«Грибы» приморские

Судьба достопримечательностей крымских городов

14 Июль 2015 557
Беседка, установленная в 1905-м, - памятник батарее «Грибок» времён первой обороны Севастополя./Фото автора и с сайта sevmonument.ru
Беседка, установленная в 1905-м, - памятник батарее «Грибок» времён первой обороны Севастополя./Фото автора и с сайта sevmonument.ru

Крым - место грибное: после обильных дождей в начале лета в наших лесах появилось немало представителей этого царства живой природы. Но есть у нас и рукотворные «грибы» - «грибки», позволяющие укрыться от зноя и дождя.

Светящийся символ

Они украшают песочницы на городских детских площадках или уголки отдыха в дачных и сельских двориках, а есть и те, что называют местной достопримечательностью, визитной карточкой населённого пункта. Как «грибки»-зонтики на набережной Ялты. Совсем недавно они стали светящимися: специалисты «Ялтагорсвета» установили тысячи миниатюрных энергосберегающих светодиодов иллюминации. Её по просьбе главы администрации города Андрея Ростенко специально сделали в Санкт-Петербурге.
Такой своеобразный подарок к 55-летию одного из символов Ялты, отмечаемому в этом году. Хотя украсившимся подсветкой «грибкам», или «крокусам», как ещё их здесь называют, в этом году лишь 12 лет - их сделали в 2003 году мастера команды Владимира Одинцова из местной компании «Югланс». Но вначале на этом месте были другие такие же «грибочки», которые-то и появились 55 лет назад.
А ещё в этом году юбилей у самого этого места на набережной - 135 лет. Сквер - небольшую территорию с фонтаном и скамейками, появившийся у моря в 1880 году, - назвали Александровским, в честь императора Александра III. По горькой иронии сквер, как и остальная часть набережной, стали местом, где в конце октября 1894 года горожане поминали императора-миротворца, умершего в Ливадийском дворце. Хотели тогда в память о государе мраморный бюст в сквере установить, но почему-то не сложилось, зато в 1924-м появился здесь один из первых городских памятников Владимиру Ульянову-Ленину. Он, хорошо видный с моря, соседствовал с ещё дореволюционными креслами-кабинками и уже советскими тентовыми навесами, дарящими прохладную тень и возможность любоваться волнами. Перед фашистской оккупацией в годы Великой Отечественной на набережной остались только навесы: устаревшие кабинки демонтировали, а памятник спрятали, чтобы враги не надругались. Спрятали хорошо, до сих пор никто не знает, где он. Тенистые навесы же на долгие годы стали единственной архитектурой этого участка набережной. В 1960-м к ним «присоседили» те самые «грибки», аккурат на место, где раньше стоял памятник основателю Советского государства. А «грибки»-зонтики оказались вовсе не отечественные, а «буржуйские» - американские.
Сначала их хотели установить в Гурзуфе. Бывший первый секретарь горкома комсомола Григорий Зайцев рассказывал, что привезли навесы вначале на территорию молодёжного лагеря «Спутник», но не подошли они там по идейным соображениям - иностранные. В итоге их тогда установили на ялтинской набережной.
А вообще в Крым два изящных белых (со временем пожелтевших) навеса на ножках привезли из московского парка «Сокольники», куда их в свою очередь доставили прямиком из американского штата Массачусетс. Двумя годами ранее Советский Союз и Соединённые Штаты договорились об обмене опытом и достижениями в области науки, техники и культуры. В рамках договора 25 июля 1959 года в «Сокольниках» открылась Американская национальная выставка, «грибки»-зонтики, «эдельвейсы», как называли их тогда создатели, стали крышей для одного из павильонов. Создали их высотой около шести метров, диаметром около пяти метров, а толщиной купола лишь 1,6 миллиметра дизайнер компании «Vitra» Джордж Нельсон и профессор Массачусетского технологического университета Альберт Дитц. Кстати, в музее дизайна «Vitra» до сих пор хранятся макет и чертёж «грибков», перелетевших с побережья Атлантического океана на берег Чёрного моря. Однако наши умельцы, заменявшие пришедшие со временем в негодность американские «эдельвейсы» крымскими «крокусами», об этих чертежах даже не ведали - сами замеряли уцелевшую часть конструкции, делали тонкие расчёты, стыковали.
И уже чисто крымские «грибки» доказывают, что сделанное нашими мастерами - не хуже заграничного.

В ожидании возрождения

Хочется верить, что когда-нибудь руки крымских умельцев помогут возродить и утраченный севастопольский «грибок»-беседку, от которой на Историческом бульваре остались лишь несколько камней фундамента. О её возрождении мечтают в городе-герое многие, ведь это была не просто беседка, помогавшая укрыться от солнца, а памятник героям Крымской войны.
175 лет назад над Южной бухтой в Севастополе устроили Большой бульвар (сейчас его имя - Исторический), а на мысе с прекрасным видом на бухту и город появилась небольшая беседка в форме грибка. Севастопольцы, любившие здесь отдыхать, порой называли её «Грибоедовской» - считалось, что в 1825 году в этих местах прогуливался дипломат и драматург Александр Грибоедов. Возможно, ту первую беседку с необычной тогда «грибной» формой купола и построили в память о нём.
В Крымскую войну на мысе была трёхпушечная батарея, которой командовал мичман
37-го флотского экипажа 19-летний Митрофан Скаловский, сын умершего к тому времени прославленного воина, контр-адмирала, начальника эскадры Черноморского флота Ивана Семёновича Скаловского. Батарею Митрофана Скаловского прозвали «Грибок» - очевидно, в память о первой беседке в этом месте. Сражались защитники мужественно, сам командир был контужен и ранен в бок штуцерной пулей, а после войны награждён орденами Святого Станислава и Святой Анны с надписью «За храбрость». Кстати, 12 июля исполнилось 115 лет со дня смерти командира батареи «Грибок» Митрофана Скаловского, могила его на братском кладбище в Севастополе не сохранилась. Не сохранился и памятник батарее - беседка-«грибок» со скамьёй вокруг ножки, вновь отстроенная в тех местах 110 лет назад, в 1905-м, к празднованию 50-летия первой обороны Севастополя. Её разрушили во вторую оборону - в Великую Отечественную войну, остались лишь фрагменты фундамента и стены. И надежда, что когда-нибудь «грибок» здесь вырастет в третий раз.

Чисто крымские «грибки» на ялтинской набережной не хуже американских.

Наталья ПУПКОВА.