Всё наше вернули себе

5 Март 2015 468
По словам главы республики, за год было национализировано около 250 объектов.
По словам главы республики, за год было национализировано около 250 объектов.

За минувший год возможности украинских политиков и олигархов влиять на ситуацию в Крыму свелись фактически к нулю. Принадлежащее им имущество, стратегически важное для нормальной жизнедеятельности полуострова, перешло в республиканскую собственность. Саботировать работу крымских оборонных, ресурсодобывающих, курортных и прочих предприятий власть имущие украинцы теперь не смогут. С первым днём весны решением крымского Госсовета завершился процесс национализации, и контроль над некогда украинскими компаниями перешёл государству. Под списком из около 250 объектов, ставших госсобственностью, подвели черту. Что было национализировано? Какое будущее уготовано доставшимся Крыму активам? Всё это вопросы, требующие детального рассмотрения.

Коломойского не пожалели

Собственно сам процесс национализации проходил поэтапно, но акцентировать внимание на хронографии событий смысла нет. Куда резоннее вспомнить наиболее значимые для Крыма приобретения. Исходя из этой логики, начать стоит с имущества, принадлежащего днепропетровскому олигарху Коломойскому. Тому самому, что «кинул» вкладчиков «Приватбанка», а также спонсировал «майдан» и батальоны «правосеков», отправленных убивать жителей Донбасса. Крымские власти вспомнили ему все грехи и отобрали у скандально известного бизнесмена всё без исключения крымское имущество. Список активов впечатляет: 9 санаториев и пансионатов от Гурзуфа до Фороса, 38 офисов, в которых раньше размещались отделения «Приватбанка», 18 автозаправок. Это только то, что удалось найти следственным органам. Объекты курортно-гостиничного комплекса, понятно, останутся в собственности государства, а вот недвижимость, числящаяся на балансе «Приватбанка», распродаётся уже сейчас. Вырученные деньги пойдут на возврат средств.

Энергобезопасность превыше всего

Не менее важным приобретением Крыма стали объекты энергосистемы. Так, вслед за национализацией «Черноморнефтегаза», которая была проведена ещё весной, в собственность государства были переданы магистральные сети и газопроводы. Это позволило направить средства, поступающие от использования магистральных сетей, в республиканский бюджет.
После истории с глобальным отключением электроэнергии на полуострове власти осознали, что электросети также нельзя оставлять без контроля. В конце января решением крымского Госсовета была национализирована компания ДТЭК «Крымэнерго», которая была частью украинского холдинга, принадлежащего миллиардеру Ринату Ахметову.

Полуостров - на связи

Контроль над телефонной связью, как мобильной, так и стационарной, также теперь находится в руках крымчан. Принадлежащая Ахметову компания «Укртелеком», которая в определённый момент отказалась оказывать услуги крымским абонентам, была национализирована. Вся материально-техническая база мобильного оператора связи «Киевстар» тоже досталась Крыму и будет использована для улучшения качества мобильной связи на полуострове.
Автостанции, вокзалы, билетные кассы и иные объекты, принадлежащие «Крымавтотрансу», после февральской сессии Госсовета перешли из частных рук в государственные.

Нет зрелищ без хлеба

ПАО «Крымхлеб» и входящие в его состав 9 крупных хлебокомбинатов стали собственностью рес­публики ещё в середине ноября. Решение о национализации было принято после того, как выяснилось, что руководство компании сознательно банкротит своё же предприятие.

Санатории - людям

Что касается объектов санаторно-курортного комплекса, то за минувший год немало из них стали собственностью государства. Санаторий «Форос» Коломойского, дворцово-парковый комплекс «Айвазовское» в Партените, принадлежавший некогда украинскому олигарху Сергею Таруте, и десятки других лечебно-оздоровительных учреждений были национализированы и будут использоваться по своему прямому назначению.

Очевидная необходимость

Проведённая национализация позволила во многом обезопасить полуостров от негативного влияния извне. По словам первого вице-спикера крымского парламента Константина Бахарева, необходимость в национализации была обусловлена тем, что деятельность некоторых объектов, вошедших в перечень, была критически важной для жизнедеятельности республики. Другая часть объектов ранее находилась в собственности республики, но по сомнительным схемам была приобретена украинскими олигархами. Сейчас социальная справедливость во многом восстановлена.
Процесс национализации, впрочем, решили остановить. Руководствовались при этом вполне понятной и здравой логикой.
- Процесс национализации может оказать негативный эффект на привлекательность Крыма в глазах частных инвесторов. Он может быть расценен ими как потенциальная угроза их инвестициям в крымскую экономику. Поэтому было принято политическое решение завершить этот процесс, - пояснил первый вице-спикер, добавив, что дальнейшую судьбу национализированных объектов будет решать рабочая группа, в которую войдут представители как законодательной, так и исполнительной власти.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.