Юрий Назаров: Детей надо учить быть людьми
На Ялтинском телекинофоруме «Вместе» Юрию Назарову вручили специальный приз «За воплощение русского народного характера в картине «Мы с дедушкой». А на Международном кинофестивале «Алые паруса» в «Артеке» картина признана самым добрым фильмом.
- Юрий Владимирович, что вам, городскому жителю, помогло так достоверно перевоплотиться в сельского дедушку?
- Дело не в том, сельский ты или городской. Главное - какой человек. А помогли, наверное, воспоминания о детстве, которые остаются, как нынче утверждают учёные мужи, в подкорке навсегда. Я ведь первый год жизни рос с дедушкой и бабушкой, пока мама защищала диплом. И потом, когда общался с ними, купался в лучах их душевного тепла.
- Ваш герой - дедушка городского мальчишки, который видит родственника впервые и вынужден терпеть всё лето непривычную сельскую жизнь. Они не очень-то ладят до тех пор, пока не приходит беда и дедушка попадает в больницу. Внуку приходится самому справляться с хозяйством: кормить кур, кроликов, пилить дрова, косить траву, собирать с картофельной ботвы колорадских жуков. Во время съёмок вы помогали юному артисту вжиться в роль?
- Не без этого. Юному артисту трудно было играть в картине о человеческом одиночестве, о родственной любви и прощении.
О том, что нельзя бросать стариков на произвол судьбы. Думаю, роль эта многое дала моему неопытному ни в жизни, ни в профессии партнёру. Самый сильный момент в фильме, когда внук приходит в больницу и пытается рассказать лежащему в коме деду о своих чувствах, просит прощения у него за себя, за своих родителей. И происходит чудо: дедушка приходит в себя. Я бы советовал и взрослым, и юным посмотреть фильм не по одному разу. Молодым надо помогать всегда и во всём: в жизни, в профессии. Надо учить их быть людьми. Мой герой - Человек с большой буквы. Со своим непростым характером, но настоящим нутром. Сегодня таких найти трудно. Живущих праведно, не считающих себя пешками, животными в стаде или стае.
К сожалению, нынче цивилизованный мир нас старается заставить жить по законам стаи.
- В жизни таким людям непросто. Не каждый способен не поступаться своими принципами.
- Вы правы. В обществе таких не жалуют. Поэтому им трудно оставаться людьми в любых ситуациях. Мы видим, как тысячи людей на Украине превратили в стадо, которое поверило, что русские - оккупанты, а Гитлер - освободитель. Это же надо было так их выдрессировать, заставить плясать под чужую дудку.
Страшно смотреть на юношей и девушек, которые с восторгом готовят коктейли Молотова, режут и жгут своих.
- Вернёмся к картине «Мы с дедушкой». Какие воспоминания остались о съёмках?
- Разные. Снимали мы картину в одной из заброшенных деревень Тверской губернии. Было горько, что вокруг таких, вымирающих, много. Эта трагедия наших дней не могла не отозваться болью в душе. А съёмки прошли на одном дыхании. Заслуга в этом в первую очередь режиссёра Александра Кулямина, который выбирал на роль Антона юного актёра из восьмидесяти претендентов. Тимофей Разгуляев подкупил сначала режиссёра, а потом и всех нас естественностью поведения, правдивостью реакций в разных ситуациях, уверенностью перед кинокамерой.
- Вы всегда подчёркиваете, что вышли из советского кинематографа и верны его принципам. Каким именно?
- Идеологическим. Без идеологии искусства не бывает. Советская идеология из христианства вышла. А основана она на науке, во главе угла которой было стремление, чтобы миром правили Разум, Труд и Справедливость. Она корнями уходит в вековую российскую соборность, общинность, с которыми мои деды и прадеды выжили в страшные годы. И я не собираюсь от неё отказываться и менять на западную, сугубо индивидуалистическую. То, что её извратили, - другое дело. Но я воспитан на её истинных принципах. Мне чужды меркантильность и поклонение золотому тельцу. Мне дорог капитал человеческих ценностей. Не умею делать то, чего душа не приемлет. А не приемлет она предательства, бесчестия, с которыми мы нынче сплошь и рядом сталкиваемся. А ещё я воспитан на мировой классике, где вы не найдёте ни одного примера сочувствия автора интересам денежного мешка. Там во главе угла - устремления души человеческой.
- Слово «идеология» нынче забыто напрочь. На ваш взгляд, это отразилось на кинематографе?
- Ещё как! Уверен, что искусства без идеологии быть не может. Отбросили её и всё нынче не так снимают. Возьмите картины о войне, тот же «Штрафбат»: сколько там неправды, искажения истории. А зачем это? Мы должны возвеличивать героические личности. Попробуйте расспросить нынешних школьников о Суворове, Кутузове - плечами только пожмут. Не знают они отечественной истории. Я вот не понимаю, почему царя Николая II канонизировали как мученика, а юных подпольщиков «Молодой гвардии», которые жизни за Родину не пожалели, забыли. Как и Александра Матросова, подвиг которого в Великую Отечественную войну повторили сотни четыре доблестных солдат.
- Вы испытываете чувство гордости за Россию?
- Без всякого сомнения!
И каждый русский должен гордиться своей великой культурой, искусством. Наша история сложна и трагична, но она великая!
- А когда чувство гордости впервые пришло?
- Очень рано. Моё поколение воспитывалась на литературе. Настоящей, классической. Помню, как девятилетним пацаном, в 1945-м, прочитал про Куликовскую битву. Навсегда запомнил слова: «Как соколы на журавлиную стаю двинулись русские на татар». Вот тогда осознал: я - русский.
А русский - герой. Потом были «Дубровский», «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», после которых пришёл просто в восхищение: какие же великие героические силы таятся в наших людях! Понимаю, что рядом с благородством и талантом соседствуют на Руси темнота и невежество. Это трагические парадоксы истории, о которых Андрей Тарковский снял фильм «Андрей Рублёв», где и темнота, и дикость, и зависть, и злоба, и несправедливость во всей их «красе». Но там есть свет, к которому люди стремятся, надежда, что каждый может на него выйти. Посмотрите, как сегодня к Пушкину относятся: косточки ему перемалывают, без конца о пассиях его пишут, о разгульном образе жизни. До того договорились, что он себя якобы изжил. Да удосужьтесь же заглянуть в его произведения и найдёте там ответы на животрепещущие вопросы современности. И поймёте, кто такой Гений. И получите безошибочный ориентир в жизни и в искусстве.
- Как родилась ваша книга «Только не о кино» и почему она так называется?
- Она родилась из записей, которые вёл для себя. Получилось многолетнее интервью с самим собой. Это рассказ о родном доме, детстве, о людях, с которыми сводила жизнь. Размышления о своей судьбе, о нелёгкой судьбе своей страны. Это - главное, поэтому и такой заголовок. Но, конечно, главное дело своей жизни - кино обойти никак не мог. Рассказываю об особо дорогих ролях. Среди них - в картине «Андрей Рублёв», где сыграл сразу две роли: Великого и Малого князей. Вообще, как все авторы, свою душу через повествование раскрываю. Кому интересно - читайте.