Юрий Назаров: Детей надо учить быть людьми

21 Март 2015 566
Народный артист России Юрий Назаров родился в 1937 году в Новосибирске. Окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Работал в Театре-студии киноактёра. Широкую популярность принесли роли в фильмах «Испытание верности», «Горячий снег», «Адъютант его превосходительства», «Андрей Рублёв», «Освобождение», «Отец Сергий», «Поворот», «Кавказский пленник», «Зеркало», «С любимыми не расставайтесь», «Демидовы», «Апостол».
Народный артист России Юрий Назаров родился в 1937 году в Новосибирске. Окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Работал в Театре-студии киноактёра. Широкую популярность принесли роли в фильмах «Испытание верности», «Горячий снег», «Адъютант его превосходительства», «Андрей Рублёв», «Освобождение», «Отец Сергий», «Поворот», «Кавказский пленник», «Зеркало», «С любимыми не расставайтесь», «Демидовы», «Апостол».

На Ялтинском телекинофоруме «Вместе» Юрию Назарову вручили специальный приз «За воплощение русского народного характера в картине «Мы с дедушкой». А на Международном кинофестивале «Алые паруса» в «Артеке» картина признана самым добрым фильмом.

- Юрий Владимирович, что вам, городскому жителю, помогло так достоверно перевоплотиться в сельского дедушку?
- Дело не в том, сельский ты или городской. Главное - какой человек. А помогли, наверное, воспоминания о детстве, которые остаются, как нынче утверждают учёные мужи, в подкорке навсегда. Я ведь первый год жизни рос с дедушкой и бабушкой, пока мама защищала диплом. И потом, когда общался с ними, купался в лучах их душевного тепла.
- Ваш герой - дедушка городского мальчишки, который видит родственника впервые и вынужден терпеть всё лето непривычную сельскую жизнь. Они не очень-то ладят до тех пор, пока не приходит беда и дедушка попадает в больницу. Внуку приходится самому справляться с хозяйством: кормить кур, кроликов, пилить дрова, косить траву, собирать с картофельной ботвы колорадских жуков. Во время съёмок вы помогали юному артисту вжиться в роль?
- Не без этого. Юному артисту трудно было играть в картине о человеческом одиночестве, о родственной любви и прощении.
О том, что нельзя бросать стариков на произвол судьбы. Думаю, роль эта многое дала моему неопытному ни в жизни, ни в профессии партнёру. Самый сильный момент в фильме, когда внук приходит в больницу и пытается рассказать лежащему в коме деду о своих чувствах, просит прощения у него за себя, за своих родителей. И происходит чудо: дедушка приходит в себя. Я бы советовал и взрослым, и юным посмотреть фильм не по одному разу. Молодым надо помогать всегда и во всём: в жизни, в профессии. Надо учить их быть людьми. Мой герой - Человек с большой буквы. Со своим непростым характером, но настоящим нутром. Сегодня таких найти трудно. Живущих праведно, не считающих себя пешками, животными в стаде или стае.
К сожалению, нынче цивилизованный мир нас старается заставить жить по законам стаи.
- В жизни таким людям непросто. Не каждый способен не поступаться своими принципами.
- Вы правы. В обществе таких не жалуют. Поэтому им трудно оставаться людьми в любых ситуациях. Мы видим, как тысячи людей на Украине превратили в стадо, которое поверило, что русские - оккупанты, а Гитлер - освободитель. Это же надо было так их выдрессировать, заставить плясать под чужую дудку.
Страшно смотреть на юношей и девушек, которые с восторгом готовят коктейли Молотова, режут и жгут своих.
- Вернёмся к картине «Мы с дедушкой». Какие воспоминания остались о съёмках?
- Разные. Снимали мы картину в одной из заброшенных деревень Тверской губернии. Было горько, что вокруг таких, вымирающих, много. Эта трагедия наших дней не могла не отозваться болью в душе. А съёмки прошли на одном дыхании. Заслуга в этом в первую очередь режиссёра Александра Кулямина, который выбирал на роль Антона юного актёра из восьмидесяти претендентов. Тимофей Разгуляев подкупил сначала режиссёра, а потом и всех нас естественностью поведения, правдивостью реакций в разных ситуациях, уверенностью перед кинокамерой.
- Вы всегда подчёркиваете, что вышли из советского кинематографа и верны его принципам. Каким именно?
- Идеологическим. Без идеологии искусства не бывает. Советская идеология из христианства вышла. А основана она на науке, во главе угла которой было стремление, чтобы миром правили Разум, Труд и Справедливость. Она корнями уходит в вековую российскую соборность, общинность, с которыми мои деды и прадеды выжили в страшные годы. И я не собираюсь от неё отказываться и менять на западную, сугубо индивидуалистическую. То, что её извратили, - другое дело. Но я воспитан на её истинных принципах. Мне чужды меркантильность и поклонение золотому тельцу. Мне дорог капитал человеческих ценностей. Не умею делать то, чего душа не приемлет. А не приемлет она предательства, бесчестия, с которыми мы нынче сплошь и рядом сталкиваемся. А ещё я воспитан на мировой классике, где вы не найдёте ни одного примера сочувствия автора интересам денежного мешка. Там во главе угла - устремления души человеческой.
- Слово «идеология» нынче забыто напрочь. На ваш взгляд, это отразилось на кинематографе?
 - Ещё как! Уверен, что искусства без идеологии быть не может. Отбросили её и всё нынче не так снимают. Возьмите картины о вой­не, тот же «Штрафбат»: сколько там неправды, искажения истории. А зачем это? Мы должны возвеличивать героические личности. Попробуйте расспросить нынешних школьников о Суворове, Кутузове - плечами только пожмут. Не знают они отечественной истории. Я вот не понимаю, почему царя Николая II канонизировали как мученика, а юных подпольщиков «Молодой гвардии», которые жизни за Родину не пожалели, забыли. Как и Александра Матросова, подвиг которого в Великую Отечественную войну повторили сотни четыре доблестных солдат.
- Вы испытываете чувство гордости за Россию?
- Без всякого сомнения!
И каждый русский должен гордиться своей великой культурой, искусством. Наша история сложна и трагична, но она великая!
- А когда чувство гордости впервые пришло?
- Очень рано. Моё поколение воспитывалась на литературе. Настоящей, классической. Помню, как девятилетним пацаном, в 1945-м, прочитал про Куликовскую битву. Навсегда запомнил слова: «Как соколы на журавлиную стаю двинулись русские на татар». Вот тогда осознал: я - русский.
А русский - герой. Потом были «Дубровский», «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», после которых пришёл просто в восхищение: какие же великие героические силы таятся в наших людях! Понимаю, что рядом с благородством и талантом соседствуют на Руси темнота и невежество. Это трагические парадоксы истории, о которых Андрей Тарковский снял фильм «Андрей Рублёв», где и темнота, и дикость, и зависть, и злоба, и несправедливость во всей их «красе». Но там есть свет, к которому люди стремятся, надежда, что каждый может на него выйти. Посмотрите, как сегодня к Пушкину относятся: косточки ему перемалывают, без конца о пассиях его пишут, о разгульном образе жизни. До того договорились, что он себя якобы изжил. Да удосужьтесь же заглянуть в его произведения и найдёте там ответы на животрепещущие вопросы современности. И поймёте, кто такой Гений. И получите безошибочный ориентир в жизни и в искусстве.
- Как родилась ваша книга «Только не о кино» и почему она так называется?
- Она родилась из записей, которые вёл для себя. Получилось многолетнее интервью с самим собой. Это рассказ о родном доме, детстве, о людях, с которыми сводила жизнь. Размышления о своей судьбе, о нелёгкой судьбе своей страны. Это - главное, поэтому и такой заголовок. Но, конечно, главное дело своей жизни - кино обойти никак не мог. Рассказываю об особо дорогих ролях. Среди них - в картине «Андрей Рублёв», где сыграл сразу две роли: Великого и Малого князей. Вообще, как все авторы, свою душу через повествование раскрываю. Кому интересно - читайте.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.