Ольга Волкова: Самоирония - спасательный круг в житейском море

2 Март 2015 557

В Севастополь Ольга Волкова приехала представить свою книгу «Перекрёстки судьбы: о моём Доме, о моём Театре». Предложив пришедшим на встречу в Центр культуры и искусства представить, что они у неё в гостях, актриса своим обаянием создала в зале тёплую домашнюю атмосферу.

- Ольга Владимировна, как бы коротко сказали о сути своей книги? И какую ставили перед собой задачу, когда принимались за работу над ней?

- Это история о том, что происходило в моей жизни, о людях, с которыми сводила судьба. А задача главная - поблагодарить людей, которые помогли мне встать на ноги, что называется. И в жизни, и в профессии.

- И с чего начинается ваше повествование о былом?

- С истории моей семьи. Любимая глава - о маме. Я всю жизнь держу экзамен перед ней: сказала бы она обо мне «молодец» или нет… Мама сделала мне инъекцию от вранья, научила защищать Дом, Семью - эти слова пишу с большой буквы, как главные для меня понятия. Как-то мама сказала нам с братьями: «Не знаю, какими людьми вырастите, но сволочами не будете - я вам привила самоиронию, научила любую неблагоприятную ситуацию считать не карой небесной или чьей-то виной, а результатом собственной глупости». Благодаря маме я выросла без комплексов, поэтому неуязвима в сложной театральной среде. С детства усвоила, что самое прекрасное и интересное в жизни - люди. Мои воспоминания - это многоэтажный дом, в котором живут дорогие мне люди.

- И с ними знакомите читателей…

- Да, приглашая их на прогулку по любимому Ленинграду. В первой части книги - «Мои адреса» - каждая глава называется определённым адресом. Среди них полуподвальная квартира на бульваре Профсоюзов, 11, где в послевоенные годы жила наша большая дружная семья. Я - потомственная актриса и не могла не рассказать о дедушке Иване Вольском, который играл в театре-кабаре «Кривой Джимми». Вспомнила замечательную руководительницу драмкружка актрису БДТ Призван-Соколову, у которой занималась в знаменитом доме Лобанова-Ростовского архитектора Монферрана на Адмиралтейском проспекте. О том, как восхищалась мимансом Малого оперного театра на Площади искусств, где я была оглушена театром, его запахами и звуками, актёрской жизнью, ставшей для меня мечтой. А привела меня туда мама, которая очень хотела, чтобы я стала актрисой. Потому что сама ею не стала. Она в отличие от меня была красавицей. Исступленно мечтала, чтобы у меня актёрская судьба состоялась.

- Куда отправились осуществлять свою и мамину мечту?

- В студию Ленинградского Театра юного зрителя, а затем уже в Театр юного зрителя, где встретилась с талантливым театральным педагогом, режиссёром Зиновием Яковлевичем Корогодским, который стал одним из главных людей в моей жизни. Затем были Театр комедии, Большой драматический театр, незабываемое общение с великим Товстоноговым. Надеюсь, читатель вместе со мной переживёт жизнь и судьбу актрисы, которые складывались во многом вопреки обстоятельствам.

- Почему вопреки?

- Потому что с юности приходилось многое преодолевать, начиная с неприятия моей внешности. Когда пришла на «Ленфильм», услышала, что им нужны красивые девушки типа Аллы Ларионовой. Были определённые стандарты, под которые я никак не подходила. Когда Госкино кончилось, там обнаружился список лиц, «не рекомендованных на положительные роли из-за отсутствия социального здоровья в лице». Я под эту странную, мягко говоря, формулировку попала, кстати, в компании с Инной Чуриковой, Сергеем Юрским и другими замечательными актёрами. Образовываться, изживать серость приходилось тоже ведь вопреки. Это сегодня в каждой домашней библиотеке Блок, Бабель, Платонов, Булгаков… А в годы моей молодости их негде было прочитать - запретные имена. Даже хранить газеты за пять лет было опасно: можно было загреметь по статье за «тенденциозный подбор литературы». Позже я даже такую награду придумала - знак отличия «Вопреки». И для меня его сделали, подарили, даже ещё два в запас дали, чтобы я сама могла наградить, кого захочу.

- Говорят, у каждой актрисы есть свои профессиональные тайны. Их держите в секрете или приоткрываете читателям завесу?

- Да чего уж там скрывать…
О них во второй части книги, которая называется «Моя мастерская». Написать её помогли мне опять же мамины уроки. Она советовала непременно записывать диалоги, подслушанные разговоры - остроумные, сочные, образные, яркие, сценки из жизни, наблюдения.
В моей книге - колоритные личности, отличающиеся от персонажей блеклых, безликих, которые частенько встречаются в жизни. Я таких не люблю. А невежественных, позволяющих себе хамство по отношению к другим, просто терпеть не могу.
У меня даже есть роли, которые стали моей личной местью таким типам. Я ведь не могу в жизни ответить им - воспитание не позволяет и известность. И тогда думаю: ну погоди, я ж тебя так изображу!

- В каких фильмах мы видим образы «в отместку»?

- В картинах «Небеса обетованные», «Вокзал для двоих», «Неоконченный урок».

- Стало быть, «подсмотренная» жизнь помогает в работе?

- Ещё как! Актёрские наблюдения - своеобразная копилка будущих сценических образов. Многое перенимаешь и от коллег, поэтому в «Моей мастерской» рассказываю о тех, кто помог мне усвоить законы творчества и посвятил в таинства профессии. Постаралась создать достоверные портреты Антонины Шурановой, Елены Уваровой, Павла Луспекаева, Александра Хочинского, Виктора Гвоздицкого, Вячеслава Полунина.

 - В довольно зрелом возрасте вы рискнули начать новую жизнь, переехав из Питера в Москву. Что подвигло на этот шаг?

- Да, в 58 лет пришлось начинать всё с нуля. В те годы в родном городе не было возможности зарабатывать на жизнь целой семьи.
А она была большая - десять человек. Решиться было не так уж трудно: я клиническая оптимистка. Назад не смотрю. Работать надо там, где ты востребован. Честно говоря, переехать в Москву собиралась лет тридцать, но не получалось по чисто бытовым причинам: невозможно было в те годы ни поменять, ни продать квартиру.

- И что же в конце концов помогло?

- То, что снялась в картине Эльдара Рязанова «Небеса обетованные». На презентации фильма Эльдар Александрович обратился со сцены к мэру Москвы Лужкову со словами: «Давайте утрём нос Питеру, сделаем Волкову москвичкой». И Юрий Михайлович посодействовал, чтобы мне продали по госцене квартиру. Так стала работать в Москве. Звали во МХТ, в Театр имени Маяковского, но меня манил «Современник».

- Вы снялись в семи картинах Эльдара Рязанова, он даже назвал вас своим талисманом, а потом вдруг перестал снимать, почему?

- Это я так пошутила, назвав себя его талисманом. Но этот режиссёр не любит повторяться. Он увлекающийся, открывающий новые лица, делающий малоизвестных актёров популярными.

- Читателей порадовать ещё собираетесь?

- Жизнь, работа, встречи, наблюдения продолжаются, так что, возможно, и книга новая появится.

Досье

Народная артистка России, актриса театра и кино Ольга Владимировна Волкова (в девичестве Политова) родилась в Ленинграде 15 апреля 1939 года. Окончила студию при Ленинградском Театре юного зрителя, играла на сцене ТЮЗа, в Академическом театре
им. Н. Акимова, Академическом Большом драматическом театре им. М. Горького (позднее переименованном в Российский Государственный академический театр им. Г. Товстоногова). Среди её лучших работ образца шестидесятых годов - «Захудалое королевство», «Жизнь Матвея Кожемякина», сегодняшнего дня - «Забытая мелодия для флейты», «Убить дракона», «Бедная Саша», «Вокзал для двоих» и «Небеса обетованные», «Тихие омуты», «Мужчина с гарантией», сериалы «Люба, дети и завод», «Папины дочки», «Дружная семейка». Отдельно в этом списке стоит выделить фильм «Сказ про Федота-стрельца», который принёс актрисе премию «Золотой орёл» за лучшую женскую роль второго плана.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.