Если гора не идёт к Магомету...

Льготники Симферополя рассказали об основных проблемах с лекарствами

3 Июль 2015 537
Теперь рецепт на льготные лекарства действует три месяца.
Теперь рецепт на льготные лекарства действует три месяца. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

К существованию проблемы лекарственного обеспечения льготных категорий населения уже привыкли все. Кроме льготников. Устав обивать пороги горы Минздрава, сидеть на «горячих линиях» и ругаться с провизорами в аптеках, Союз ветеранов Симферополя решил одним выстрелом убить сразу всех зай­цев - организовал заседание за «круглым столом» о наболевшем.

После тщательного мониторинга ситуации комиссия по вопросам социальной политики, здравоохранения и гармонизации межнациональных отношений общественного совета Симферополя вынесла на обсуждение ряд проблем, которые стоят у истоков лекарственного беспорядка в столице республики, актуальные тем не менее для всего полуострова.
«До скольки работаете?»
После того, как комиссия обошла все социальные аптеки города, председатель комиссии Людмила Пыхтеева отмечает: режим работы аптечных пунктов во многом не совпадает с режимом работы поликлиник и это вызывает ряд трудностей.
- Аптечные киоски работают с 9 до 16, - сообщила Людмила Пыхтеева. - Но во второй половине дня ещё идёт приём, и врачи выписывают рецепты уже в то время, когда аптеки закрыты и препарат взять нельзя.
Также, отмечают ветераны, многим льготникам было бы удобно, чтобы аптеки работали хотя бы до 14 часов в субботу: тогда вместо пожилых людей, которым тяжело ходить или нельзя передвигаться, в выходной день в аптеку с рецептом могут сходить родственники.
Директор ГУП РК «Крым-Фармация» Вячеслав Добрецов предложение одобрил.
- Мы проведём дополнительный анализ режима работы аптек и поликлиник и там, где в субботу принимают пациентов, режим работы аптечных пунктов будет максимально приближен к режиму медицинского учреждения, - пообещал он.
Препарат если есть,
то его сразу нет!
Проблема номер два: очень часто льготникам говорят в аптечных пунктах, что не могут отпустить препарат, потому что его нет в наличии. Но препарат - вот же он, стоит на полке!
«А это нельзя, - отвечает провизор, - это для розницы».
«А почему нельзя-то?» - недоумевают пенсионеры.
Ответ простой: многие препараты в социальных аптеках продаются одновременно по льготам и в розницу. Но загвоздка в том, что разные формы отпуска поступают по разным договорам и просто взять с полки розничное лекарство и продать его по льготе нельзя.
- Здесь провизоры должны вести грамотную разъяснительная работу, - отметил Вячеслав Добрецов. - Наша задача - правильно ответить на вопрос: у нас все люди здравомыслящие, если им объяснить по-человечески, то всё поймут.
К сожалению, признаёт директор «Крым-Фармации», разделить свои аптеки на льготные и розничные на данный момент для предприятия - непозволительная роскошь.
- Есть общие правила работы аптечной сети, и во всех субъектах есть пункты, где розница и льготы продаются вместе, - отметил он. - Есть, правда, и пункты, в которых продажа льготных и розничных препаратов разделена по окошечкам, в наших больших аптеках мы так и делаем. Но в аптечных пунктах мало площади, и там человек осуществляет отпуск товаров из одной точки.
Минус человеческий фактор
Есть и масса других нюансов, препятствующих выдаче препаратов по рецептам: не та дозировка, не тот производитель, не хватает по количеству. Все они приводят к одному: малейшее расхождение с тем, что написано в рецепте, и он уже недействителен. Нужно идти и просить другой, а делать это пожилому человеку крайне неудобно. Для того, чтобы рецепт выписали, мало подписи лечащего врача, нужно заверить рецепт у заведующего, потом - у ответственного начмеда.
А кабинеты на разных этажах, и к каждому очередь.
О решении говорилось около месяца назад. Именно тогда директор «Крым-Фармации» сообщил, что предприятие собирается внедрить единую электронную базу данных всех рецептов. Вячеслав Добрецов подтвердил, система запущена и работает.
- Программа «еФарма2» позволяет и представителям аптек, и сотрудникам медучреждений в режиме онлайн отслеживать остатки препаратов как в сети, так и непосредственно в любом аптечном пункте, - пояснил Вячеслав Добрецов. - Мы подключили все поликлиники, которые осуществляют отпуск льготных препаратов, и врачи могут выписывать рецепты как в бумажном, так и в электронном виде. Плюсы очевидны: как только врач выписывает рецепт, аптека уже видит, какое лекарство и в какой дозировке будет нужно. Также Минздрав ежедневно видит, какое количество рецептов выписано и какое отпущено. Станет легче проводить закупки и перемещения препаратов, а это важно и для аптеки, и для поликлиники: чем активнее мы будем работать с этой программой, тем меньше человеческий фактор будет влиять на систему обеспечения льготников лекарствами.
Поддержим отечественного производителя
Врачи жалуются, что многие люди, приходящие за рецептами, независимо от возраста, начинают возмущаться: я раньше пил другое лекарство, а теперь его у вас нет и вы вместо этого мне выписываете какую-то фигню. Тот же конфликт нередко возникает и у аптечного окошка, когда упорный пациент безапелляционно требует «своё» лекарство, а не то, что ему пытаются «для прибыли» всучить. Медицинские чиновники в один голос взывают к населению: новая метла по-новому метёт. Другая страна - другие и лекарства.
- Все должны понимать, что обеспечение льготными препаратами у нас осуществляется в рамках определённого перечня лекарственных препаратов, который установлен распоряжением правительства РФ, - пояснила представитель Минздрава Крыма, начальник отдела лекарственного обеспечения Нина Солошенко. - Мы с вами должны вспомнить указ президента, нацеленный на развитие отечественной промышленности, по которому к 2017 году не менее 90% лекарственных препаратов по государственным программам должны быть отечественного производства.
Минздрав просит помнить: выписанное другое лекарство будет содержать то же самое действующее вещество, и непривычные потребителю название и производитель никак не скажутся на эффективности его действия.
Потерялся льготник!
Нашедшему - приведите
за лекарством
Статистика всегда оптимистична. В день в Крыму выписывают 400-500 рецептов. В перспективе эта цифра увеличится в 10 раз. Это значит, что годовое количество рецептов перевалит за миллион. Но что значат все эти цифры для конкретного человека, который пришёл в аптеку с рецептом, а лекарства нет?
- Министерство контролирует этот вопрос, но контролирует в цифрах, - отметила Людмила Пыхтеева. - Когда мы ходили по аптекам, то в журналах видели статистику: 20 рецептов выписано, 18 из них отоварено, 2 - нет. Но подробных данных о том, кто эти двое, не получившие лекарства, откуда, какие им препараты нужны, нет. Их не смогут предоставить ни один аптечный пункт и, соответственно, ни одно лечебное учреждение.
Между тем встречная жалоба поступает и от пенсионеров: пришли в аптеку с рецептом, лекарства нет, ушли - и всё. Никто не сообщил, что лекарство появилось. В итоге рецепт просрочен, нужно идти за новым.
Чиновники уверяют, что персональные данные берутся, но не показываются, потому что это личное.
- Система предусматривает наличие персональных данных, - отметила Нина Солошенко. - Поликлиника должна знать, какой человек обратился и какими препаратами его не обеспечили. Каждая аптека должна вести журнал. Контроль за потоком мы уже наладили, «Крым-Фармация» еженедельно предоставляет министерству данные по необслуженным рецептам, и мы анализируем, почему по конкретному рецепту не получили препарат. Но сейчас идёт налаживание этой системы.
Директор «Крым-Фарма­ции» же сообщил: ведётся не только сбор персональных данных, но и последующий активный поиск возможностей предоставить препараты как можно скорее и прямо по адресу.
- Я требую от своих подчинённых, чтобы они в обязательном порядке брали контакты льготников, обращающихся в аптечные пункты, и потом, если это необходимо, мы осуществляем адресную доставку. Кроме того, законодатели дают нам возможность выдать лекарственный препарат не сразу, а в течение 10 дней. За это время мы стараемся как можно скорее доставить препарат со склада или переместить из другой аптеки, - разъяснил он. - Важно отметить, что всё-таки льготное лекарственное обеспечение не является экстренной ситуацией. Пациент приходит к врачу за рецептом не тогда, когда он выпил последнюю таблетку. Любой человек должен выработать алгоритм похода к врачу. Сегодня есть возможность раз в три месяца приходить. В случае, если ситуация действительно экстренная, мы об этом тоже должны знать и в любом случае для любого человека всегда найдём экстренное решение. Но всё-таки хотелось бы, чтобы была налажена системная плановая работа.
В свою очередь представитель Минздрава сообщила, что теперь любой человек, относящийся к льготной категории, имеет право на выписку рецепта, действующего в течение не одного, а трёх месяцев.
О нюансах тандема «рецепт-лекарство» можно говорить до бесконечности, каждый отдельный случай требует рассмотрения. Именно каждый отдельный случай, уверяют представители Минздрава и «Крым-Фармации», они и стремятся решить. Вот только, как всегда, одно «но»: чтобы любая система начала слаженно работать, нужны время и желание работать. Возможно, как только обе стороны в полной мере это осознают, половина проблем исчезнет сама собой. Как решится вторая - поживём - увидим.

ГУП РК «Крым-Фармация» сообщает об открытии новых аптечных пунктов в следующих населённых пунктах: с. Приветное, с. Пожарское, с. Новосёловка, пгт Гурзуф, г. Алушта, г. Белогорск, г. Ялта, г. Керчь, г. Джанкой,
с. Широкое, с. Степное, с. Октябрьское, г. Симферополь (ГБУЗ РК «Симферопольская клиническая больница» и городская больница №6).
Телефон «горячей линии» «Крым-Фармации»:
+ 7 978 912 74 74.

Наталия НАЗАРУК.