Путешествие в Санкт-Петербург на автомобиле-2

7 Июль 2015 460
Алтарь Свято-Успенского собора в Смоленске считается одним из красивейших в мире.
Алтарь Свято-Успенского собора в Смоленске считается одним из красивейших в мире. Фото автора.

В июне 1999 года, когда отмечалась 200-летняя годовщина со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, мы с женой совершили автопутешествие в Пушкинские Горы и Санкт-Петербург, проехав по двадцати областям Украины, Белоруссии и России. Заметки об этом путешествии были опубликованы в «Крымской правде» в номерах за 8-е и 22-е июня. И вот родилась идея повторить автопробег в честь очередной годовщины со дня рождения величайшего поэта. Александр Сергеевич, впрочем, так и остался 37-летним, а вот мы на 16 лет постарели, да и в жизни нашей страны произо­шли большие перемены. Своими наблюдениями, сделанными из окна автомобиля, и не только, хочу поделиться с читателями «Крымской правды». Предлагая вашему вниманию эти заметки, надеюсь, что они будут полезны для тех, кто собирается в автопутешествие.

Маршрут

Симферополь - Краснодар - Ростов - Воронеж - Курск - Орёл - Брянск - Рославль - Смоленск - Витебск - Пушкинские Горы - Псков - Санкт-Петербург - Великий Новгород - Валдай - Тверь - Москва - Воронеж - Ростов - Краснодар - Симферополь.

Остров Крым и антиостровное сознание

После того, как укрофашисты перекрыли перешеек и Чонгар, прекратили авто- и железнодорожное сообщение, а также подачу воды из Северо-Крымского канала, Крым стал островом.
Но вот что интересно. 23 года Украина делала всё, чтобы у крымчан сформировалось так называемое островное сознание, то есть стремление людей, населяющих остров, к обособлению и самоизоляции. Ещё в 2009 году нынешний депутат Госсовета Крыма, член президиума Русской общины Наталья Лантух на пресс-конференции отмечала, что нежелание Украины учитывать региональные интересы и потребности крымчан, попытки силового давления в области языка и культуры отдаляют полуостров от материка, способствуют формированию островного регионального сознания и провоцируют сепаратистские настроения в автономии, при этом нарастает культурное и политическое отчуждение между Крымом и Украиной.
Теперь же, когда Крым реально стал островом, крымчане, как никогда, хотят единства с материком. Российским! Почувствуйте разницу. И это чувство единства с Великой Родиной буквально переполняет, когда съезжаешь с парома и начинаешь свой путь по одной из дорог в глубь бескрайней страны. Ты понимаешь, что можешь ехать в любую сторону тысячи и тысячи километров, и всё это будет твоя страна! Это уже антиостровное сознание.
Только сев за руль, осознаёшь со всей остротой и отчётливостью: как же он нужен нам этот мост! Как долго его ещё ждать. И уже не очень веришь, что он вообще будет когда-нибудь построен. Мы победили в самой страшной войне, были первыми в космосе, перекрыли сибирские реки... И не можем за два года мост протянуть от берега к берегу? Ну за два с половиной.
А пока моста нет, для автомобилиста только один выход - переправа.

Переправа

Что бы вам ни рассказывали о Керченской паромной переправе, особенно побывавшие там чиновники, не верьте.
Я переправлялся четыре раза: два - в прошлом году, два - в нынешнем, ситуация каждый раз разная. В целом это испытание не для слабонервных, особенно в непогоду, когда движение паромов остановлено.
В нашем случае погода была «лётной». Переправа в порт «Кавказ» заняла всего полтора часа, из которых 50 минут пришлось простоять в очереди за билетами под палящим солнцем. Половина касс не работала, на остальных периодически появлялись таблички: «Технологический перерыв», «Инкассация». Чтобы описать состояние так называемых биотуалетов, приличных слов найти не могу. Но зато быстро.
На обратном пути погода тоже была «лётной», правда, дождливой. Переправа заняла 6 часов. К середине дня в очереди стояло уже больше двухсот машин. При этом в кассе за билетами я не простоял и минуты, а туалеты выглядели очень даже прилично. Чего нельзя сказать о работе переправы.
Число автомобилей на накопительной площадке росло, информации никакой, напряжение тоже нарастало. Причём очередей было две: одна - обычная, вторая - для тех, кто приобрёл электронные билеты через Интернет. А вне очереди шли инвалиды, родители с маленькими детьми и беременные. Когда есть исключения из правил, всегда будет почва для злоупотреблений.
То, что были какие-либо злоупотребления со стороны работников «Морской дирекции» (а именно это ООО осуществляет переправу) утверждать не могу, но тема эта очень горячо обсуждалась в очереди, тем более что время девать было некуда. Когда же выяснилось, что очередь растёт по причине неполной  загрузки паромов, а те уходят полупустыми потому, что работники ФСБ проводят операцию «Антитеррор», т. е. тренируют сотрудников переправы, проводящих досмотр пассажиров, на поиск бомбы, якобы подложенной в чей-то багаж, что в свою очередь в разы удлиняет время досмотра, напряжение на накопительной площадке перешло «точку кипения». Гнев переправляющихся в Крым не был направлен против «паромщиков», ФСБ или кого-то ещё более конкретного. Люди материли власть.
Спору нет, бдительность необходима. И тренировки нужны, и контроль. Но ничего нельзя делать, не просчитывая последствия. А в основе всего должны быть права, интересы и потребности людей.
В связи с этим порекомендовал бы ООО «Морская дирекция» установить в обоих портах большие табло, на которых отображалась бы вся интересующая людей информация: расписание движения паромов, прогноз погоды, прогнозируемое время ожидания и прочее. И ещё. В порту «Кавказ» накопительная площадка находится в нескольких километрах от порта, у дороги имеются разветвления, а табличек, указывающих направления на погрузку, нет. Я, например, проехал мимо, впрочем, как и многие другие. Неужели трудно написать 5 букв: паром?
Есть мысли и по поводу организации переправы автомобилей из Крыма в целом. Учитывая тот факт, что мост будет построен нескоро, а жить надо сейчас, с моей точки зрения, следовало бы диверсифицировать переправу. Отправку паромов можно было бы осуществлять из всех портов Крыма: Керчи, Феодосии, Ялты, Евпатории и Севастополя. И портов Кавказа должно быть несколько: Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе и так далее.
Я, к примеру, с удовольствием поехал бы не в Керчь (тем более что туда и дороги нет, то, что есть, дорогой назвать нельзя), а в Ялту или в Севастополь. Ночь проспал бы в каюте и выехал бы на берег  где-нибудь в Новороссийске. Больше бы заплатил за паром, но меньше бы за бензин.
И нервы бы не мотал. А что? Вся Европа так ездит. Подумайте, уважаемые специалисты в области логистики.

Дороги

Чтобы сесть на паром, до него ещё надо доехать, а это непросто, учитывая тот факт, что дорог в Крыму, пригодных к эксплуатации, по оценке специалистов Росавтодора, осталось не более 20%. «Дорога жизни», которой по своей сути является трасса Симферополь - Керчь, поскольку связывает Крым с переправой на материковую Россию, является, пожалуй, самой худшей.
Мы выехали около 11 часов утра 12 июня, в День России. До самой Керчи нам встречались автомобили, украшенные флагами, другой государственной символикой, видели группы людей, возвращавшихся, по-видимому, с митингов. Но ни одного дорожного рабочего, хотя бы с лопатой, ни одной единицы дорожной техники мы так и не увидели.
Один из стоявших в очереди за билетами на паром, увидев на моей футболке лик президента, поинтересовался, откуда я, а когда услышал, что из Крыма, тут же выдал:
- Попросите его, - он ткнул пальцем в Путина, - пусть он вам дороги сделает, раз сами не можете. Год назад был, ничего не изменилось, только хуже стало. Больше не приеду и другим отсоветую.
Возразить мне было нечего. Ещё в прошлом году я по просьбе друзей пытался помочь ставропольским предпринимателям-дорожникам получить генподряд в Крыму. Они готовы были перевезти сюда два асфальто-бетонных завода, освоить за год до 20 миллиардов рублей. Свои предложения они изложили в письме на имя председателя Совмина, тот поручил Министерству транспорта изучить предложение, но ставропольцы не получили ответа до сих пор.
А теперь приведу цитату из материала 16-летней давности о поездке в Санкт-Петербург.
«Так или иначе, но в 19-ти областях бывшего Советского Союза мы наблюдали интенсивные работы по ремонту, реконструкции и строительству новых дорог. Единственный регион, где не встретили на пути ни дорожной техники, ни дорожных рабочих, - Автономная Республика Крым».
Прошло 16 лет, но ничего не изменилось, полное дежавю. В этот раз мы проехали через 17 регионов России и Витебскую область Белоруссии. Везде дорожные работы носили широкомасштабный и круглосуточный характер. Работали и в День России, и в выходные дни.
Первую ночь мы провели в мотеле за Краснодаром. Шум и грохот на дороге мешали спать. Наутро я поинтересовался у одного из дорожников, забежавшего в кафе мотеля выпить кофе, что за аврал.
- Летом дорог каждый час. Мы будем работать в круглосуточном режиме до самых холодов, - услышал в ответ.
Ростовчане и краснодарцы завершают строительство и реконструкцию Федеральной магистрали №4 «Дон», которая протянулась от Москвы до Новороссийска. Большая часть уже сделана. В Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской областях, там, где новая магистраль не совпадает с прежней, то есть существует альтернатива, проезд по новому автобану платный. В следующем году автобан будет полностью построен. Но и сегодня ехать по нему сплошное удовольствие, магистраль не уступает лучшим мировым образцам.
Дорожные работы не прекращаются и в дождливую погоду. Асфальт не кладут, но грунт перемещают, подвозят стройматериалы, вдоль дорог - терриконы щебня, песка. Масштаб дорожных работ, пожалуй, главное впечатление от поездки. И только в Крыму, где самые плохие дороги были, как выясняется, и 16 лет назад, а сегодня они стали ещё хуже, никто ничего не делает. Ни понять, ни объяснить, ни принять этого не могу.

Михайловское. В этом доме жил А. С. Пушкин.

(Продолжение следует)

Михаил БАХАРЕВ.

Симферополь - Санкт-Петербург - Симферополь.