Симферополь композиторский

Как авторы «Юдифи» и «Весёлых ребят» в Симферополе были

27 Январь 2015 710
Александр Серов, внук учёного Карла Габлица и отец художника Валентина Серова.
Александр Серов, внук учёного Карла Габлица и отец художника Валентина Серова.

В память об одном композиторе в крымской столице названа улица, а о другом - сохранилась лишь запись на старых театральных афишах. Александр Серов и Исаак Дунаевский. Первый написал лишь несколько кантат, три оперы, партитуры ещё двух сжёг, второй - автор 13 оперетт, 3 балетов, музыки к 40 фильмам и более сотни песен. В январе у обоих юбилеи: 23-го - 195 лет со дня рождения Александра Николаевича, а 30-го - 115 лет со дня рождения Исаака Осиповича.

Музыкальный юрист

В Государственном архиве Республики Крым хранится «Дело Симферопольской городской управы о наименовании городских улиц», датированное 27 февраля 1904 года: «Коснувшись за сим вопроса о присвоении некоторым улицам имён писателей, как, например, графа Льва Толстого, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, гласный полагал бы целесообразным одну из улиц города наименовать улицею русского композитора Серова, который довольно значительное время жил в Симферополе». Впервые в наш город композитор приехал в 25 лет - в 1845-м. Выпускник училища правоведения получил назначение в Симферополь на должность товарища (заместителя) председателя Таврической уголовной палаты. Впрочем, Крым для молодого человека, ещё в юности влюбившегося в музыку, умевшего играть на фортепиано, скрипке и виолончели, сочинявшего небольшие пьесы для училищного оркестра, был родным с детства. Его мама Анна Карловна часто рассказывала о полуострове, где росла в имении Карловка, что находилось в Чоргуне (Чернореченское).
А его дед Карл-Людвиг Иванович Габлиц - один из тех, кто помогал Григорию Потёмкину после присоединения Крыма к России, вице-губернатор, составивший «Физическое описание Таврической области» и «Географические известия о Тавриде».
Симферополь восхитил Александра Серова: «Я недавно пошёл гулять по бульвару, который в двух шагах от моей квартиры, - писал он сестре через несколько дней после приезда в город в октябре 1845 года, - и нашёл такие места, каких вы и во сне не видали. Берега Салгира просто очарованье, а мне говорят, что под самим городом, в саду князя Воронцова (нынешний Ботанический сад Крымского федерального университета. - Ред.), Салгир течёт ещё великолепнее среди самых густых групп тополей и других деревьев. Что же будет, когда опушатся тополи и каштаны и густые тени oт них покроют весь Салгирский бульвар, столь красивый уже и теперь!». Вместе с восторженными письмами Александр отправляет родным рисунки, он ещё и художником был неплохим: виды, что открывались прямо из окна дома на бульваре (ныне улица Ленина), пейзажи Салгирской долины, Чатырдага, исток Салгира - «любопытное и дикое место, где из тёмной пещеры меж крутых скал вытекает чистая, прохладная вода». Увидев Чёрное море, Александр Серов писал и морские пейзажи, но вскоре перестал, встретив человека, которого «никто в Европе не может превзойти в маринистической живописи» - Ивана Айвазовского. Айвазовский же так отзывался о Серове: «Артист в душе, да ещё какой, а служит - чиновник!! Да ещё где! В уголовной палате!!!». А симферопольский врач Фёдор Мильгаузен помог Александру Серову обучатся игре на органе в немецкой кирхе.
В Симферополе Александр Серов очень много концертировал: в начале нынешних улиц Ушинского и Пушкинской была музыкальная гостиная дочери бывшего губернатора Семёна Жегулина - Авдотьи Жегулиной-Ершовой. Выступал с гастролирующими артистами, к примеру, летом 1847 года выступил в дворянском собрании с «прекрасным скрипачом» из Польши Парисом. И тот, поражённый даром Серова, написал, что подобного аккомпаниатора он не надеялся встретить «нигде в России, а тем менее - в Симферополе». Александр Серов не только играл произведения известных композиторов, но и сочинял сам - кантаты в честь Айвазовского, Мильгаузена, «Фантазию для оркестра на вторую идиллию Теокрита», а в городском театре играли пьесу «Записки демона» с его музыкой. В Симферополе композитор окончил работу и над комической оперой «Мельничиха в Марли», начатой ещё в Петербурге, правда, позже уничтожил партитуру. В нашем городе родилась и опера «Майская ночь» - на сюжет произведения Николая Гоголя. Окончит её композитор уже в третий свой приезд на полуостров - в деревушке Бурлук близ Севастополя в декабре 1853 года. Правда, и эту партитуру строгий к себе композитор уничтожит. Его прославят другие оперы - «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». В любимый Крым Александр Серов больше не приедет, но симферопольцы о нём не забыли, дав 111 лет назад его имя небольшой городской улице.

«Наполненный мелодиями»

Улицы имени Исаака Дунаевского в Симферополе, конечно, нет: композитор жил и творил в нашем городе, когда был ещё никому не известным музыкантом. Это позже он сочинит «Песню о Родине», «Марш весёлых ребят», музыку к фильмам «Цирк», «Кубанские казаки», «Дети капитана Гранта», станет народным артистом РСФСР и лауреатом двух Сталинских премий. Зато сохранился в крымской столице дом на улице Курчатова, 17 (тогда Госпитальной), где в 1925-26 годах в семье симферопольцев Шухат жил композитор с женой Зинаидой Судейкиной. Он тоже приехал в Симферополь в 25 лет. «Небольшого роста, худенький, стройный, изящный, с огромными выразительными глазами, с несколько застенчивой, обаятельной улыбкой и бесконечно талантливый, словно до краёв души наполненный мелодиями», - так вспоминали о нём тогда горожане. В активе Исаака Беру Иосифа Цалиевича (так звучит полное еврейское имя композитора, выпускника Харьковской консерватории, перенявшего музыкальную одарённость от мамы Розалии Исааковны) были уже три одноактных балета, две оперетты. Крым для композитора был не в новинку - летом 1923 года в Ялте он заведовал музыкальной частью небольшого театра миниатюр, созданного гастролирующими харьковскими актёрами. А в 1925-м стал дирижёром, концертмейстером и заведующим музыкальной частью Первого Советского театра в Симферополе (Крымский академический русский драматический театр имени Горького), ставшего вскоре одним из лучших провинциальных театров России. В театре работала и жена композитора - балерина Зинаида Судейкина заведовала хореографической частью.
Сезон 1925-26 годов в театре открылся премьерой «Принцессы Турандот», «специальную музыку» к ней написал Исаак Дунаевский. Афиша того спектакля хранится в театральном музее. Сохранились и воспоминания актёра Владимира Казаринова: «Сезон 1925-26 годов мы работали в драматическом театре в Симферополе, и здесь Дунаевский быстро стал любимцем публики, сочинив очень яркую, интересную музыку к «Принцессе Турандот». А актёр Борис Орлов вспоминал: «За две недели был выпушен сложнейший спектакль с массовками, с танцами, с музыкой, которую написал Исаак Дунаевский. Потом он написал музыку к «Фуэнтэ Овехуна» Лопе де Веги и выступал в Доме Красной Армии, теперь Дом офицеров. Его увлечения? Очень любил играть в шахматы и часто играл с артистом Покровским. Что ещё сказать об Исааке Дунаевском? Любили его в труппе». Помимо работы в симферопольском театре Исаак Дунаевский играл на альте в городском симфоническом оркестре, а летом 1926 года ездил в Ялту, где «выступил со всеми приезжими гастролёрами». Из Симферополя Исаак Дунаевский осенью 1926-го уехал в Москву, где вскоре стал знаменитым композитором. Потом бывал на полуострове неоднократно, правда, всё больше проездом, но в Первом Советском театре города ещё долго ставили спектакль «Принцесса Турандот» со «специальной музыкой» композитора.
Александр Серов и Исаак Дунаевский творили с разницей почти в столетие. У них разные стили, разное количество произведений и степень известности. Но оба оставили свой след в памяти полуострова и его столицы - Симферополя.

Исаак Дунаевский играл в Симферопольском оркестре.

Наталья ПУПКОВА.