«Снайпер» с фотоаппаратом

Правда о войне глазами нашего фотокорреспондента

14 Апрель 2015 927
Леонид Яблонский.
Леонид Яблонский.

«Фотографии военных лет - фронтовых сороковых гроза» - строчки из песни об ушедших в вечность солдатах России. Увы, в годы Великой Отечественной войны в вечность уходили и те, кто делал эти снимки на передовой, во время атаки, в землянках в редкие минуты затишья, те, благодаря кому мы можем видеть лица фронтовиков, быть может, тоже не вернувшихся из следующего боя, но таких живых на фото, на кадрах кинохроники. Точных сведений, сколько погибло авторов снимков и кинохроники, нет: по некоторым данным, 41 кинооператор и 27 фоторепортёров не дожили до Победы. В Севастополе погиб Михаил Калашников, Борис Иваницкий - под бомбёжкой в районе Чёрного моря, Владимир Иванов - в уличных боях за Белград, Николай Ксенофонтов - на улицах Бреслау, Михаил Бернштейн - под Таллином, Сергей Струнников - в Полтаве, Павел Трошкин - недалеко от Львова. Не вернулись с войны и два фотокорреспондента нашей газеты, тогда «Красного Крыма»: Эммануил Бендицкий, Исаак (Наум, увы, точное имя в архиве не сохранилось) Блох. Но ещё одному, Леониду Яблонскому, повезло выжить в страшные военные годы. И его снимки с фронта, с мест фашистских злодеяний - правда о войне. Наша газета в канун 70-летия Победы начинает серию материалов о крымчанах - военных фотокорреспондентах, чьи снимки стали своего рода символическими рассказами о минувшей войне.

Сын Отечества

Леонид Исаакович Яблонский, в память о котором год назад в центре Симферополя открыли мемориальную доску, родился в 1914 году в Херсоне в семье фотографа, но вскоре перебрался с родителями в Симферополь. Повод был грустный: у мальчика начался туберкулёз позвоночника. Крымские врачи и целебный воздух спасли жизнь Лёне, но кожаный корсет пришлось носить до конца своих дней. А профессию Леонид Исаакович выбрал семейную - фотограф, причём не в фотостудии, а в газете. Он работал в газете железнодорожников «Сталинский путь», в «Красном Крыме», был на курсах Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС). Когда началась Великая Отечественная, добровольцем (мог не идти из-за болезни) ушёл на фронт, стал корреспондентом газеты «Сын Отечества», коллектив которой формировали журналисты «Красного Крыма», а сама газета была 51-й армии, тоже сформированной в Крыму. Вместе с армией и газетой Леонид Яблонский прошёл дорогами войны в Крыму, на Кубани, в Ростове, Сталинграде, Мелитополе, на Донбассе, вновь в Крыму. Награждён медалью «За оборону Сталинграда», орденами Красной Звезды, Отечественной войны. «Капитан административной службы Леонид Яблонский более двух лет работает фотокорреспондентом редакции газеты «Сын Отечества». Отлично выполняет все поручения редакции, проявляя при этом мужество, инициативу и оперативность. За время работы в редакции на поле боя заснял сотни героев и отличников боёв, героических эпизодов во время борьбы за Сталинград, Ростов, Донбасс. Его снимки публиковались в центральной печати и даже за границей, что способствовало прославлению воинов-сталинградцев. Им создана и сохранена картотека героев 51-й армии, представляющая историческую ценность. Во время боёв за Мелитополь под огнём противника вёл съёмку уличных боёв» - это из представления к медали «За отвагу», а решением военсовета армии в октябре 1943-го его наградили орденом Красной Звезды.
После войны Леонид Исаакович работал фотокорреспондентом ТАСС по Крыму. По ложному обвинению в 1951-м репрессирован, четыре года провёл в ГУЛАГе, в 1955-м полностью реабилитирован. Работал в «Крымской правде», в издательстве «Таврия», последние годы жизни - фотографом в Крымском троллейбусном управлении. «Он никогда не «щёлкал». Прежде чем нажать на спуск, смотрел. Он, говоря по-фронтовому, к работе подходил, как снайпер, целился, чтобы «попасть» наверняка. Посмотрите на его фронтовые снимки! Пожалуй, мало кто из его коллег, военных корреспондентов, так снимал жизнь солдата! Он любил защитника Родины, поскольку сам был настоящим сыном Отечества - одним из этих работников войны», - вспоминал о друге и коллеге редактор нашей газеты Владимир Бобашинский.

Кадры для Нюрнберга

Пожалуй, самый известный в Крыму снимок Леонида Яблонского - встреча «большой тройки» Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля, Франклина Рузвельта в Ялте в 1944-м. Он неоднократно публиковался, но это скорее «мирный, степенный» снимок в освобождённом Крыму, уже вдали от фронта. А фронтовые кадры гораздо пронзительнее. Вот на мотоцикле геройские сапёры-разведчики: в коляске Николай Поддубный, за рулём Михаил Задорожный, за ним Пётр Велигин, слева Григорий Захарченко. Через несколько дней, 13 апреля 1944-го, они погибли в бою за село Ашаг-Джамин (Геройское, Сакский район). Посмертно стали Героями Советского Союза.
Керчь, январь 1942-го, Багеровский ров - километр в длину, ширина 4 метра, глубина два - переполнен трупами женщин, детей, стариков и подростков, в которых фашисты стреляли разрывными пулями. Семь тысяч казнённых мирных граждан. По воспоминаниям сына фронтовика Марка Леонидовича, бережно хранящего его архив и тоже много лет работавшего фотокорреспондентом в нашей газете, этот снимок Леонида Исааковича стал «в ряду наиболее убедительных доказательств в пользу открытия второго фронта во время конференции глав государств-антифашистов в Тегеране 1943-м году». А ещё был одним из тех доказательств, что Советский Союз представил на Нюрнбергском процессе. В «документ СССР-63» - «Акт Чрезвычайной Государственной Комиссии о злодеяниях немцев в городе Керчи».
В феврале 1943-го Леонид Яблонский стал первым, кто рассказал о подпольщиках «Молодой гвардии». Сразу после освобождения Краснодона воинами 51-й армии он побывал в камере полицейского управления, где ждали казни Ульяна Громова, Александра Бондарева, Ангелина Самошина, Нина Минаева, Василий Гуков и другие молодогвардейцы. Смог сделать несколько снимков надписей на стенах - всего одну плёнку, вторую пришлось поджечь для подсветки в тёмной камере, а когда на следующий день пришёл сделать снимки в других камерах, надписи уже были кем-то уничтожены. Те несколько снимков с комментариями военкора Владимира Смирнова опубликованы 18 апреля в газете «Сын Отечества». Именно Леонид Яблонский собрал материал для очерка об Олеге Кошевом, Любови Шевцовой и других подпольщиках, который стал базой романа Александра Фадеева «Молодая гвардия».
И именно Леонид Яблонский первым сделал репортаж о героях и трагедии Аджимушкайских каменоломен. Дочь композитора Алемдара Караманова вспоминала, что Леонид Исаакович вдохновил её отца на создание оратории «Аджимушкай». Боевые подвиги, фронтовые будни, лица героев 51-й армии - правда о Великой Отечественной, сохранённая для нас Леонидом Яблонским.

Сапёры-разведчики, погибшие 13 апреля 1944-го.

Багеровский ров, январь 1942-го.

Надпись на стене камеры в Краснодоне, февраль 1943-го.

Фото из архива Марка ЯБЛОНСКОГО.

Наталья ПУПКОВА.