«Святой Крест» Крыма - Сурб-Хач

Шедевр армянского средневекового зодчества

4 Март 2015 812
Монастырь Сурб-Хач после реставрации.
Монастырь Сурб-Хач после реставрации.

Среди армянских средневековых святынь, сохранившихся в Восточном Крыму, особое место занимает монастырский комплекс Сурб-Хач (Святой Крест) в Старом Крыму. По легенде, монастырь был основан в том месте, где инок Ованес Себастаци увидел на небе огненное знамение в виде креста, и там, куда указывал крест, открылся родник с изумительно чистой водой. Здесь и была построена иноком Ованесом церковь Святого Знамения (Сурб Ншан).

Немного истории

По словам учёных-краеведов, сооружение храма датируется 1358 годом (по надписи, выполненной на верхней части барабана купола церкви): «Сей божественный храм славы на земле - рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов...».
- В древности армянские колонии не имели территориальных границ и административной связи с метрополией. Всё это им заменяла церковь, духовно сплачивая армян, благодаря чему они сохраняли на чужбине родной язык, обычаи, письменность и веру, - рассказывает историк Мариета Симонян.
 Монастырь в течение многих столетий был центром духовного притяжения для многих христиан, святыней, местом паломничества.
- В разное время в Сурб-Хаче жили и творили не только представители духовенства, но и многие деятели армянской культуры, - подчёркивает историк.
В монастырской тиши работали иконописцы, переписчики книг, художники-миниатюристы, составлялись исторические хроники, писали поэты, преподавали и творили армянские учёные.

Архитектура монастыря

Основание монастыря и устройство в нём епархиального престола Армянской апостольской церкви относится к середине XIV века.
По красоте пропорций, по мощности и величественности построек Сурб-Хач занимает первое место в Крыму среди памятников армянской архитектуры.
Церковь Сурб-Ншан (Святое Знамение) - центральная постройка монастыря.
По словам учёного и архитектора Артура Геворкяна, своей архитектурой церковь Сурб-Ншан похожа на храмы Армении XII-XIII веков.
- Весь монастырский комплекс чем-то напоминает другую, не менее известную в Армении святую обитель Ахпат, которая расположена на севере страны. Ахпатский монастырь, как и Сурб-Хач, принадлежит к выдающимся произведениям средневековой Армении, художественные достоинства которого выходят за рамки национальной культуры, - рассказывает учёный.
Церковь Сурб-Ншан располагается в восточной части монастыря и выступает за монастырскую ограду.
Со стороны главного фасада к зданию храма примыкает прямо­угольный в плане гавит (притвор). В гавит ведут два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня-колокольня, в неё из гавита ведёт каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами. Вероятно, гавит был пристроен к храму не позже конца XIV века, самая ранняя сохранившаяся надпись в гавите датирована 1401 годом.
 К южному фасаду церкви и гавита примыкают кельи (братский корпус) и внутренний дворик. Попасть туда можно из внутреннего монастырского двора и из гавита. Над входом в келейный дворик сохранилась надпись: «С помощью Божьей сия стена со всеми её постройками, с этими прекрасными верхними и нижними кельями сооружена во славу Святого Креста в 1143 г. (1694 г.). Пусть это будет памятью архиепископа Акопа….».
Здание братского корпуса двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульными сводами. Кельи второго этажа имели выход на открытый балкон-галерею. К входу на балкон-галерею сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход также с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной.
Отдельно к югу от братского корпуса расположено одноэтажное каменное здание монастырской гостиницы. Трапезная расположена к западу от храма, их разделяет внутренний монастырский двор.
Трапезная состоит из двух залов прямоугольной формы. В северном зале помещения устроены камин с арочной перемычкой и печь. Из южного зала в подвальные помещения ведёт двухмаршевая лестница, устроенная в северо-западном углу. Второй этаж над трапезной предназначался для гостиничных помещений, он был надстроен в конце XIX века.

Фонтаны и сад

Монастырь Сурб-Хач был окружён террасами и фруктовыми садами. На его территории находятся источники с чистейшей водой.
- Верхние фонтаны украшены декоративным фасадом. Вода к фонтанам подводится по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды. Нижний источник больше похож на облагороженный родник. К нему можно спуститься по высокой лестнице с узкими ступеньками. Этот фонтан устроен в простом и элегантном фасаде из белого известняка, что придаёт ему особую прелесть, - рассказывает архитектор Артур Геворкян.
Именно этот источник, по словам местных жителей, наиболее почитаем паломниками. «И пел... и вторил песне алмазный ручеёк, птицы дивные, и родники, опущенные Господом в траву, и утренний зефир, так схожий с ласкою сестры. И всё это вторилось звучанием моих счастливых песен». Эти известные строки армянского поэта XIX века Сиаманто, по словам учёного, цитируют местные армяне, когда хотят воспеть это место.
По преданию, все эти три источника имеют не только лечебные, но и волшебные свойства. Кто напьётся воды из верхнего фонтана, приобретёт мудрость. Средний фонтан - источник здоровья и бодрости. Нижний источник дарит молодость и красоту.
Монастырь Сурб-Хач известен не только среди армян. Здесь всегда много местных жителей, паломников, исследователей и приезжих из многих городов и стран. По большим религиозным праздникам собирается очень много людей, чтобы присутствовать на службе, совершить обряд, вспомнить о своих корнях и истоках.
Монастырь пережил всё: тяготы жизни, разрушение и забвение. Сотни строителей, художников иконописцев веками трудились, чтобы воспеть своим мастерством славу Господу. И поэтому после долгих испытаний, выпавших на его долю, монастырь Сурб-Хач снова вернулся к людям и по-прежнему является тем светлым местом, что дарит всем радость, веру, надежду и любовь.

Обращение настоятеля

Настоятель монастыря Сурб-Хач иеромонах Айрик Ованесян обратился ко всем крымчанам с такими словами: «Бог есть любовь! А любовь - это причина любого доброго дела. Творить добро никогда не противоречит Божьему закону. Мы проповедуем любовь и благую весть во спасение душ человеческих. Когда все народы приняли Иисуса Христа как своего спасителя, исцелителя и Бога, тогда все народы обратились к Всевышнему как к отцу, а друг другу стали братьями и сёстрами во Христе. Так давайте же не только называться, но и быть братьями и сёстрами во Христе. Молитесь друг за друга! Дай Бог вам здоровья духовного и физического.
И пусть благословение Господне, любовь Христа и дары Святого Духа пребудут с вами! Бог любит нас, так давайте же и мы будем любить друг друга!».

На колоннах храма высечено более 70 каменных крестов.

Рафаэль ЗАЛЯН.