Симферопольский след в Знамени Победы

История известного снимка

7 Май 2015 505
А человек, сшивший это Знамя Победы, - наш земляк.
А человек, сшивший это Знамя Победы, - наш земляк.

Не в том, конечно, штурмовом флаге №5 - 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водружённом Мелитоном Кантария, Михаилом Егоровым и Алексеем Берестом над поверженным рейхстагом и торжественно выносимом теперь на главном параде страны, а в том, что известен всему миру благодаря фотоснимку Евгения Халдея.

Снимок сделан уже после взятия Берлина - 2 мая 1945-го, когда над рейхстагом было множество красных стягов. Но в историю он вошёл как кадр водружения Знамени Победы: реальное водружение запечатлевать для истории было просто некогда - вокруг шли бои. Знамя для снимка фронтовой фотокорреспондент Евгений Халдей, работавший по заданиям фотохроники Телеграфного агентства Советского Союза, привёз с собой из Москвы.
«Я ведь давно размышлял над тем, как поставить свою «точку» в затянувшейся войне: что может быть значительнее - знамя Победы над поверженным врагом! К концу войны я уже не возвращался из командировок без снимков со знамёнами над освобождёнными или взятыми городами. Флаги над Новороссийском, над Керчью, над Севастополем, которые освободили ровно за год до Победы, - пожалуй, более других дороги мне», - вспоминал Евгений Халдей. И когда получил приказ лететь в Берлин, то попросил дальнего родственника-портного сшить ему три флага из красных скатертей, подаренных тассовским завхозом Григорием Любинским. Звезду, серп и молот Евгений Халдей «собственноручно вырезал из белого материала».
Первый флаг был установлен на аэродроме Темпельгоф на крыше здания штаба 8-й Гвардейской армии возле скульптуры орла, восседавшего на земном шаре. Евгений Халдей забрался туда с тремя бойцами и сделал несколько фотографий. Второй ему помогли установить Кузьма Дудеев и Иван Андреев над Бранденбургскими воротами. Третий - на рейхстаге. Помогли фотокору на этот раз разведчики 8-й Гвардейской армии. Устанавливает знамя Алексей Ковалёв, кавалер ордена Славы III степени (после Победы за подвиги, совершённые в годы войны, он станет полным кавалером ордена Славы). Поддерживает его Абдулхаким Исмаилов - в 1996-м дагестанцу присвоили звание Героя России. Охраняет их Леонид Горичев, к сожалению, он через несколько лет умер - сказались фронтовые раны. Алексея Ковалёва и Евгения Халдея не стало в 1997-м, Абдулхакима Исмаилова - в 2010-м.
А три красных знамени, которые взвились, благодаря Евгению Халдею, 2 мая 1945 года над поверженным Берлином, сшил для фотокора Израиль Кишицер, который родился в 1893 году в Симферополе в семье портного «мужского платья» Соломона Кишицера. После Октябрьской революции семья оказалась в Москве, где Израиль Соломонович и прожил все свои 65 лет.

Кстати

Изначально на Знамени Победы, водружённом над рейхстагом Мелитоном Кантария, Михаилом Егоровым и Алексеем Берестом, тоже не было никаких надписей - только звезда, серп и молот и в нижнем углу у древка небольшая цифра «5» на красном полотнище - номер одного из 9 штурмовых флагов, изготовленных для этой цели в 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта. После того, как флаг был снят для отправки в Москву, начальник политотдела 150-й дивизии подполковник Михаил Артюхов приказал сделать белой краской надпись: «150 стр. ордена Кутузова II ст. Идриц. Див.» - 150-я стрелковая ордена Кутузова II степени Идрицкая дивизия. Такая самодеятельность, правда, не понравилась приехавшему проверять знамя начальнику политотдела 79-го стрелкового корпуса полковнику Ивану Крылову, и тогда Артюхов предложил дополнить надпись: «79-й стрелковый корпус, 3-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт». Поместилось только «79 с.к., 3 у.а., 1 б.ф.» В Москве решили надпись на Знамени Победы не менять.