Ирина Лачина: Я - кошка, которая гуляет сама по себе

3 Июль 2015 683
Ирина Лачина./Фото Саши Николаевой.
Ирина Лачина./Фото Саши Николаевой.

Ирина Олеговна Лачина родилась 29 августа 1972 года в Бельцах Молдавской ССР в семье актёров Светланы Тома и Олега Лачина. С отличием окончила Московское театральное училище им. Щукина. Известность принесла роль в фильме Всеволода Шиловского «Блуждающие звёзды» по Шолом-Алейхему. Обладательница приза телевидения Гдыни (Польша) за главную роль в картине польских кинематографистов «У Христа за пазухой» и приза Веры Холодной в номинации «И божество, и вдохновенье…».

- Ирина, недавно вас видели в Феодосии на съёмках ремейка культового фильма «Экипаж». Как вам работается над ролью?
- Это не ремейк. Николай Лебедев снимает совершенно другую картину, с иным сюжетом - романтическую драму о современных лётчиках гражданской авиации. Николай признался, что очень любит фильм Александра Митты, и, когда ему предложили снять картину такого же направления и с таким же названием, отправился за благословением мэтра отечественного кино и получил его.
- Вы выросли в артистической среде, любители кино старшего поколения хорошо помнят блестящую роль вашей мамы Светланы Тома в картине «Табор уходит в небо». Мамин пример повлиял на выбор профессии - сомнений не было?
- Не совсем так. В школе мне нравились гуманитарные предметы и английский язык. Иллюзий по поводу актёрства у меня не было: понимала, что нужен не только талант, но и везение. Сомнения в наличии таланта были. Везения никто не может гарантировать. Поэтому год после школы решила отдохнуть и выбрать одну из трёх дорог: на факультет журналистики, иностранных языков или в театральный. Трудоустройством занималась сама. Трудилась и на почте, и в газете, и на киностудии монтажёром. Даже самостоятельно один документальный фильм смонтировала. И тут появилась госпожа удача в лице режиссёра Всеволода Шиловского, который запускался с картиной «Блуждающие звёзды» по Шолом-Алейхему и предложил мне сыграть маленькую роль без слов - юродивой. Я обрадовалась, полетела в Одессу на пробы, после которых Всеволод Николаевич неожиданно предложил: «А попробуйся-ка на главную роль». Попробовалась и уехала домой без всякой надежды на то, что утвердят. Но через несколько дней режиссёр сообщил о своём решении снимать меня в главной роли. Когда шок от этого известия прошёл, с головой окунулась в новую жизнь. Одновременно снималась и поступала в «Щуку». По общеобразовательным предметам я, как обладательница школьной золотой медали, проходила автоматом, сразу попадая на творческий конкурс, который благополучно одолела, и один из лучших театральных вузов страны был покорён.
- Сниматься в кино вы начали до поступления в вуз, а играть на сцене студенткой?
- Да, была второкурсницей, когда Галина Борисовна Волчек пригласила в «Современник» на роль в спектакле по пьесе Леонида Андреева «Анфиса». Судьба преподнесла мне большой подарок: на такую сцену, да ещё играть вместе с Мариной Ростиславовной Неёловой, которую я буквально боготворила. И с того момента учёба у меня шла параллельно: в «Щуке» и в театре, рядом с потрясающими актёрами Сергеем Гармашем, Василием Мищенко, Авангардом Леонтьевым, Рогволдом Суховерко…
- Но в труппу «Современника» вы не пошли после окончания института. Почему?
- С «Современником» меня связывают десять плодотворных лет. Но работала на договоре, потому что считаю себя кошкой, которая гуляет сама по себе. Работа на постоянной основе накладывает определённые обязательства, задвигает в жёсткие рамки. Работать только ради материальной выгоды не умею. Это не совсем удобно в наше время, но уж как есть. Никогда не буду делать то, что мне не интересно. Люблю быть вольной птицей.
- Вы активно снимаетесь в кино и в телесериалах, а какие роли особенно легли на душу?
- Каждая работа, как бы банально это ни звучало, - часть жизни, кусочек твоего сердца. Я самый строгий свой критик. Но есть, конечно, работы, которые очень люблю. Это прежде всего главная роль в картине «Тяжёлый песок» по Анатолию Рыбакову. Очень интересная и необычная для меня роль в сериале «Медвежий угол», где я играю нахрапистую владелицу магазинчика в посёлке, решившую утопиться от неразделённой любви. Снимали на Селигере в сентябре.
В этом озере вода и летом-то холоднющая. А я топлюсь осенью в свитере, туфлях, колготках, юбке, в парике, который мне чуть ли ни гвоздями прибили к затылку, чтобы не всплыл раньше, чем я утону. Мне не нравилось, как это делаю, после очередного дубля синими губами требовала переснять. Я ведь перфекционистка - «во всём мне хочется дойти до самой сути - в работе, в поисках пути, в душевной смуте», поэтому мне казалось, что тонуть надо лучше. После седьмого дубля режиссёр волевым решением прекратил моё издевательство над собой и над ним.
- Вы выросли в актёрской среде, вышли замуж за актёра, дочь видите в этой, можно сказать, семейной профессии?
- Дочь сама должна себя в ней увидеть. Мы договорились с Машей, что ей надо прежде всего получить хорошее образование. Она упорно занималась английским и немецким языками, изучала литературу.
- Но ведь она и на экране появлялась?
- Да, мы с мужем разрешили ей в восемь лет сняться во время каникул в фильме «Маросейка, 12», в котором она играла дочь героев Димы Харатьяна и Марины Майко. Второй раз она снималась в сериале про школьников «Своя команда» во время выпускных экзаменов в школе. Справилась и с тем, и с другим. Ночью готовилась к экзамену, утром уезжала на съёмки, которые длились до двенадцати ночи.
А в этом году снялась в небольшой роли в «Экипаже».
- Первые опыты заставили всерьёз задуматься над выбором профессии?
- В определённой степени. Маша сказала: «Мам, я хочу стать актрисой и кем-то ещё». Сейчас ей уже 23 года. Окончила факультет режиссуры Государственного института радио и телевидения и отделение монтажа во ВГИКе. Как дальше дело пойдёт - посмотрим.
Я не считаю, что дети артистов должны быть артистам, хирургов - хирургами. Нельзя жить по клише, по стереотипу. Как Господь распорядится, так и будет. Главное, прислушаться и услышать голос свыше.
- Какие мамины работы вам нравятся?
- Мама очень хорошая актриса, намного серьёзнее и разнообразнее, чем её представляют по ставшей, как говорят, звёздной роли в картине «Табор уходит в небо», после которой её окрестили «главной цыганкой Советского Союза». В этой картине многое сошлось, и она выстрелила. В ней было показано, что такое независимость, свобода, которую сегодня путают с вседозволенностью. Тяга к свободе сидит в каждом человеке, именно поэтому зрители были заворожены образом, который создала на экране Светлана Тома: красивая, сильная, свободная от предрассудков и правил женщина. Вольная. Личность. Мама ведь и в жизни такая. Очень сильная. Но в профессии она может быть разной. Мама замечательная комедийная артистка, но режиссёры не видели её в этом амплуа. А на сцене она с азартом и успехом играла комедийные роли. Мне очень нравятся две её последние работы в фильмах Веры Сторожевой. В картине «Развод» она сыграла рафинированную дочь известного писателя, которая хранит его наследие и гордится этим, но понимает, что сама в жизни не состоялась. Этакая эксцентричная и истеричная интеллигентная дама. В картине «9 дней и одно утро», удостоенной приза в Канаде, Светлана Тома сыграла директора провинциального детского дома очень достоверно и трогательно.
- Какое из маминых наставлений стало для вас главным в жизни и вы передали его дочери?
- «Никогда не поступай по отношению к другим так, как не хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе».