Смена пьедестала

Как на полуострове памятники взаимозаменялись

31 Март 2015 478
Пролетарии вместо императоров в Феодосии и Симферополе.
Пролетарии вместо императоров в Феодосии и Симферополе.

Императоров - на рабочих, адмирала - на вождя. Так почти сто лет назад на полуострове осуществляли смену исторических эпох. Одни памятники убирали, другие возводили, а пьедесталы оставались - лишь посвящения меняли.

Симферополь
В 1890 году в столице Таврической губернии на постаменте из финского гранита открыли монумент императрице Екатерине II, полководцам Григорию Потёмкину-Таврическому, Василию Долгорукову-Крымскому, Александру Суворову и послу в Османской империи Якову Булгакову в память о воссоединении Крыма с Россией в 1783 году. Находился он на Бульваре - так именовали городской сад, ныне - парк культуры и отдыха за кинотеатром «Симферополь». Сменилась в России власть - вместо империи стала республика, требовались новые памятники. Первый раз императрицу сняли в мае 1919 года по распоряжению городского военревкома, затем памятник восстановили. Советская власть окончательно установилась осенью 1920-го, вскоре монумент был снят с пьедестала навсегда. Его, к счастью, не переплавили. Фигура императрицы, статуи и бюсты сподвижников исчезли во время Великой Отечественной, а недавно горельеф с памятника - изображение встречи императрицы в Крыму в 1787 году - обнаружили в Армавире, куда во время войны эвакуировали экспонаты музеев полуострова.
- Ещё когда в Крыму шла гражданская война, в Советской России 12 апреля 1918 года появился декрет Совета Народных Комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», - рассказывает Сергей Андросов, заведующий отделом использования информации документов Государственного архива Республики Крым. - «В ознаменование великого переворота, преобразовавшего Россию, памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представлявшие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц». Но свято место пусто не бывает: надо создавать памятники, «долженствовавшие ознаменовать великие дни Российской Социалистической революции». Через некоторое время об этом заговорили и в Крыму.
Объявили конкурс по использованию пустовавшего пьедестала для создания нового пролетарского памятника - «Освобождение Крыма как этап за торжество мирового пролетариата». Через две недели выбрали лучший проект, предложенный управляющим делами Крымского ревкома В. Бугайским и художником Преславским: титан-пролетарий, символизирующий восставший против буржуазии народ, с зажатым в правой руке молотом разбивает рабские оковы, опутавшие земной шар.
- Цепь была разорвана в одном месте, что, по задумке авторов, видимо, символизировало победу пролетариата пока ещё в одной стране - Советской России, - продолжает Сергей Андросов. - 1 мая 1921-го созданная за шесть дней гипсовая модель временного памятника в натуральную величину открыта в городском саду. Через месяц Крымский ревком принял постановление о переводе гипсовой модели в постоянный памятник из бронзы, который намеревались открыть к годовщине Октябрьской революции. Председатель комиссии по сооружению памятника, завотделом искусств Крымского наробраза Яков Тугенхольд отправился в Москву за консультацией к известному скульптору Матвею Манизеру.
Матвей Генрихович проконсультировал, однако сам заниматься памятником не стал, да и голодные времена не позволили создать бронзовый монумент. Отливкой бетонного руководил скульптор Михаил Оленин.
7 ноября 1921 года симферопольцы увидели обновлённый монумент: к титану-пролетарию добавились бюсты Карла Маркса, Владимира Ленина и Льва Троцкого.
В 1928-м, после исключения Троцкого из партии, появился бюст Фридриха Энгельса. А вот лозунг на памятнике Свободы, как его вскоре стали называть, оставался неизменным вплоть до 1940 года: «Добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой» - строчка из «Интернационала». В тот год монумент полностью разобрали, на его месте появился пьедестал из диоритовых блоков, высеченных в окрестностях Партенита, и бронзовый памятник Владимиру Ленину скульптора Матвея Манизера. Уничтожен фашистами в годы Великой Оте­чественной.
Феодосия
Фашисты уничтожили и памятник «Марксизм» в Феодосии, тот самый, что появился в 1922-м на постаменте, который ранее занимал монумент Александру III. Открытый в ноябре 1896 года, он стал первым в России памятником императору, умершему двумя годами ранее в Ливадии. По инициативе Ивана Айвазовского феодосийцы собрали деньги в благодарность за устройство в городе торгового порта. Из гранита, чёрного лабрадорита и бронзы скульптор Роберт Бах воссоздал фигуру императора на постаменте.
- 22 июня 1917 года статуя низвергнута революционно настроенными матросами и солдатами местного гарнизона, - рассказывает архивист. - Через пять лет на постаменте воздвигли фигуру рабочего, складывающего каменные блоки, на которых было высечено:
«I Интернационал», «II Интернационал», «III Интернационал». Монумент «Марксизм» символизировал строительство социализма. Его автор - феодосийский скульптор П. Снитке, а помощь в установке оказывал Максимилиан Волошин.
Памятник стал своеобразной наградой для передовиков производства - их поощряли возможностью сфотографироваться у постамента. После войны на том месте установили памятник Иосифу Сталину. Генералиссимус простоял вплоть до 1960 года. Затем сталинский постамент пустовал два десятилетия, пока 7 ноября 1980-го не установили памятник расстрелянному белогвардейцами матросу-революционеру Ивану Назукину.
Севастополь
Памятник адмиралу и герою первой обороны Севастополя Павлу Нахимову - единственный через годы вернувшийся на свой постамент. Монумент, чудом уцелевший в горниле гражданской войны, впервые «ощутил» угрозу в 1924-м, когда Севастопольский горисполком обратился в Крымский Совнарком с предложением перелить памятник Павлу Нахимову на памятник Владимиру Ленину. Крымский обком по делам музеев и охране памятников старины, искусства, природы и народного быта не возражал, если «спецкомиссия признает, что монумент не представляет художественной ценности».
- 26 июня 1928 года на заседании Севастопольского городского Совета обсуждался вопрос о состоянии музеев города и охраны памятников, - продолжает Сергей Александрович. - Принято противоречивое постановление. С одной стороны, в ближайшее пятилетие намечалось приступить к восстановлению разрушенных памятников обороны Севастополя 1854 - 1855 годов, с другой, - начать работу по установке монументов в ознаменование революционных событий. Причём некоторые вторые - за счёт первых. В ноябре того же года с постамента на площади у Графской пристани, получившей название III Интернационала, низвергли статую адмирала Нахимова. Гранитный пьедестал, как представлявший большую ценность, забили досками с тем, чтобы со временем установить на него бронзовую фигуру Ленина.
Деньги на сооружение памятника - 123 тысячи рублей - собирали за счёт добровольных отчислений из зарплаты работающих и жалования военнослужащих Морских сил Чёрного моря, введения двухкопеечного сбора с продажи трамвайных билетов, проведения кружечного сбора, реализации восьмирублёвых бюстов и пятирублёвых барельефов Ленина. Открыли памятник
7 ноября 1932-го.
- На бронзовых барельефах, опоясывавших постамент, отображены: всеобщая стачка в Одессе в июне 1905 года, пожар на крейсере «Очаков», расстрел руководителей Севастопольского вооружённого восстания в ноябре 1905-го, взятие Красной Армией Перекопа и переход через Сиваш, эвакуация белогвардейцев из Севастополя в ноябре 1920-го, установление Советской власти, индустриализация страны, раскрепощение национальных меньшинств, - рассказывает архивист. - По углам постамента - фигуры рабочего, крестьянина, краснофлотца и красноармейца. Постановлением президиума Севастопольского горсовета поощрены 102 участника строительства памятника. Яков Троупянский, руководивший отливкой бронзовой композиции, поощрён грамотой ударника и премией в 500 рублей, Василий Козлов и его помощник Николай Томский стали ударниками, премированы 3000 и 1000 рублей.
Памятник Павлу Нахимову вернулся на постамент 5 ноября 1959-го (памятник Ленину перенесли на другое место). Примечательно, что раньше адмирал смотрел в сторону моря, сейчас - в сторону города.

Наталья ПУПКОВА.