Они сражались за Родину

7 Май 2015 529
Молот метает многократный чемпион и рекордсмен СССР Александр Канаки.
Молот метает многократный чемпион и рекордсмен СССР Александр Канаки.

В Великую Отечественную героически сражались с врагом и люди, всем сердцем преданные спорту. Не случайно полководец генерал армии Герой Советского Союза Иван Петров утверждал: «Каждый спортсмен стоит в бою нескольких рядовых бойцов, а взвод спортсменов - надёжнее батальона, если предстоит сложная боевая операция!».

С первых дней войны тысячи спортсменов Крыма были призваны в армию, сотни ушли на фронт добровольцами. Одним из первых на Черноморском флоте удостоен ордена Красного Знамени полузащитник флотской футбольной команды Сергей Шулик, который, будучи командиром торпедного катера, смело вступил в бой с кораблями фашистов и заставил их отступить.
Моряки-севастопольцы были на различных фронтах и, конечно, все 250 дней защищали город русской морской славы. Особо отличилась бригада морской пехоты под командованием чемпиона СССР по тяжёлой атлетике, заслуженного мастера спорта Дмитрия Красникова. Бригаду называли «Сборная флота»: в её рядах героически сражались с врагом известные футболисты Николай Бирюков, Николай Резанов, Иван Шилин, тяжелоатлет Алексей Ищенко, ватерполист Александр Красин, боксёры Аркадий Макеев и Пётр Сивенко, борцы Иван Бочаров и Николай Ивашинин. Фашисты приходили в панику, когда их атаковала «чёрная смерть», как они называли моряков-севастопольцев.
Мне в своё время посчастливилось познакомиться с этими крайне скромными людьми, которые, выступая на крымском телевидении, старались больше рассказать не о себе, а о подвигах погибших товарищей: боксёрах Иване Хмельницком, Николае Фильченкове, Иване Голубце и борце Данииле Одинцове, которым посмертно присвоено звание Героев Советского Союза. Но все они не забывали отметить, что если бы не занимались спортом, то вряд ли смогли вынести все тяготы войны. Пройдя бои, будучи раненными и контуженными, они оставались верными спортивным увлечениям молодости, работали в спортивном клубе Краснознамённого Черноморского флота, где готовили новых мастеров спорта из офицеров и матросов.
Это было характерно для «железных людей», как их называл весь мировой спорт, когда познакомился со сборной Советского Союза на Играх XV Олимпиады в Хельсинке-1952. Та команда почти наполовину состояла из участников Великой Отечественной войны и сразу же дала бой сборной США, которая до появления «русских» (так всегда иностранцы величали многонациональную сборную СССР) доминировала на Олимпиадах. Были в её составе и крымчане: гимнастка Мария Гороховская и легкоатлет Александр Канаки. Воспитанница евпаторийской гимнастики начало войны встретила студенткой Института физкультуры имени Лесгафта в Ленинграде. Как и все её подруги по институту, учила бойцов штыковому бою, а затем работала в госпитале.
И лишь когда из-за голода (похудела до 29 кг) не могла подняться с постели, её вывезли на Большую землю, где понемногу начала приходить в себя, пережив два трагических сообщения: фашисты в Евпатории за связь с подпольщиками расстреляли отца, а защищая небо Ленинграда, погиб в воздушном бою брат. Но огромное желание вернуться в гимнастику совершило чудо. Маша стала чемпионкой СССР, а в Хельсинки собрала букет из семи олимпийских медалей: двух золотых, четырёх серебряных, одной бронзовой. Это достижение нашей выдающейся землячки вот уже более шестидесяти лет не в силах превысить никто из гимнастов и гимнасток, выступающих на олимпийском помосте.
Саша Канаки был любимцем бахчисарайских поклонников спорта. Во-первых, как вратарь сборной футбольной команды, где, несмотря на юный возраст, пользовался непререкаемым авторитетом, а во-вторых, Саша был необычайно сильным физически. Это он на одном из праздников решил потягаться в борьбе куреш со всеми «пехлеванами» Крымской АССР и одного за другим уложил всех на лопатки. А затем, взвалив на плечи главный приз, здоровенного барана, сопровождаемый толпой почитателей, отправился домой. Неудивительно, что, став курсантом Киевского пехотного училища и попав в руки опытных легкоатлетических наставников, он за два года стал чемпионом и рекордсменом СССР в беге на 110 м с барьерами, в толкании ядра и в десятиборье. Войну Канаки встретил командиром батальона. Во время Сталинградской битвы вражеская пуля буквально разворотила правую руку атлета. Казалось, со спортом придётся расстаться, ведь он даже не мог поднять искалеченной рукой любимое ядро. Но друзья посоветовали попробовать метать молот. Майор Канаки вновь стал чемпионом и рекордсменом страны, вошёл в когорту сильнейших метателей молота планеты, вписав своё имя в число обладателей мирового и европейского рекорда.
Аналогичный путь в спорте прошёл и симферополец Ваня Мальцев. Став моряком Черноморского флота, он попался на глаза легендарному Дмитрию Красникову, стал посещать тяжелоатлетический зал.
И вскоре стал мастером спорта в сумме троеборья и поразил всех своей феноменальной левой рукой, став рекордсменом мира в рывке и толчке. Иван Мальцев стал пулемётчиком в «сборной флота», прославился не только меткой стрельбой, но и бросками своей левой гранат. В конце июня 1942-го был тяжело ранен и попал в плен, хлебнул немало горя. Но вот завершилась война, старший лейтенант Мальцев вернулся в родной Симферополь. Вылечил тяжёлую рану ноги и вновь стал «штамповать» мировые рекорды, которых в его активе насчитывалось более двадцати.
Я был мальчишкой, когда с родителями пошёл в кинотеатр «Большевик» (теперь имени Т. Шевченко), где показывали очередной трофейный фильм. А перед его началом перед экраном установили тяжелоатлетический помост, и трое парней взгромоздили на него штангу, а затем вышел стройный Иван Гаврилович и, как пушинку, взметнул её над головой своей левой, зафиксировав новый мировой рекорд - 114,1 кг. Зал буквально взорвался овацией.
Вот такими они были, «железные люди», победившие  фашизм.