Михаил Мамаев: Актёр - это характер плюс профессионализм
Михаил Мамаев - один из постоянных участников Международного кинофестиваля в «Артеке» «Алые паруса» и Ялтинского телекинофорума «Вместе». На его мастер-классах в «Артеке» яблоку негде упасть и тишина такая, что муха неслышно не пролетит. Потому что они превращаются не только в профессиональные, но и в жизненные уроки.
- Михаил, на очередной встрече вы дали ребятам чёткое определение актёрскому мастерству. Думаю, и нашим читателям это интересно.
- Я уверен и сказал об этом ребятам, что актёрское мастерство не только в том, чтобы успешно сыграть роль в театре или в кино. Главное - сделать это так, чтобы твой герой соответствовал образу, созданному Тургеневым, Толстым, Достоевским, любым другим классиком, несмотря на то, как он выписан современным сценаристом.
- Вы говорили с ребятами не только о профессии, но и о человеческих качествах, которые надо в себе воспитывать.
- А как же иначе - без этих качеств в нашем деле не состояться. Надо иметь целеустремлённый твёрдый характер. Да, собственно это для любого дела необходимо.
- Что вам дают встречи с юными зрителями?
- Польза от них обоюдная. Они напитывают детской непосредственностью, молодостью души, что очень важно в актёрской профессии. По себе знаю, как нуждаются молодые в помощи взрослых. Детский кинофестиваль - важное событие и для детей, и для взрослых. Хорошее кино - как хорошая книга, учит без нравоучений.
Я уверен, что многим хорошим в себе обязан книгам и фильмам. Артековские встречи - праздник общения и хороший отдых. Поэтому стараюсь их не пропускать и благодарен организаторам за приглашения.
- О вас можно сказать: «проснулся знаменитым». Это было неожиданностью?
- Полной. Как и предложение Светланы Дружининой сняться в сериале «Виват, гардемарины!» в роли графа Орлова, влюблённого в юную принцессу Фике - будущую Екатерину II. Не остались незамеченными роли в картинах «Уик-энд с убийцей», «Весёленькая поездка», «Воровка», «Дом», «Дневники Красной Туфельки», «Тайны дворцовых переворотов», «Моя граница», «Шахматист». Потом и сам стал писать сценарии.
- Сначала в вашей актёрской жизни был театр?
- Да, в начале 90-х годов меня пригласили в антрепризный спектакль «Калигула», где сыграл придворного поэта, читал, кстати, свои собственные стихи. Успех так окрылил, что поступил в Щукинское театральное училище, которое не окончил из-за съёмок в «Виват, гардемарины!»: было поставлено условие - либо учёба, либо кино.
- Говорят, вы не устояли перед обаянием своей партнёрши Кристины Орбакайте - принцессы Фике?
- Признаюсь, моё сердце было вдрызг разбито. Иначе и быть не могло: если «играешь любовь», страсть в глазах должна быть натуральной. Я ведь тогда ещё не был опытным профессионалом, поэтому невозможно было не пропустить через себя происходящее на съёмочной площадке, что приближало вымышленное с настоящим. По сути, проживал жизнь героя, а не играл. Но Кристина была недосягаемой звездой, я боялся к ней приблизиться после съёмок.
- Амплуа гардемарина не помешало в дальнейшей работе?
- К счастью, нет. После Оленёва стал сержантом Гоглидзе в боевике «Караван смерти» о событиях в пограничной зоне с Афганистаном после официального окончания войны. Затем снялся у известных режиссёров Краснопольского и Ускова в фильме «Воровка» в острохарактерной эксцентрической роли - главаря банды. Однажды так торопился, что убежал со съёмок не разгримировавшись - лысым, со шрамом, а было уже поздно, стражи порядка решили проверить документы, обвинили в подделке, и пару часов пришлось провести в участке. Когда надоело, продемонстрировал блюстителям порядка искусственность своих шрамов.
- В вашей творческой биографии немало интересных страниц, среди которых - Голливуд. Как туда попали?
- Прошёл кастинг в Москве на роль в фильме «Маркиз де Сад». А потом были ещё две главные роли в двух сериях картины Залмана Кинга «Дневники Красной Туфельки», съёмки которого проходили в США и в России.
- Складывалось всё успешно, почему же вернулись?
- Решил, что никуда от меня Голливуд не уйдёт, при желании в любой момент смогу вернуться. Новые работы увлекли. С удовольствием играл поручика Ланского в спектакле «Императрица» в независимом театральном проекте Ольги Глубоковой. Роль эту сыграл более двухсот раз. Не меньшим успехом пользовались у зрителей мои Джеффри в спектакле «Тайны замка Шеннон», Элиот в «Интимной комедии». Было много и киноролей, среди которых наследник императора Александра III в сериале «Любовь Александра», в многосерийных фильмах «Сокровища мёртвых», «Шахматист».
- С первых шагов в кино за вами закрепилось амплуа героя-любовника. А в жизни вы ему соответствуете?
- Об актёрах любят небылицы рассказывать. На самом деле я - человек очень серьёзный. Постоянно что-то переосмысливаю в своей жизни. Много читаю. В школе ведь мы просто «проходили», а теперь с удовольствием читаю и перечитываю Пушкина, Толстого, после чего начинаешь на мир, на себя смотреть по-другому. Разве в школе можно было понять строки: «Ты царь: живи один./ Дорогою свободной/ Иди, куда влечёт тебя свободный ум,/Усовершенствуя плоды любимых дум, /…Ты сам свой высший суд…». Или: «Пока не требует поэта/ К священной жертве Аполлон, / В заботах суетного света/ Он малодушно погружён…/ Но лишь божественный глагол/ До слуха чуткого коснётся,/Душа поэта встрепенётся,/Как пробудившийся орёл…». В жизни многое зависит от обстоятельств. Важно только не стать их заложником. И важно понимать, что есть вечные темы, без которых нельзя ни в жизни, ни в литературе, ни в искусстве.
- Ради чего принимали участие в популярных телевизионных реалити-шоу «Фактор страха», «Большие гонки», «Король ринга», «Танцы со звёздами»?
- Ради интереса, ради того, чтобы обратить на себя внимание тех, кто «заказывает музыку» - продюсеров. Это хорошая возможность продемонстрировать свои умения, проявить себя, чтобы расширить свой актёрский диапазон.
- А на программу «Давай поженимся!» с какой целью пришли? Не невесту же найти…
- Исключительно по дружбе с Ларисой Гузеевой. Не мог ответить отказом на её просьбу. Даже подумать не мог, что это вызовет такой резонанс. Не стал бы никого выбирать там, если бы знал, что участницы и зрительницы так близко к сердцу воспримут это действо.
- Вам было всего девятнадцать, когда вышла первая книга - сборник стихов «Возраст взрыва». Потом были роман «Босфор», «Месть негодяя». Литературное творчество продолжается?
- Безусловно. Без литературы не могу. Книги пишу, сценарии. По нашему с ним совместному сценарию режиссёр Михаил Бабаханов снял фильм «Секс-вампир в России».
- А что вам сейчас ближе - проза или поэзия?
- В своё время я написал: «Мне за тридцатник,/ это значит, что Мои хореи тяготеют к прозе». Для стихов - свой возраст, для прозы - свой.
В стихах выплёскиваются эмоции, в прозе - интеллект. Проза осмысливает грани реальности, в меньшей степени требующие фиксации на форме, хотя для стихов форма тоже не самоцель. Для того, чтобы писать прозу, нужно успокоиться, как успокаивается вода, постепенно превратившись из ручья в реку, набрав широты и глубины. Проза требует большего терпения, чем стихи, а терпение обычно приходит с возрастом.
Досье
Михаил Алексеевич Мамаев родился 13 февраля 1966 года в Москве. Его отец был военным, уволившимся из армии в звании генерал-майора. С детства проявлял способности к гуманитарным предметам, занимался в спортивных секциях, в литературном кружке и театральной студии. Ещё в школе начал печататься в центральных газетах и журналах. Окончил факультет международной журналистики Московского государственного института международных отношений. Учился в театральном институте им. Щукина, с отличием окончил ГИТИС.