Суд да дело с археологическим наследием Крыма

Юристы в Амстердаме ведут тяжбу за «Золото скифов»

10 Февраль 2015 511
Эти археологические ценности из Крыма остаются пока что в заложниках у Европы.
Эти археологические ценности из Крыма остаются пока что в заложниках у Европы.

В 2013 году четыре крымских музея - Керченский историко-культурный заповедник, Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский историко-культурный заповедник и Национальный заповедник «Херсонес Таврический» - направили в Бонн (Германия), а потом в Амстердам выставку «Крым - Золотой остров в Чёрном море». В состав коллекции были включены лучшие экспонаты из уникальных собраний, которые никогда до этого не выставлялись в Европе. Борьба за эти археологические находки развернулась после воссоединения Крыма с Россией в связи с претензией на них украинской стороны. Как развивались события вокруг ценнейших экспонатов республики, мы решили напомнить читателям.

Повезли показать свои артефакты Европе...

Итак, между Рейнским краевым музеем города Бонна (Германия), музеем Алларда Пирсона - археологическим музеем Амстердамского университета (Нидерланды) и крымскими музеями в 2013 году были заключены трёхсторонние договоры об экспонировании в европейских музеях выставки под названием «Крым - Золото и секреты Чёрного моря». Кроме крымских музейных учреждений в выставке принимал участие также Музей исторических драгоценностей (Киев). В январе 2014 года киевские и крымские музейщики привезли экспонаты объединённой выставки в «Landes Museum» в Бонне, а
6 февраля их уже рассматривали посетители музея Алларда Пирсона. В столице Голландии бесценные с исторической точки зрения экспонаты должны были находиться до конца мая. Однако «крымская» часть коллекции до сих пор остаётся там (хотя выставка завершилась 31 августа), «киевская» же составляющая коллекции беспрепятственно вернулась на Украину.
Дело в том, что после возвращения Крыма в родную российскую гавань Министерство культуры Украины выступило с требованием к археологическому музею Амстердамского университета отдать экспонаты выставки на хранение в Национальный музей истории Украины (Киев) как национально-культурное достояние страны. Голландские музейщики назвали ситуацию «уникальной и сложной». Министерство иностранных дел Нидерландов и Министерство культуры Российской Федерации официально заявили, что этот спор не является межгосударственным и решается исключительно на межмузейном уровне. Российские юристы с мая 2014 года вели переговоры с коллегами Амстердамского университета. До самого последнего момента крымская сторона выражала надежду, что ситуация может быть разрешена без инициирования судебных разбирательств, хотя коллективный судебный иск с требованием возвратить экспонаты на родину был подготовлен. К сожалению, музей Алларда Пирсона принял решение не возвращать предметы коллекции крымским музеям, сославшись на претензии украинского ведомства. Экспонаты будут переданы на основании решения компетентного суда, заявили в Нидерландах, и обещали хранить коллекцию у себя.
- Ситуация, при которой крымским музеям предложено в суде доказывать право на экспонаты из своих фондов, найденных в крымской земле, многие из которых хранятся в крымских музеях ещё с XIX века, беспрецедентна, - заявили сотрудники четырёх музеев республики.

Иски, аргументы, заседания

Крымские музеи являются законными владельцами артефактов. Контракты на проведение выставки были заключены напрямую между крымскими музеями и университетом Амстердама. В соответствии с положениями документа предметы древности должны быть возвращены его законным владельцам - крымским музеям. Это и является главным аргументом на суде, рассказал нашему корреспонденту директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин. - Второе, экспонаты выставки всегда принадлежали и хранились в крымских музеях, прямого отношения к Украине они не имеют, - заявил Андрей Витальевич.
Позиция же Минкультуры Украины в этом судебном споре такова: музейные предметы принадлежат Украине, « право собственности на них является неоспоримым и было признано и подтверждено университетом Амстердама письмом от 09.05.2014 года. Кроме того, заключив контракты, и крымские музеи, и музей Алларда Пирсона признали, что экспонаты являются собственностью государства Украина». Минкульт Украины также мотивирует свои требования заботой о сохранности экспонатов, но не представляет никаких доказательств реальной угрозы уничтожения, потери, повреждения или разрушения музейных предметов. С момента изменения политического статуса Крыма ни один из экспонатов какого-либо из 90 крымских музеев не был повреждён и не покинул территорию Крыма.
Первая встреча в суде Амстердама 21 января этого года имела процедурный характер. По законам королевства ответчик - археологический музей Алларда Пирсона - должен представить официальный отзыв на иск крымских музеев. Позиция галереи в сложившейся ситуации осталась неизменной: коллекция остаётся в музее до принятия решения суда. На первом заседании также решался вопрос с «присоединением государства Украина в качестве стороны по делу», говорится на официальном сайте Минкульта Украины.
- Идёт судебный процесс, - коротко сообщил нам директор одного из пострадавших крымских музеев Андрей Мальгин. - На прошедшем в Амстердаме судебном заседании мы аргументировали свои позиции, украинская сторона - свои. Сейчас все вопросы решают юристы, мы не контактировали с представителями соседнего государства. Точная дата следующего заседания пока неизвестна, оно должно состояться в феврале.
На скорое окончание судебных разбирательств Андрей Мальгин не рассчитывает. Говорит, что это будет сложный и долгий процесс.

Верните сокровища нации!

В настоящее время в залах археологического музея Амстердамского университета хранятся 565 экспонатов (2111 музейных предметов) из коллекций четырёх крымских музеев на общую страховую сумму 1 миллион 438 тысяч евро. Золотые и серебряные украшения скифского периода составляют лишь небольшую часть коллекции. За каждым из её предметов - тысячелетняя история древних народов, населявших Крымский полуостров ещё до нашей эры: греков, римлян, скифов. Среди них есть такие археологические артефакты, как китайские лаковые шкатулки из Усть-Альминского могильника, расписной алтарь из погребения скифского царя Скилура в мавзолее Неаполя Скифского в Симферополе, уникальные декреты из Херсонеса, а также статуя змееногой богини скифов, которая является символом Керчи. Утрата таких археологических находок не только обеднит коллекцию крымских музеев, но и затруднит, а во многом сделает и невозможной дальнейшую научную работу историков и археологов.
- Вместе с этими предметами мы можем потерять не только объекты мирового значения, но и археологическое наследие, составляющее основу культурного кода нашего народа, - считают музейщики.

Оксана ПАВЛЕНКО.