Садоводство на пути возрождения

27 Январь 2015 599
Кизил - крымский лекарь.
Кизил - крымский лекарь.

Тёплое море, великолепные пейзажи, дворцы и храмы, пещеры и раскопки, фрукты и вина влекут в Крым любознательный народ. Однако современную известность Крыму принёс XIX век, когда на тысячах подвод повезли наши яблоки не только в столицы Российской Империи, но и на международные выставки. Необходимость расширить поставку фруктов ускорила строительство железной дороги, которая, в свою очередь, способствовала увеличению и количества садов и распространению более изысканных и нежных сортов яблок. Своё мнение, как вернуть Крымскому полуострову былую славу края изысканных фруктов, высказали питомниководы Владимир и Нина Волковы.

Зимой 1910-1911 годов, после тёплой осени, в Крыму грянули небывалые морозы - Азовское море замёрзло, и из Керчи в Тмутаракань можно было ходить по льду пешком. В садах вымерзло почти 40% яблоневых деревьев, весной многие плантации даже не распустились. Это было национальное бедствие, ведь целые сёла занимались только садоводством и не имели других источников дохода. Однако в конце лета крымские садоводы собрали обычное среднегодовое количество плодов, ведь 60% площади садов занимали аборигенные сорта. Они не пострадали от морозов и принесли полный урожай. Вымерзли так называемые «французские» яблони, завезённые из Европы и Америки. Пришлось полностью перезакладывать эти сады.
Тогда-то Л. П. Симиренко и добился у российского царя Николая II разрешения на создание Салгирской станции садоводства (ныне Крымская опытная станция садоводства),  «дабы прекратить вакханалию с сортами». Станция должна была всемерно сохранять и распространять местные сорта и породы плодовых культур, тщательно испытывая всяческих «варягов» на пригодность их для выращивания в Крыму.
Аборигенные сорта отличаются не только высокой устойчивостью к местным погодным катаклизмам, но и необычайно продолжительным плодоношением, оригинальной формой и окрасом плодов, несравненным вкусом, исключительной лёжкостью и транспортабельностью. Двести лет назад, в начале XIX века, создатель Никитского ботанического сада Х. Х. Стевен писал, что «синапское яблоко есть одно из самых красивейших, формы продолговатой, величины средней, цвета жёлтого, с одною стороною совершенно румяною».
Мощные, красивые деревья зачастую приносили урожай до ста пудов или более полутора тонн с одной яблони.
Л. П. Симиренко писал о них: «В саду г. Взметнева (Альма) встречаются могучие экземпляры Кандиля в возрасте более 80 лет, и эти деревья находятся ещё в блестящем состоянии, дают регулярные щедрые урожаи. По свидетельству владельцев, в тот памятный урожай снято было 87 пудов плодов, за которые выручено 483 рубля. Это дерево не поражает своей мощью и не выделяется из числа других одновозрастных и однотипичных». За выручку с одного такого дерева можно было купить целое стадо коров.
Но не только яблоками славился полуостров. Все знаменитые медики древних времён, заезжая в Тавриду, не останавливались в ней  только потому, что видели множество кизила - лучшего врача против всех болезней, свойственных человеческому организму. Конкуренции такому природному лекарю они не выдерживали.
Однако за последние годы площади кизила в лесах Крыма уменьшились в сотни раз. Существует единственно реальный путь возродить чрезвычайно полезную для человека культуру - посадить кизиловые сады. В настоящее время выведено много сортов садового кизила - необычайно крупного, вкусного и красивого. Такой сад способен до трёхсот лет приносить ежегодные щедрые урожаи, отличаясь к тому же замечательной неприхотливостью и простотой в агротехнике. Он не требует детальной обрезки, удовлетворяясь только санитарной, практически не нуждается в химических обработках, способен произрастать в долинах рек, на склонах, щебнях и неудобьях, не нуждается в специально выделенном месте, комфортно чувствуя себя в тени других деревьев, строений и беседок  с лианами.
Спрос на плоды этой замечательной культуры никогда не ослабевает, причём популярен он не только в свежем виде, но и продукты его переработки: варенья, сиропы, компоты, маринады, сушёные и засахаренные плоды. Привитой саженец кизила плодоносит уже на второй год после посадки, тогда как от сеянца, выращенного из косточки, ждать урожая приходится десять-двенадцать лет.
В золотой фонд крымских аборигенов входят яблоки Кандиль синап, Сары синап, Саблы синап, Кара синап, Белый синап, Челеби, Гуль-пембе, Памук алма, Демир алма и множество им подобных; это несравненные груши Сахарная и Баздурган, сливы Изюм Эрик и другие, а также фундуки и прежде всего Трапезунд, боярышники, в том числе боярышник Поярковой, кизил со всем многообразием современных сортов, мушмула, бузина и неисчислимое количество ещё менее известных фруктов и ягод.
Всё это разнообразие поначалу можно продавать в специальных магазинах и на рынках, чтобы потребитель точно знал, что он может взять действительно натуральный продукт. И, конечно, нужно наращивать производство аборигенных сортов крымских фруктов, чтобы впоследствии заполнить ими полки всех магазинов полуострова. Наша продукция привлечёт туристов со всего мира, вернёт крымским селянам - достаток, и мы снова услышим бессмертные слова из «Республики ШКИД»: «Поехали в Крым, там - яблоки!».