Победоносец и тамга

7 Июль 2015 426
Арсений Маркевич.
Арсений Маркевич.

Имя Арсения Маркевича носит улица в симферопольском микрорайоне Украинка, жители Петровской балки называли его «благодетель», последний российский император благодарил его за труды.

Сохранение прошлого
Арсений Маркевич появился на свет 160 лет назад - 30 марта 1855 года в Брест-Литовске в семье русского священника, образование получил на историко-филологическом факультете Варшавского университета. В 1883-м по приглашению Петра Лавровского, бывшего ректора университета, попечителя учебных заведений Таврической губернии, перешёл преподавателем в Симферопольскую гимназию. Полуостров пленил Арсения Ивановича: природа, люди, а главное - возможность прикоснуться к истории, древности, интерес к которым молодому человеку привили ещё в университете. Свободное время Арсений Иванович проводил на Петровской балке. Здесь в пещерах бывшего скифского городища жили нищие. Они охотно помогали «благодетелю», как называли учёного, рассказывая ему тайны здешних мест. А ещё собирали для него «неапольские троглодиты» - предметы древности времён скифской столицы. Арсений Иванович платил им из своего заработка, порой отказывая себе в чём-то, лишь бы пополнить коллекцию, ставшую вскоре основой музея древностей Таврической учёной архивной комиссии, а позже вошедшей в фонд Центрального музея Тавриды. И с благодарностью вспоминал помощников с балки Цыганкова, Турчанинова, Пашковского, Ивашова…
В Государственном архиве Республики Крым немало документов Таврической учёной архивной комиссии. Она, созданная в январе 1887 года, стала главным научным содружеством губернии.
- Первым председателем избран глава земской управы, историк-краевед Александр Христианович Стевен, а Арсений Иванович стал его основным помощником, в 1895-м исполнял обязанности председателя, а с 1899-го вплоть до ликвидации ТУАК в 1923-м был её бессменным лидером - рассказывает Сергей Андросов, заведующий отделом Государственного архива РК. -  Впрочем, работу в ТУАК Арсений Иванович успешно совмещал с другими службами: преподавал в Симферопольской мужской гимназии, был директором Симферопольского детского приюта, с первых дней Таврического университета, к созданию которого приложил немало сил, передал вузу свою библиотеку, стал первым летописцем истории учебного заведения. До 1930 года читал в вузе курсы по истории, археологии, этнографии и экономике Крыма.
Но всё же основная служба для учёного была в Таврической учёной архивной комиссии, ради неё Арсений Маркевич не раз отказывался от предложений перебраться в Санкт-Петербург, Москву. Он исследовал тайные ходы Бахчисарайского дворца, искал древние рукописи, выезжал в разные уголки полуострова, чтобы бороться с теми, кого ныне именуют «чёрными копателями», воспрепятствовать уничтожению плит древнего кладбища, исторических памятников. Сохранить прошлое для будущего учёный считал для себя главным. И сохранял не только памятники, но и документы: ТУАК стала «предком» нынешнего крымского архива. В монастырях, храмах, гимназиях, уездных управах и многих других организациях хранилось немало исторических документов и времён Крымского ханства, и периода воссоединения с Россией. Но мало кто заботился о достойном сохранении «свидетельств прошлого», многие документы были потеряны в Крымскую войну, пришли в негодность от условий хранения. Арсений Маркевич сделал обобщающее исследование по истории крымских архивов, более 150 тысяч дел удалось сохранить для потомков, именно ему принадлежит идея создания в Симферополе центрального губернского архива. На основе спасённых учёным документов в 1919-м в Крыму был создан Центральный архив, а он сам стал в нём старшим архивариусом и правителем дел.
Благодарность императора
Таврическая учёная комиссия выпускала и «Известия ТУАК», Арсений Иванович был автором и редактором выпусков. Большим почитателем его статей был император Николай II, хранивший все выпуски «Известий» в отдельном шкафу в кабинете Ливадийского дворца. А в 1912 году в одно из посещений Крыма Николай II встретился в Симферополе с депутацией Таврического дворянства, среди которых был и учёный. Арсений Иванович потом вспоминал, как император  пожал ему руку и сказал, что ценит и благодарит. А министр просвещения империи «сердечно благодарил» за составление уникального указателя печатных материалов о Крыме, собравшего более 10 тысяч наименований.
Талантливый человек талантлив во всём. Это утверждение в полной мере относится к Арсению Маркевичу: самобытный краевед, учёный, в 1927-м избранный членом-корреспондентом Академии наук СССР - случай беспрецедентный для провинциала, не имевшего учёной степени; писатель, журналист, работы которого по-прежнему востребованы всеми, кто интересуется историей полуострова. А ещё, возможно, и художник. В фонде Министерства внутренних дел Крымского краевого правительства в Государственном архиве республики сохранилось письмо Арсения Маркевича на имя председателя Крымского краевого правительства Матвея Сулькевича с предложениями по проекту герба Крыма, эскизы. К сожалению, в письме нет упоминания о рисунках, поэтому установить их авторство не представляется возможным, но не исключено, что изобразил их сам Арсений Иванович.
- Попытка создать в Крыму относительно самостоятельное государство со своей символикой предпринята в 1918 году, когда, поправ условия заключённого с Советской Россией Брестского договора, германские войска захватили весь полуостров, - рассказывает архивист. - Вскоре с их благословения начало свою деятельность Крымское краевое правительство во главе с генерал-лейтенантом Матвеем Сулькевичем. 25 июня 1918 года оно обнародовало декларацию «К населению Крыма»: «Крымское краевое правительство ставит своей задачей сохранение самостоятельности полуострова до выяснения международного положения его и восстановления законности и порядка». Декларация также определила символы государственности: голубое полотнище флага, в верхнем углу которого располагался герб Крыма, унаследованный от Таврической губернии. Однако была попытка разработать и проект нового герба для Крыма. Предпринял её Арсений Маркевич, 9 июня 1918 года написавший об этом Сулькевичу. К письму приложены девять цветных рисунков с различными изображениями предполагаемого герба. По мнению учёного, символы нового герба должны связывать прошлое и настоящее этих земель и уважаться всеми жителями полуострова. На золотом поле геральдического щита в верхней или правой половине предлагалось поместить чёрное изображение святого Георгия Победоносца на белом коне. Согласно канонам западно-европейской геральдики золото означало богатство и силу. Образ святого - защитника родной земли - почитали и христиане, и мусульмане, к тому же его облик был символом генуэзских колоний на Чёрном море.
В нижней или левой части герба Крыма, по проекту Арсения Маркевича, должна была быть символика крымских татар: на голубое поле цвета знамени «кок-байрак» династии Гиреев, правившей в Крымском ханстве с XV по XVIII век, помещалась их чёрная родовая тамга. Такие символы, по мнению учёного, могли устроить основные этносы, проживавшие в Крыму в то время. Судя по тексту документа, ему не удалось определиться с окончательным вариантом расположения гербовых фигур: изображения варьировались, дополнялись Георгиевской лентой, видом Чатырдага с золотым крестом.
Хотя на письме есть резолюция Сулькевича: «Рассмотреть проект и рисунки...», ни один из них не утверждён. А вскоре деятельность Таврической учёной архивной комиссии, не прекращавшаяся даже в годы гражданской войны, постепенно стала сходить на нет. Её функции и документы были переданы советским государственным учреждениям, прекратился выпуск «Известий ТУАК». В марте 1923-го Таврическая учёная комиссия стала обычным Таврическим обществом истории, археологии и этнографии. Правда, Арсений Маркевич остался его председателем, старался, невзирая на возраст, работать, как и прежде. Но новые власти вскоре увидели в деятельности общества контрреволюционные попытки, в 1931-м его разогнали, многих членов репрессировали. Арсения Маркевича за былые заслуги не тронули. Он перебрался к дочери Елене в Ленинград, лишь изредка приезжая в любимый  Симферополь. За год до Великой Отечественной Арсений Иванович тяжело заболел, но не прекращал работать над рукописью «Топонимика Крыма». 18 января 1942-го в блокадном Ленинграде перестало биться сердце крымского учёного Арсения Маркевича. Но осталась память об учёном, спасавшем крымское прошлое ради будущего.

Один из вариантов герба.

Наталья ПУПКОВА.