Храм во имя святых Петра и Павла

27 Май 2015 440
Собор занимает особое место в истории города.
Собор занимает особое место в истории города.

Петропавловский кафедральный собор был построен в начале XIX века по просьбе и на средства жителей Симферополя. Сегодня красавец собор радует глаз, а ведь было время, когда он стоял без крестов и колокольни и даже без ограды. Епархиальные источники сообщают, что в 2004 году в храме произошло чудо  -  на стекле, за которым стояла икона святителя Николая Чудотворца, проявился его нерукотворный лик. Это стекло выставлено рядом с иконой для поклонения верующих.

С 2008 года в кафедральном Свято-Петропавловском соборе пребывают мощи святителя Гурия (в миру Григорий Платонович Карпов, 1814-1882гг.), архиепископа Таврического, ранее находившиеся в склепе Александро-Невского собора.
Несмотря на указ императрицы Екатерины II «построить в Ак-Мечети приличный храм соборный», разрешение на строительство Святейший Синод выдал лишь в 1801 году после внимательного изучения вопросов: «Сколько жителей в Ак-Мечети, какого они звания, каким приходам принадлежат, причины, побудившие жителей к построению новой церкви, и не кроется ли в этом какая-нибудь неудобность?». Христианское население Симферополя крайне нуждалось в просторном храме, так как маленькая церковь во имя святых Константина и Елены не могла уже вместить всех прихожан.
Строительство нового храма началось в 1805 году, всё это время прихожане собирали средства. 8 ноября 1806 года новую церковь освятили. Она представляла собой деревянное, прямоугольное здание, с пятигранной апсидой на восточной стороне и возвышающейся над западной стороной колокольней. Восемь столбов делили внутреннее пространство на три нефа, из которых центральный был самый широкий. В храме отсутствовали росписи, главным его украшением являлся иконостас. Колокола для Петропавловской церкви отлили из меди, оставшейся после уничтожения монетного двора Ак-Мечети. Более двадцати лет их звон созывал прихожан на молитвы. За эти годы Петропавловский храм обветшал, и его закрыли. В городе построили Александро-Невский собор, куда передали колокола, церковную утварь, ризницу.
В 1866 году симферопольцы решили возродить Петропавловский храм, для чего создали строительный комитет. Проект нового храма разработал петербургский архитектор
К. Лазарев. Подсчитали, что для его возведения требуется 55 тысяч рублей: 32 тысячи рублей собрали прихожане, 23 тысячи выделил Синод. Активное участие в сборе денег на строительство храма принял купец Афанасий Тисов, бывший более 20 лет церковным старостой Петропавловского собора. Для завершения работ он пожертвовал 15 тысяч рублей. После смерти Тисов был похоронен в левом приделе храма.
29 июня 1866 года на месте разобранной старой церкви началось строительство новой. В нём активно участвовали прихожане. Подрядными работами руководил Константин Воронцов, контролировал выполнение работ губернский инженер Грачёв. В августе 1866 года строительство церкви было завершено, но ещё четыре года продолжались отделочные работы. Внешний вид храма изменился: построенный в виде креста, вытянутого с запада на восток, собор значительно расширился, наполнился светом благодаря двенадцати окнам, устроенным в барабане. Особым изяществом отличалась внутренняя отделка храма. Восхищал своей красотой иконостас, выполненный мастером Зайцевым, с иконами византийского стиля.
Наконец все работы были завершены, и 16 августа 1870 года собор вновь распахнул врата для своих прихожан. При храме с 1868 года существовало церковно-приходское попечительство и два училища - мужское и женское.
По свидетельству епископа Гермогена, стало известно о том, что в соборе Петра и Павла сохранялась «замечательна древняя икона Пресвятыя Троицы с частию ризы Господней в ковчежце и с частицами мощей св. угодников, изображённых на иконе, в сребропозлащённом кресте с надписью 1693 год».
Во время Крымской войны 1853-1856 годов неизвестный офицер оставил икону в церкви с условием, что по окончании оной вернётся за ней, если же нет - она остаётся в храме. Окончилась война, но никто не пришёл за иконой. К сожалению, о судьбе офицера нам ничего не известно.
В 1890 году церковный двор обнесли ажурной металлической оградой, во дворе посадили деревья и декоративные кустарники. В 1902-1903 годах молодые художники из Императорской академии художеств расписали купола. В самом центре храма изобразили Гос­пода Саваофа в окружении Небесных Сил. Стены между окнами украсили орнаментом, а по поясу барабана расположили 12 медальонов с изображениями 12 святых апостолов. В последующие два года закончили роспись стен. Выполнить эти работы стало возможным благодаря церковному старосте Степану Абрикосову, который вложил значительные личные средства.
В 1937 году богослужение прекратилось, разобрали купол и колокольню, в храме устроили склад.
Только в 1980-е годы началось восстановление Петропавловского собора. Автором проекта стала архитектор Ольга Сергеева, а работы выполнялись ЗАО «Крымреставрация».
Современный архитектурный облик церкви соединяет элементы разных стилей: классические формы органически сочетаются с элементами древнерусского зодчества. Высокие окна обрамлены белокаменными наличниками. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз и закомары (свод, в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены), в которых устроены круглые ниши. Венчает храм световой барабан с куполом луковичной формы.
При входе в храм устроена паперть - крыльцо. Каменная лестница ведёт к входу, над которым вытянулась к небу стройная колокольня. Главный вход обрамлён полуколоннами, ярким мозаичным изображением Христа и святых Петра и Павла.
В соборе два придела: во имя святого Иоанна Кронштадтского и святого Серафима Саровского. 12 июля 1991 года, в праздник Первоверховных апостолов Петра и Павла, в возродившемся храме вновь была отслужена Божественная литургия. Многие прихожане считают, что сегодняшний собор ещё краше прежнего.
С 2003 года собору придан статус кафедрального.

Храм потрясает своей красотой.

Двери для прихожан всегда открыты.

Рафаэль ЗАЛЯН.