В памяти веков

1 Апрель 2015 487
Рядом с монастырём проходит железная дорога.
Рядом с монастырём проходит железная дорога.

Не доезжая до Севастополя одной остановки на электричке, выйдите на станции Инкерман 1. Пройдитесь по мосту через реку Чёрную, пересеките дорогу, ведущую через белокаменные ворота гор в город русской славы, и вы попадёте в чудесное место неуловимого соприкосновения земного с неземным - на территорию Инкерманского Свято-Климентовского пещерного монастыря.

Из глубины тысячелетий
Инкерманский монастырь был основан под горой, которая ныне называется Монастырской, в шестом веке. Однако слава святого места с многовековой историей начинается намного раньше, в конце первого века. В то время из Великой Римской империи христиан ссылали в Крым. Тогда в известняковые каменоломни Инкермана за проповедь был изгнан Климент I, папа Римский, по преданиям, рукоположенный самим апостолом Петром.
В Инкермане, однако, святитель продолжил проповедь христианства. Работал, как и другие сосланные, в известняковых горах, в тяжёлых условиях. Каторжный труд становился ещё невыносимее из-за отсутствия питьевой воды. Тогда, согласно преданию, святой Климент обратился с молитвой к Богу, и после его молитвы в скале забил чистый источник. Около этого чудесного места священномученик вырубил в скале первый храм. Здесь же крестил приходивших к нему язычников и этим вскоре повторно навлёк на себя гнев императора. Он приказал убить Климента.
Мученика привязали к якорю и утопили в районе современной Казачьей бухты в 101 году. Однако вскоре случилось второе чудо: молитвами учеников святителя море отступило, и люди в одной из подводных пещер нашли нетленное тело своего учителя. С тех пор на протяжении семи веков в годовщину гибели Климента море расступалось на 7 дней и являло паломникам путь к мощам святого. Пещера с того времени называется Ангельской церковью.
В начале IX века, гласит история, море перестало отступать. Только полвека спустя, в 861 году, когда в Крым прибыли равноапостольные Кирилл и Мефодий и организовали соборное служение на берегу моря, стихия расступилась. Братья смогли вынести из пещеры мощи святого Климента и почти целиком забрали их с собой в Рим. Однако часть мощей хранилась в Херсонесе до момента крещения в 988 году князя Владимира. Он забрал мощи с собой в столицу Киевской Руси, оставив в Херсонесе лишь маленькую часть. И по сей день хранится в монастыре частичка мощей святого Климента.
В VI веке греки построили на вершине Монастырской горы защитную крепость. Тогда же и был основан монастырь, просуществовавший до конца XV века, тогда пришедшие на крымскую землю турки захватили и греческую крепость, и монастырь. Крепость стала форпостом Инкерман, а монахи ушли на мыс Фиолент. Более трёх веков монастырь стоял в запустении. И лишь с победой Российской Империи в одной из ключевых русско-турецких войн в Крым вернулось христианство, а спустя ещё 70 лет на территорию монастыря вернулась жизнь.
Храм великомученика Пантелеймона
В разные времена на протяжении восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого веков монастырю уделяли внимание члены царской семьи, от императрицы Екатерины II до императора Николая II. Одно из чудес как раз случилось с царской семьёй и было запечатлено стенами наземного храма во имя великомученика Пантелеймона.
29 октября 1888 года у станции Борки под Харьковом произошло крушение императорского поезда, в котором ехал император Александр III с семьёй и свитой. Версий о причинах крушения - две: технические неполадки (экспертиза того времени утверждает, что дорожное полотно было сильно изношено, а скорость поезда превышала норму) и диверсия революционеров (некоторые считают, что помощник повара заложил бомбу в вагон-столовую, где во время взрыва как раз находилась царская семья). В результате катастрофы из 15 вагонов поезда 10 сошли с рельсов и обрушились с десятиметровой насыпи, в том числе и вагон, в котором находилась царская семья. Однако никто из августейших особ не пострадал. Предание гласит, что после обрушения вагона с насыпи император Александр, обладавший огромной силой, удерживал крышу вагона до тех пор, пока вся его семья и свита не выбрались из вагона.
В память чудесного спасения царской семьи в последующие годы по всей Российской Империи было воздвигнуто множество церквей и храмов. Одним из них стал храм святого великомученика Пантелеймона, о чём гласит надпись с внешней стороны одной из стен. Святой был избран не случайно. Великомученик Пантелеймон почитается как покровитель воинов, а битва на Инкерманских высотах в Крымскую войну считается одной из самых кровопролитных и отчаянных.
Скромный снаружи, храм поражает простотой и искренностью внутреннего убранства. Небольшой и уютный, полный света даже в пасмурный день, он вызывает двойственные ощущения благоговения и покоя. Сидя на скамье внутри храма, можно бесконечно долго изучать изящно расписанный библейскими сюжетами купол, всматриваться в полные внутреннего света лики. Справа от алтаря временно хранится рака с изображением святого Климента и частичкой его мощей, которым может поклониться каждый паломник.
«Всех скорбящих Радость»
С дорожки перед храмом великомученика Пантелеймона через железнодорожную насыпь открывается замечательный обзор на весь Инкерман и на находящийся на другой его стороне скальный массив. Там можно увидеть большой грот, который является входом ещё в одну пещеру. В начале XX века на этом месте был построен храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость…» - одной из чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Храм был пристройкой к этой самой пещерке, а возведён был в память всех погибших в сражениях на Инкерманских высотах в Крымскую войну. Однако во времена осады Севастополя в Великую Отечественную войну храм был разрушен ударной волной от взрыва в штольнях. От храма осталась только пристройка-пещера, в которой, однако, до сих пор раз в год, 6 ноября, в день почитания иконы, проходит праздничное богослужение.
Пещерные храмы
Выйдя из храма и обойдя его, можно попасть в маленький внутренний дворик, где располагается вход в горную часть монастыря. Три храма внутри скалы - трое святых. Сама церковь и центральная её часть посвящена святому Клименту. В правой её части находится придел, посвящённый апостолу Андрею Первозванному, святому, принёсшему христианство на землю Крыма (в те времена Скифии). По преданию, это та самая пещера, которую святой Климент вырубил в скале вручную. В левой части расположен третий храм, посвящённый Святителю Мартину Исповеднику, римскому папе, осуждённому за проповедь христианства и так же, как святой Климент, только несколькими столетиями ранее, сосланному в Херсонес, где старец скончался от болезни, голода и лишений. Боковые нефы, в которых находятся приделы апостола Андрея и епископа Мартиниана, сохранены в виде вырубленных в скале. Центральная же часть, посвящённая святому Клименту, хоть и отделана очень просто из-за недостатка средств, наполнена светом и пронизана духовной чистотой. Несмотря на холод скалы, от каменных стен как будто исходит тепло, согревающее изнутри.
На безымянной высоте
Если выйти за вторые ворота монастыря и обойти Монастырскую гору, то с другой стороны можно увидеть прорубленный в скале проход, ведущий во внутреннюю долину, которая на самом деле раньше была горой, а в результате многовековой добычи белого известняка стала большим карьером. В окружающих белую нишу стенах осталось огромное количество вырубленных пещер и штолен, которые любопытным искателям приключений не рекомендуется посещать до сих пор: велика вероятность заблудиться, упасть в один из шурфов или даже подорваться на оставшихся после Великой Отечественной войны снарядах. Самую глубокую часть карьера по правой стороне с
1970-х годов заполняет вода того самого святого источника, чудесным образом открывшегося святому Клименту, образуя небольшое озеро с чистейшей голубой водой. Сам источник, находящийся при входе на территорию монастыря, пересох тогда же - как предполагают, оттого, что горные работы нарушили подземное русло.
На вершине Монастырской горы, на зелёном просторе склона, до сих пор располагаются величественные остатки древнегреческой оборонной крепости Каламита, пережившие десятки войн и сторожащие долину Инкермана уже более полутора тысячи лет. От всей крепости уцелели только ворота да основание одной из башен. На остатках ворот развеваются Андреевский и Российский флаги.
Тут и там по периметру крепости разбросаны каменные блоки с изображением креста. Это остатки древнего кладбища, существовавшего на горе с XIX века. Когда гору начали копать в середине, земля стала оседать, и кладбище попросту съехало в карьер. На вершине осталась малая толика беспорядочно разбросанных памятных могильных плит.
Немного в стороне от крепости находятся самые последние захоронения. Им более полувека, они - современники второй обороны Севастополя. Памятная стела, хранящая на своём мраморе раны, нанесённые 250-дневной осадой города в 1941-1942 годах, посвящена памяти разбившегося на горе в 1938 году во время лётных учений бортмеханика М. Т. Медведева.
Рядом со стелой - маленькая белая могильная плита с золотой звездой на мраморной доске - память о другом герое. Эпитафия гласит: «Пулемётчику Дмитриченко, геройски погибшему 2 мая 1942 года, прикрывая отход раненых, женщин и детей». Памятная надпись не сохранила инициалы. Однако в интернет-архивах мне удалось найти преинтересную историю.
Житель Московской области Евгений в одной из социальных групп, посвящённых поисковым работам, рассказал историю о школьном сочинении своей дочери, которая на заданную тему о войне захотела рассказать о Севастополе и его героях. 12-летнему ребёнку больше всего запало в сердце «маленькое скромное надгробие в горах рядом с городом». Девочка пожалела о том, что память о герое не хранит его имени. Тронутый сочинением дочери отец покопался в военных архивах и нашёл более полные сведения о безымянном герое. Звали его Михаилом. Украинец. Родился в Шевченковском районе Киевской области, служил на Черноморском флоте. Погиб в возрасте 36 лет. Могилку поставили местные жители уже после войны - значит, было кому помнить о подвиге. Значит, погиб не зря.
С другой стороны, на краю Монастырской горы стоит поклонный крест - память о другой военной смерти. Во время битвы за Севастополь, как и другие наземные храмы монастыря, был до основания разрушен воздвигнутый в начале века собор Николая Чудотворца. От здания не осталось и кирпичика - после вой­ны местные жители всё разобрали на печи. Но в монастыре не устают надеяться, что когда-нибудь найдутся средства на восстановление храма и он снова будет радостно сверкать маковками над входом в долину Инкерман, охраняя покой и веру, светлую и яркую, как солнце на золотых куполах монастырских храмов. 

Наталия НАЗАРУК.