Признать Героем

Более полувека награда искала погибшего защитника Крыма

3 Февраль 2015 573
Сурен Тащиян.
Сурен Тащиян.

В марте ему исполнилось бы 96, а в феврале - 20 лет, как он стал Героем России. Увы, посмертно. Защитник крымского неба Сурен Тащиян так и не узнал о Великой Победе, а его вклад в неё был очень весомым: за год с небольшим - 11 лично сбитых самолётов врага, в том числе и крылатая машина командующего авиацией крымской группировки генерал-лейтенанта фон Руппе.

Быть может, неизвестный самолёт Р-39 «Аэрокобра», обнаруженный в 1988 году между селом Героевским и дамбой Тобечикского озера, и есть крылатая машина Сурена Тащияна (иногда указывается Тащиев), а может быть, дайверам ещё предстоит когда-нибудь обнаружить в Керченском проливе останки его самолёта. Последний бой Сурен Тащиян принял, по воспоминаниям однополчан, неподалёку от мыса Такиль на юго-восточной оконечности Керченского полуострова. Лётчик ещё 27 февраля 1943-го представлен к званию Героя Советского Союза, но Золотой Звездой №118 уже Героя России его посмертно наградили лишь 16 февраля 1995-го.
Колхозники Амбарцум Нигохосович и Евгения Бадасовна из армянского села Чалтырь, что в Ростовской области, нарекли первенца, родившегося 22 марта 1919 года, Суреном (Божественный). После семилетки парень окончил фабрично-заводское училище, работал слесарем и учился в аэроклубе: детская мечта - покорить небо. Перед самой войной окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени Сталина, а в октябре 1941-го уже защищал небо Крыма и Кавказа в составе 3-го авиаполка 6-й авиабригады военно-воздушных сил Черноморского флота (позже  -11-го гвардейского авиаполка 63-й авиабригады ЧФ, 32-го Гвардейского дважды Краснознамённого Николаевского истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота). Первая награда - орден Красного Знамени в августе 1942-го - за 2 самолёта противника, сбитых лично, и 2 - в паре. А первое ранение получил ещё раньше - 22 ноября 1941-го:
«В районе Перекопа встретился с 4-я истребителями противника. Смелый лётчик, не задумываясь, пошёл в неравный бой и бил стервятников до тех пор, пока остальные наши лётчики не выполнили задания командования. На горящей машине, несмотря на ожог рук и лица, долетел до своей территории и выбросился на парашюте».
- Ожесточённые воздушные бои, боевые вылеты, в которых бомбил и штурмовал аэродромы противника, железнодорожные эшелоны, разведывательные полёты по тылам врага, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, - рассказывает краевед Вартан Григорян, – и сбитые в воздушных боях самолёты врага. В августе 1941 года приказом наркома обороны установлена норма сбитых вражеских самолётов для присвоения звания Героя Советского Союза: 5 бомбардировщиков или 10 истребителей. К февралю 1943-го Сурен Тащиян сбил 6 бомбардировщиков, и командир полка, командир бригады ходатайствовали о присвоении ему звания Героя Советского Союза, однако командующий ВВС Черноморского флота ограничился награждением вторым орденом Красного Знамени.
А через 4 месяца на кителе Сурена Тащияна появился орден Красной Звезды - за сбитый фашистский «мессер». Хотя за этот самолёт, уже 7-й бомбардировщик по счёту, вполне могли всё же присвоить звание Героя Советского Союза. Сбил лётчик
командующего авиацией крымской группировки генерал-лейтенанта фон Руппе.
- Сохранились воспоминания однополчанина Сурена Амбарцумовича - Героя Советского Союза Bладимира Снесарёва, кстати, много лет потом боровшегося за присвоение другу высшего звания страны, о том, что произошло 24 мая 1943-го, - продолжает краевед. - «В этот раз наши самолёты направили в сторону Туапсе, а не к линии фронта. Сурен вылетел с опозданием (задержка с запуском двигателя) и, догоняя остальных, по привычке направился к линии фронта. Командами с земли повернуть его в нужном направлении не удалось - не сработала рация. Подлетая к Малой Земле, он издалека заметил самолёты и, приняв их за своих, приблизился к ним. А это оказалась вражеская эскадрилья. Уклоняться от боя с 12-ю Ме-109G было поздно. Да и не в характере Сурена отступать. Завязался ожесточённый неравный бой. Сурен уже получил ранение в лицо, кровь заливала глаза, но из боя не вышел. Пилот одного из «мессеров» предпринял лобовую атаку, но меткая очередь Сурена отправила вражеский самолёт на дно Цемесской бухты. Ме-109 бросились сопровождать и прикрывать сбитую машину, которая оставляла за собой густой шлейф чёрного дыма. Сурен же благополучно добрался и приземлился на нашем аэродроме. Через некоторое время два советских аэродрома были заблокированы противником с воздуха. Оказывается, наш Сурен сбил известного командира германских ВВС Крыма».
Последний бой Сурен Тащиян принял 25 сентября 1943 года над Керченским проливом.
- Они прикрывали группу бомбардировщиков, наносящих удар по врагу в порту Керчь. Вдвоём приняли бой с шестью «мессерами», - говорит Вартан Григорян. - Сурен Тащиян сбил ещё два самолёта противника, второй - прикрывая машину лучшего друга по училищу и небу Дмитрия Старикова.
К месту боя подоспела новая группа немецких истребителей. Один из них поджёг машину Тащияна. Стариков рванулся на помощь, но было поздно. Через несколько дней после гибели Сурена Амбарцумовича на фюзеляже боевой машины Дмитрия Старикова появилась надпись: «Сурен Тащиян», чтобы и после гибели лётчик мог бить врага - до Победы.
Долгие годы после войны друзья и земляки Сурена Тащияна добивались присвоения ему звания Героя Советского Союза (посмертно), но справедливость восторжествовала лишь через 52 года после гибели лётчика.

Наталья ПУПКОВА.