Девочка, живущая в сети, сидит у окна Овертона

27 Июнь 2015 361
Сегодня мнение большинства формируют блогеры.
Сегодня мнение большинства формируют блогеры. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Не только девочки и мальчики, но и взрослые тоже практически живут в этих самых сетях, виртуальная паутина становится реальной ловушкой, из которой не так-то легко выпутаться.

Ладно бы речь шла только об играх, развлечениях, хотя в этом тоже ничего хорошего нет, формируется Интернет-зависимость, опасная, как и все прочие виды зависимости. Эти самые сети формируют сознание пользователей. Впрочем, подобным всегда занимались СМИ. Но теперь на место издателя, журналиста выходит его величество блогер. Я бы даже написала это слово с большой буквы. Не из уважения к представителям этого нового класса информаторов-формирователей, а потому, что стали они весьма заметным явлением в нашем обществе.
У них столько-то подписчиков, им ставят лайки, их репостят. И на этом основании они считают себя главными игроками на информационном поле. Но вот если кто-то не совсем умный написал нецензурное слово на заборе и его прочитали тысячи проходящих мимо забора, может ли написавший считаться писателем, журналистом или, как теперь они себя называют, блогером? На заборе теперь не пишут, выкладывают свои «мысли» в сети. Но если считают себя равными журналистам печатных СМИ, то что ж так визжат, когда законом предлагается ввести ответственность за достоверность распространяемых фактов? Остальные должны отвечать, а блогеры только распространять всё, что им взбредет в голову?
Распространяется информация в Интернет-сетях с пугающей скоростью, и столь же быстро растёт популярность распространителей. Порой и традиционные СМИ делают своим конкурентам рекламу, хотя, конечно, конкурентами этих недожурналистов не считают. Вот пример. Приехал в Крым столичный деятель Интернет-ресурсов. Миссия у него была - поучить молодых крымских журналистов, как продвигать свой «информпродукт» в тех же сетях. Поучил, попил кофею и улетел. Пробыл в столице полуострова не более десяти часов. Этого времени хватило, чтобы состряпать репортаж о положении дел в Крыму. Глобальные обобщения, основанные на разговоре с таксистом, на вопросах начинающих коллег снисходительные, через губу, оценки. И мгновенная даже не популярность, а слава всё в тех же сетях.
Крымские журналисты активно обсуждают «публикацию» в своих сообществах. Не понравилось им, как залётный гость отзывается о полуострове, не понравились оценки и выводы. Но кое-что и понравилось, в чём-то блогер оказался прав. Ну и пусть бы с этим оставался. Так нет же, целую передачу опусу этому посвятил один из крымских телеканалов. Ребята, а не много ли чести ему, а? Почитали бы его почитатели, на том бы всё и застряло, а мы ему такую бесплатную рекламу слепили! Понятно, что зацепили оценки нашего драгоценного полуострова. Но что ж теперь на каждое упоминание нашей республики вскакивать и опровергать благие глупости? На каждый чих не наздравствуешься.
Между тем Интернет упорно смещает так называемые окна Овертона. То, что вчера казалось неприемлемым и даже невозможным, постепенно становится вполне нормальным.
Общественное мнение формируют, им манипулируют. Кто такая эта девочка, попавшая в сети радикальных исламистов? Вот прямо из социальных сетей, где эти ловцы душ и вербуют своих последователей, в натуральные сети, из которых живому не выбраться. Повезло этой девочке, что её остановили прямо на пороге гибели. Повезло, что у неё такой активный папа, просто всех на уши поставил и вытащил.
Да ведь не простая это лохушка, живущая в сети, ставящая лайки под постами о котиках, выкладывающая фото еды и свои селфи. Отличница-студентка философского факультета, умница энд красавица, только что не комсомолка. Совершеннолетняя, между прочим, и «они же дети» тут не годится. Должна отвечать за свои поступки. Но, похоже, не ответит. Отделалась пусть и не лёгким, но только испугом.
А народ в сетях уж как обсуждает её судьбу, каких только вариантов дальнейшего её развития не предлагает. От ухода в православный монастырь до выхода замуж за хорошего мусульманского парня. Однако кажется почему-то, что эта история не о том, как хорошую девочку завербовали плохие парни. А о том, как чрезмерное доверие к нетрадиционным источникам информации превращает в зомби даже таких продвинутых пользователей Интернета. Именно таких, продвинутых.
Не только наших вербуют в ряды радикальных исламистов. По всему миру эта беда расползается. Во Франции родители завербованных молодых людей подали в суд на государство, позволившее «детям» беспрепятственно пересечь границу. Ну государство вряд ли за это ответит. И кто будет искать тех блогеров, которые ведут вербовку по всему миру? И вся эта шумиха вокруг таких вот «детей» завербованных только прибавляет популярности сайтам, через которые вербовка и ведётся.
Как-то давно, ещё до активного Интернета, один нарколог отказался давать интервью нашей газете. И пояснил свой отказ: каждый раз, когда мы через средства массовой информации пытаемся вести профилактику наркомании, мы привлекаем внимание к ней тех, кто ещё не пробовал этот яд. Молодым и неокрепшим становится интересно, а что ж это такое, что им там пугают? Надо попробовать. И пробуют. Так что профилактика - это палка о двух концах в нашем случае.
А уж теперь-то, при неограниченном доступе к любым информационным ресурсам, как вести профилактику? Не реагировать, не комментировать, не распространять, чтобы не привлекать внимание? Наверное, это тоже не выход. Призывать доверять только проверенным источникам информации? Наши читатели в этих призывах не нуждаются. Как раз сейчас они и читают проверенный почти столетием существования тот самый верный источник, нашу газету.
А те, которые нас не читают, эти призывы и не услышат.
Пишу эти заметки и слышу, как во дворе местная бомжиха спорит с полицейскими. Ей сделали замечание, мол, нельзя распивать спиртные напитки в общественном месте, коим является двор жилого дома, а конкретно - детская площадка.
- Это не алкогольный напиток, это лосьон. И я его не употребляю внутрь, я им лицо мажу. А где написано, что я не могу красоту наводить во дворе?
Железная логика. Не поспоришь. А речь идёт о таком - как бы его назвать-то? - изделии под названием «Боярышник». Разлит во флакончики, спиртосодержащий. Если это лосьон или настойка лечебная, то почему продаётся не в аптеках или отделах косметики, а в продовольственных магазинах? И цена у него просто смешная, алкоголикам по вкусу и по карману. Торговые сети активно его предлагают, от проверяющих не прячут. Сдвигают те самые окна от запрета на продажу подобного зелья до мнения «а почему, собственно, нельзя?».
Снова сети. Как выпутаться из них - интернетовских, торговых, информационных, вербовочных и прочих? Или как вообще в них не попадать, чтобы не пришлось выпутываться? Ответьте сами на этот риторический вопрос.

Справка

«Окно Овертона» - модель в политической философии, призванная объяснить направление государственной политики через зависимость от общественного мнения: из всех возможных вариантов политики на уровне государства поддерживаются лишь те, которые попадают в определённый промежуток - окно Овертона, другие идеи отметаются, как слишком радикальные. Изменения государственной политики связаны со сдвигом окна Овертона в ту или иную сторону. Теория названа в честь автора - Джозефа Овертона (1960-2003), бывшего вице-президента Макинского центра публичной политики.

Наталья АСТАХОВА.