Симферополь - Хайдельберг: конец породнению или дружба навеки?

10 Июнь 2015 729
Гости из Хайдельберга хотят рассказать о Крыме правду.
Гости из Хайдельберга хотят рассказать о Крыме правду. Фото автора.

В каждой стране от одного океана до другого так называемая аннексия Крыма стала притчей во языцех. Однако каким бы удивительным это ни показалось на первый взгляд, параллельно с официальным за рубежом бытует и альтернативное мнение. Мнение, согласно которому, например, Симферополь, столица Крыма, и Хайдельберг, маленький городок на юго-западе Германии, могут быть побратимами - не только на словах, но и на деле.

Зародившиеся в конце 80-х, официально утверждённые в 92-м, уже почти четверть века, невзирая на любые препятствия, развиваются и крепнут братские отношения между двумя городами.

«Мы помним,как всё начиналось»

- В советское время у нас было движение за мир, - рассказывает на почти безупречном русском Магдалена Мельтер, инициатор побратимских отношений Хайдельберга и Симферополя и председатель правления партнёрской организации «Круг друзей Хайдельберг - Симферополь». - Мы выступали за то, чтобы создать побратимские отношения с русским городом. Это из-за чувства вины, связанного со Второй мировой войной. В советском посольстве в Германии нас спросили: каким должен быть город? Мы сказали: небольшой городок с рекой и старым университетом - всё, как у нас в Хайдельберге. И нам предложили Тарту (Эстония) и Симферополь.Официально отношения были подтверждены в 1991 году, в 1992-м в Хайдельберге была создана организация «Круг друзей Хайдельберг - Симферополь». Аналогичная партнёрская организация в Симферополе была создана спустя пять лет. Однако первые ростки крепкой дружбы начались намного раньше первой даты.

Рука помощи

В 1990-м привезли первую гуманитарную помощь - пришло 40 грузовиков. Туда входили прежде всего медоборудование, лекарства, а также одежда, обувь, продукты - всё, что было нужно. Экономическая ситуация зимой 90-го была страшная, признаются Магдалена и её подруга и помощница Виолетта Львовна Тишина, руководитель симферопольской организации «Дом дружбы Симферополь - Хайдельберг».- Тогда не было контактов между жителями, поэтому вся помощь была получена отделом социальной защиты горисполкома, а они уже по своим спискам распределяли в больницы и семьи, - делится Виолетта Львовна. - Были ещё так называемые посылки с красной точкой - адресные посылки от семей из Хайдельберга. Разнести их было сложно, телефонов в этих домах не было, жили, как правило, на окраинах. Но эта работа очень сплачивала людей.Так создавалась дружба на многие годы. После, объясняют женщины, между семьями начиналась переписка. Искренняя благодарность одной стороны и желание помочь другой стали крепким фундаментом для многолетней дружбы.

Время перемен

С переходом Крыма в состав России многое в жизни Хайдельберг-центра изменилось.- Сейчас мы уже не посылаем гуманитарную помощь, - объясняет Магдалена. - По старому пути через Украину провезти нельзя, а в объезд страны - намного дороже.И нам в прошлом году сказали, что больницы будут снабжаться медоборудованием из России.Однако после того, как граница закрылась, женщины быстро нашли другие способы для поддержания дружбы между городами и людьми.- Здание, в котором мы находимся, изначально было построено для узников конц­лагерей, жертв нацизма, - поясняет Магдалена. - Сейчас деятельность в этом доме проходит во многих направлениях, культурных и образовательных.- С помощью общества, которым руководит Магдалена, мы устраиваем работу и праздники для бывших узников и других пожилых социально незащищённых людей, - поясняет Виолетта Львовна. - Главное - чтобы они жили, а не доживали. Мы хотим, чтобы у нас они чувствовали себя, как дома.Многие мероприятия «Дома дружбы» направлены и на помощь пожилым людям в трудностях повседневной жизни. Организована юридическая и медицинская помощь. Но не забывают и о молодом поколении: для детей проводят занятия по немецкому языку, а молодёжь привлекают к деятельности центра.- С молодёжью сложно, но потихоньку получается, - рассказывает Магдалена. - Они по-разному относятся.

Дружба на века

По-разному относятся и к ситуации в Крыму: кто-то поддерживает, а кто-то верит новостям из немецких СМИ.- Сейчас многие меняют своё мнение, понимают, что это не аннексия и не захват, - говорит Магдалена. - У меня, например, двое сыновей и дочка. Они умные, много читают, но для сыновей это аннексия, а дочка и её муж поддерживают меня. У нас столько дискуссий по этому вопросу! А из нашего общества один мужчина даже ушёл, потому что не поддерживал эти идеи. Для него Путин - враг, а в Крыму - аннексия.Однако именно поэтому, считают женщины, сейчас как никогда важно поддерживать дружеские крепкие связи - чтобы люди в маленьком городке Германии знали правду.Результат этой связи налицо. Нам удалось пообщаться с немцами, изучающими русский язык, которые приехали в группе вместе с Магдаленой.- Я думала, что здесь ничего нет, - признаётся Сильвия.- А мы увидели полные магазины и прилавки. Много продуктов, одежды, причём здесь много тех вещей, которые можно встретить в Европе: кофе, одежда, машины.- Я уже пять лет учу русский язык. Я не боялась ехать в Крым, а другие боятся, - отмечает Бригитта. - Люди здесь очень милые и всегда готовы помочь. Они живут спокойно.В Германии этого не знают.- Я первый раз в Крыму, - на ломаном русском рассказывает Бодо. - Мне очень нравится, что люди гостеприимные, легко идут на контакт. Здесь очень красиво - и никто не стреляет! В Германии не говорят правду о Крыме. Я теперь всё увидел сам. Люди в Крыму хотят мира так же, как хочу его я. В Симферополе я себя чувствую так же комфортно, как дома.

Лёд тронулся!

То, что рядовые граждане Германии начинают менять своё мнение, видно уже хотя бы по тому, что на XIII конференцию городов-побратимов России и Германии официально приглашены три крымских города: Евпатория (город-побратим Баден-Баден), Ялта (Людвигсбург) и Симферополь.- Это не политическая конференция, организаторы принадлежат к неправительственным организациям, - поясняет Магдалена. - Поэтому крымчан приглашают официально.Кто знает, возможно, пройдут год-два, и ещё одна стена рухнет?

Наталия НАЗАРУК.