Обмену и возврату не подлежит?

Всегда ли прав продавец, объявляя об этом

29 Январь 2015 801
Вернуть игрушку не получится.
Вернуть игрушку не получится. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

«Обмену и возврату не подлежит» - подобные объявления очень часто можно встретить в крымских торговых точках. Причём, по уверениям продавцов, не подлежит почти всё, начиная от носков и зелёнки и заканчивая бытовой техникой. «Крымская правда» выясняла: оправдан ли запрет на обмен и возврат товара с точки зрения законодательства о защите прав потребителей?

Две недели на раздумье

«Купили внучке на свадьбу туфли, а они ей немного жмут. Пошли на следующий день обменять их на размер больше, а продавец отказалась и менять, хотя размеры были, и забирать обратно. Мол, туфли уже надевали один раз, да и вообще обувь обмену и возврату не подлежит, если она без изъянов. Неужели это правда? Получается, что мы просто выбросили деньги на ветер», - пожаловалась в редакцию «Крымской правды» Диляра Мамутова из Симферопольского района.
- Право обменять или вернуть купленный товар не зависит от того, качественный он или с изъянами, - поясняет юрист Ольга Воронцова. - И качественная обувь не входит в список товаров, не подлежащих обмену и возврату. В вашей ситуации значение имеют только сохранённый внешний вид купленного товара и время, прошедшее с момента покупки. Так, согласно статье 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» вы вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный, если он не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Но лишь в том случае, если товар не был в употреблении (один раз примерки не считается, ведь иначе не выяснишь, что не подходит размер), сохранены его товарный вид, свойства, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек, либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Впрочем, если чека нет, то по закону это не мешает вам сослаться на показания свидетелей, доказывающих факт покупки в этом месте.
И обменять можно в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Если же аналогичного товара в продаже нет, то вы вправе отказаться от покупки и потребовать вернуть деньги - сделать это продавец должен в течение трёх дней со дня возврата товара. Но можете и договориться с продавцом, что обменяете вещь, как только аналогичная нужного размера поступит в продажу. Продавец обязан сразу сообщить вам об этом.

А если брак?

«В каких случаях можно рассчитывать на обмен товара, если в нём обнаружились недостатки? - спрашивает Марина Игоревна из Керчи. - Мы с мужем купили шкаф, а при сборке выяснилось, что он бракованный - створки и полки не подходят к нужным местам. Возможно ли вернуть деньги, если гарантийный талон на шкаф нам не дали?».
При обнаружении недостатков товара, о которых не предупредил продавец, вы согласно статье 18 закона «О защите прав потребителей» можете требовать: замены товара на аналогичный или на иной, с пересчётом стоимости, бесплатного устранения недостатков или вообще отказаться от покупки и забрать деньги. То, что вам не выдали гарантийный талон, - не беда: в отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в пределах двух лет со дня покупки. Правда, возможно, придётся провести экспертизу, чтобы доказать, что недостатки возникли не по вашей вине. Срок экспертизы - не более 20 дней, проводится она за счёт продавца, а вы вправе присутствовать и в случае несогласия с результатами оспорить их в судебном порядке. Если выяснится, что недостатки возникли не по вине продавца (изготовителя) или из-за непреодолимых обстоятельств, то придётся вам возместить расходы на экспертизу.
Если вы требуете замены товара ненадлежащего качества, то поменять его на новый должны в течение семи дней. Если же товара для замены нет в наличии, то максимум через месяц.

Товар товару - рознь

«Можно ли поменять электронного робота-динозавра, подаренного ребёнку неделю назад, если он к нему даже не прикасался - не заинтересовала, а испугала игрушка. Она так и стоит в коробке, нераспакованная. Чек и гарантийный талон сохранился. Гарантия выдана магазином на два года, но менять отказываются, ссылаясь на какие-то правила сложных товаров. Может, тогда просто требовать возврата денег?», - интересуется наш читатель Артур из Евпатории.
- Поменять электронную игрушку вы не сможете. Если она надлежащего качества, то есть никаких изъянов вы в ней не обнаружили, то вещь относится группе товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, - технически сложные товары бытового назначения. Даже если с момента покупки не прошло 14 дней, - поясняет юрист Ольга Воронцова. - А вот если в течение 15 дней с момента покупки вы обнаружите недостатки в электронной игрушке (ломать специально не надо, это будет проверяться экспертизой), то можете на основании статьи 18 закона «О защите прав потребителей» потребовать обмена или отказаться от исполнения договора купли-продажи и настаивать на возврате уплаченной суммы. Если же пройдёт более 15 дней, а вы решите потребовать возврата денег, то сможете сделать это лишь при обнаружении существенного недостатка товара; нарушении установленных сроков устранения недостатков (к примеру, отдали в ремонт, но там продержали более 45 суток); невозможности использования в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней из-за неоднократного устранения различных недостатков (то есть, если каждый год будете надолго отдавать его в ремонт).
Что бы вы ни покупали, знайте: обмен и возврат товара возможен, всё дело лишь в сроках, прошедших с момента покупки, и в причине, по которой вы хотите поменять или вернуть купленную вещь.

Качество не меняется

Если вы приобрели товар надлежащего качества, но он не понравился вам по цвету или не подошёл по размеру, то обменять можно в течение двух недель с момента покупки при условии, что это не:
- товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты; предметы личной гигиены (зубные щётки, расчёски, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);
- парфюмерно-косметические товары; хлопчатобумажные, льняные, шёлковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие; изделия швейные, трикотажные бельевые (майки, трусы и т. д.) и чулочно-носочные;
- кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, плёнка, ковровые покрытия) и другие товары, отпускаемые на метраж;
- изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, ёмкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов); товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
- мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
- изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, огранённые драгоценные камни;
- автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
- технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радио­электронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства);
- гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
- животные и растения;
- непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведённые на технических носителях информации).
Обмен и возврат этих товаров надлежащего качества согласно постановлению правительства России №55 от 19 января 1998 года невозможны.

Наталья ПУПКОВА.