Полвека надежды

7 Май 2015 457
Айше и Амит Абиевы.
Айше и Амит Абиевы.

Они похожи: 12-летний Ислям Аидинов и его прадедушка навеки 34-летний Амит Абиев. Почти полвека родные ничего не знали о его судьбе: ушёл на фронт, пропал без вести.

- Смотрите, это моя реликвия - документы о прадедушке, статьи о его боевом пути из газет «Ленин байрагъы» и «Крымская правда», фотокарточка, - Ислям бережно перебирает материалы в папке. Её сохранила для него бабушка Диляра, дочь солдата. Когда отец уходил защищать Родину от фашистов, ей было два годика, старшему брату - шесть лет.
- Как-то приехал на зимние каникулы к бабушке, она передала мне пожелтевшую от времени папку и дрожащим от волнения голосом сказала: «Ислям, внучек, в этой папке материалы о моих родителях, твоих прадедушке и прабабушке. Для нашей семьи это очень ценные документы, которые я собирала и хранила многие годы. Я внимательно рассматривал бережно хранимые бабушкой письма, фотографии, газеты и документы, которым уже много лет, как, например, свидетельству о рождении прабабушки Зодие - 102 года. А потом, затаив дыхание, слушал бабушкин рассказ.
Амит Абиев родился в селе Алма-Тархан Бахчисарайского района. С детства помогал родителям, собирал лесные ягоды, ловил рыбу в Альме, учился в школе. Учёба давалась легко, и в 1925-м, когда окончил пятый класс, отец отправил его в Симферополь, на рабфак. Вернувшись в родное село, Амит Абиев через несколько лет стал одним из организаторов колхоза «Правда», был секретарём сельсовета, бригадиром в колхозе.
- Прадедушкина бригада тогда была лучшей в Бахчисарайском районе, - рассказывает Ислям. - А в семье у него поселилось счастье: в 1931 году он женился на любимой Зодие. Сохранилось их свидетельство о браке и свидетельство о рождении их первенца Дилявера, моего деда.
Жизнь налаживалась: хорошая работа, любимая жена, детишки подрастают. Но времена были неспокойные. Первая война, в которой довелось участвовать Амиту Абиеву, - с белофиннами в 1939-1940 годах. С честью выдержал все испытания, вернулся домой с благодарностью народного комиссара обороны. Вновь стал работать в родном колхозе. А 22 июня 1941-го в жизнь страны вновь ворвалась война.
- Уже 23 июня прадедушка ушёл бить фашистов, - рассказывает правнук фронтовика. -
А вслед за ним ушла и его младшая сестра Айше, выпускница Бахчисарайского медицинского техникума. Она служила операционной сестрой в госпитале: «бесстрашный воин и преданный своему делу медработник» - так писали о ней в наградном листе на медаль «За боевые заслуги». А прадедушка защищал Одессу, Крым, освобождал родную страну от оккупантов и каждый миг думал о том, как там его любимые под игом оккупантов. Сердце сжималось от боли и тревоги, и тогда, стиснув зубы, он ещё ожесточеннее мстил врагу. И вот она, наконец, радостная весть: 9 мая 1944 года Крым полностью очищен от врага. Друзья жали руку Амиту и поздравляли его от всей души, а он каждый день отправлял домой письма. Но ответа так и не дождался. Откуда было знать солдату, что его любимая Зодие вместе с детьми и престарелой свекровью вскоре после освобождения от фашистов  была депортирована с родной земли в Среднюю Азию. Но и оттуда она всё писала запросы, искала любимого, чтобы хоть весточку подать, что живы.
Военные дороги привели автоматчика 958-го стрелкового полка 299-й стрелковой дивизии в Болгарию. В бою за освобождение города Видин 9 октября 1944-го Амит Абиев был ранен в голову осколком мины. Как ни старались врачи 2075-го хирургического полевого передвижного госпиталя, спасти жизнь солдату не смогли. Его похоронили в том городе, в 50 метрах от мужской гимназии, в могиле номер 5, установив небольшой обелиск с красной звездой, но в документах почему-то записали: не Амит, а Алиф, похоронка же, отправленная в Крым, не нашла здесь родных воина. Так и оказался он на долгие годы «без вести пропавшим»,
- Победа! И всё чаще прабабушка Зодие смотрела на двери - вдруг постучит любимый, детям всё рассказывала, как хорошо будет, когда папа вернётся. Не вернулся. И вновь поиски на долгие годы, - продолжает правнук солдата. - Куда только ни обращалась жена, кому только ни писала сестра, ответ один: «Пропал без вести, в списках погибших не значится». Но шло время, и надежда, на то что наш родной человек не погиб, таяла.
В 1990 году семья Амита Абиева вернулась в Крым. 77-летняя Зодие ходила по родным местам, где так много напоминало о любимом, и плакала. А однажды почтальон принесла газету «Достлук», и сердце сжалось при взгляде на заголовок: «Кто знает Абиева Амита?».
- Это крымский журналист Геннадий Русанов разыскивал тех, кто знал хоть что-то о семье солдата, - продолжает Ислям Аидинов. - А его в свою очередь попросил одесский журналист Владимир Бортничук, нашедший в Болгарии могилу прадедушки, узнавший из военных архивов, что тот защищал Одессу от фашистов, а сам родом из Крыма. Эта заметка в газете растрогала всех членов семьи, ведь столько долгих лет они не имели весточки о муже, отце, сыне, брате. Моя бабушка тут же написала письмо Геннадию Русанову, а он передал его Владимиру Бортничуку. Завязалась переписка. Журналисты помогли собрать документы, подтверждающие, что прадедушка Амит погиб и похоронен в Видане. Владимир Бортничук прислал фотографию обелиска на могиле, написал статью о прадедушке в «Ленин байрагъы» и «Крымскую правду», чтобы знали земляки о своём герое.
Я очень благодарен этим людям за то, что они помогли нашей семье восстановить правду о моём прадедушке. Благодарен бабушке, которая столько лет бережно хранила все документы, письма, фотографии.
Теперь эти материалы бережно хранит уже правнук солдата, чтобы потом передать своим потомкам. Ислям уверен, что и они будут гордиться своим героем Великой Отечественной, как сейчас гордится он.