественно обучаться кизомбе, привлекать к изучению танца новых людей и постоянно совершенствоваться в уже пройденном, севастопольские танцоры решили централизовать усилия и собрать всех и вся воедино. Так родился проект CrimeaKizzSchool - крымская школа кизомбы.
Кизомберос, за парты: урок начался!
Первый этап проекта CrimeaKizzSchool стартовал и прошёл в эти выходные. Учиться приехали танцоры почти из всех крымских городов.
- Этот проект направлен на обучение людей, начиная с азов и заканчивая разновидностями стиля, - рассказывает организатор Станислав Мордухаев. - Мы назвали его школой не просто так: это не только выходные с преподавателем. Здесь - полное обучение, включая историю и культуру танца. И постепенно будем подниматься выше и выше.
Первого учителя-предметника пригласили из Санкт-Петербурга, и никто не удивился тому, что преподаватель буквально родился с кизомбой в крови. Тьерри Деа, уроженец Кот-д’Ивуара, признаётся: когда девять лет назад приехал в Россию учиться, даже не предполагал, что станет танцевать национальный танец и тем более учить ему других.
- Я точно не могу сказать, когда начал танцевать: у нас дома танцуют почти все. Кизомба - часть нашей культуры, ей не учат, она просто есть, - рассказывает он бегло по-русски. - Пока учился, я три раза подряд выиграл в университетском конкурсе, танцуя афро. Сначала это была игра.
А потом мне самому стало интересно понять, что же я танцую. Меня заметили и пригласили попробовать преподавать. Так, после учёбы я приходил и потихоньку учил других - сначала афрохаусу.
А три года назад кизомба тоже стала популярной, и я начал её преподавать. До этого сам ходил на занятия, учился вместе с другими танцевать свой народный танец, хотя я его знал. Но мне нужно было отработать технику, чтобы знать, чему учить.
Резко возросшую популярность танца в Европе и России культурный носитель объясняет тем, что кизомба, во-первых, позволяет прикоснуться к чему-то новому и экзотичному, а во-вторых, потому что на первый взгляд кажется такой лёгкой.
- Когда смотришь видео, думаешь: ну что в этом такого! На самом деле люди могут много лет танцевать сальсу, бачату, а потом стать в пару в кизомбе и не сделать ни шага. Вот тут приходит понимание, что не могут руководить танцем, не могут вести друг друга. И появляется азарт научиться, - поясняет Тьерри. - Мало того что нужно идти самому, нужно ещё вести и другого человека! И вот это интересно в кизомбе. В этом танце много импровизации. В один момент ты что-то чувствуешь, и тебе надо тут же передать это партнёру. А на видео кажется, что люди просто шагают.
Ещё один немаловажный фактор, по мнению Тьерри, в том, что танец учит владеть телом и дарит полную свободу движения.
- Африканские танцы учат владеть собой. Тем более что в кизомбе партнёр находится очень близко, и каждое движение твоего корпуса моментально передаётся в паре, - поясняет танцор. - Этим мне и другим и нравится танец: тебе нужно понять всё своё тело до последнего мускула, и каждая мышца работает самостоятельно. Ты можешь блокировать одну ногу и в это время танцевать второй или остановить верхнюю часть тела и танцевать только бёдрами.
- Но нельзя не заметить, что в России этот танец уже не выглядит народным: слишком интимный, чувственный.
- А он такой и есть! Чувственность, близость в кизомбе - это главное. Этим она и привлекла Европу, а потом Россию: здесь люди не умеют просто быть рядом, прикасаться друг к другу. Стесняются этого. У нас дома, если ты видишь человека, друг он тебе или малознакомый человек, можешь подойти и обнять его. И это совершенно нормально. Так и в танце: он помогает раскрепоститься, быть проще. В России люди не подходят и не обнимают друг друга, они могут и издалека поздороваться. А просто обнять девушку - это вообще что-то невообразимое! Сразу включается «нет, я её не знаю» и «надо аккуратнее, мало ли». А в кизомбе они могут обнять друг друга и начать танцевать без стеснения и страха.
Свобода движения, буря эмоций и завораживающая музыка - вот формула кизомбы. И попасть в водоворот этого танца никогда не поздно.
- В этом году на сальса-форуме в Евпатории мы решили сделать отдельный танцпол с мастер-классами по кизомбе, сембе и афрохаусу, - сообщают Светлана и Андрей Целуйко. - Из 35 педагогов почти половина - специалисты по кизомбе, они и будут давать своё видение танца.
У каждого свой стиль, но все профи сходятся в одном: не бывает неправильной кизомбы. Только свободный, чувственный танец - и только для двоих.
- Слушайте музыку всё время, - советует Тьерри танцующим кизомбу. - Невозможно танцевать, если не понимаешь музыку. И ещё не надо стесняться и бояться. Надо понять себя и своё тело. И просто почувствовать себя свободным.
Первый тренер CrimeaKizzSchool Тьерри Деа.