Не позволяйте себя обманывать!

27 Январь 2015 568
Больше всего спекуляций с «базовыми» продуктами.
Больше всего спекуляций с «базовыми» продуктами. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Обвес и обман в супермаркетах и магазинах сегодня дело обычное и давно никого не удивляет. Но те механизмы, которые проворачивают дельцы в крымских супермаркетах с целью обогатиться за счёт потребителей, приводят людей в ярость.

В редакцию нашей газеты обратились симферопольцы, которые столкнулись с нарушением своих потребительских прав в одном из столичных сетей универсама «Яблоко». Люди жаловались, что цены на ряд продуктов не соответствуют цене, по которой товар реализуют. «Крымская правда» произвела контрольную закупку в универсаме этой сети, расположенном на ул. Героев Сталинграда, 3а.
В ходе журналистского расследования удалось выяснить, что больше всего спекуляций с ценами на продукты, которые считаются базовыми: минеральная вода, крупы, мука, молоко, масло, соль, сахар, чай и кофе.
Как и любой потребитель, в супермаркете мы ориентировались на стоимость товара, которая была указана в ценнике. То есть минеральная вода «Каховка», 1,5 л., которую мы приобрели, должна была стоить 12 рублей 99 копеек, а маргарин «Запорожский»,
500 г - 62 рубля 59 копеек. Что в результате? Воду нам продали за 15 рублей 99 копеек, а маргарин - за 86 рублей 29 копеек.
В таких случаях большинство из нас равнодушно отходит в сторону и даже не пытается отстаивать свои потребительские права. А кассиры объясняют несоответствие цены на ценнике тем, что якобы администратор не успел поменять ценник в зале, а в компьютере кассы уже внесена новая стоимость.
Разумеется, продавцы лукавят. Они делают упор на то, что, пока товар не куплен, он - собственность магазина, а такие объяснения, как «переоценка», «забыли поменять» и «не хотите - не покупайте», вроде как снимают с них ответственность. На самом деле не снимают!
- Магазин нарушил закон России от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей». Согласно этому документу покупатель должен платить за товар не больше того, что указано продавцом на ценнике. В п. 1 ст. 10 закона написано, что продавец обязан своевременно предоставлять всю необходимую и достоверную информацию о товарах, а пункт 2 этой же статьи уточняет: среди таких сведений должны быть точная цена в рублях вплоть до копейки и полные условия приобретения товара, - сообщает юрист Владимир Громов.
Ещё одно требование правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, грубо нарушается таким магазином.
- Согласно п. 19 этого документа каждый вид товара продавец обязан снабдить ценником, на котором должны быть разборчиво указаны наименование продукции, сорт, цена за вес или единицу. Поэтому никакие объяснения продавца (забыли, не успели поменять ценник) не могут стать основанием для покупки товара по завышенной цене, - объясняет эксперт.
- Даже в ситуации, когда кассир уже пробил чек, деньги уплачены, а после этого вы обнаруживаете, что истратили больше, чем планировали, вы также имеете все законные основания потребовать возврата излишне уплаченной суммы или обменять товар на деньги. При этом следует ссылаться на статью 12 Закона «О защите прав потребителей», - подчёркивает Громов.
Третий документ, который исключает подмену цены - это Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в частности статья 14.7, согласно которой предоставление недостоверной информации о цене товара - прямой обман потребителей, - утверждает специалист.
- Если магазин отказывается продавать вам товар по указанной цене, возвращать разницу или уплаченные деньги, требуйте жалобную книгу и подробно изложите ситуацию. Если вам отказано в предоставлении книги, обращайтесь с письменной жалобой в Роспотребнадзор (Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и в организацию по защите прав потребителей.
В качестве доказательства нарушения могут быть свидетельские показания, изложенные в жалобе и подписанные самими свидетелями, фотографии ценника и чека. По вашей жалобе будет проведена проверка магазина и выписан административный штраф на основании статьи 14.7 КоАП., - сообщает Владимир Громов и добавляет, что «неправильные ценники» администрации магазина обойдутся в 10-20 тысяч рублей штрафа, а его работникам - в 1000-2000 рублей. Более того, если Роспотребнадзор выяснит, что ценник на витрине не соответствует цене в накладной, а на самом ценнике нет подписи ответственного лица, отсутствует печать, нет точной информации о продукте, администрация магазина будет оштрафована на очень приличную сумму.
Мы прислушались к совету эксперта и обратились в региональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым с просьбой дать оценку приведённым фактам и принять меры реагирования. И вот какой ответ получили из Роспотребнадзора:
«В ходе проверки ООО «Делишес», универсама «Яблоко», расположенного по адресу: Рес­публика Крым, г. Симферополь,
ул. Героев Сталинграда, За, установлено нарушение ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» No2300-1 от 07.02.1992 г., выразившееся в следующем: ценники не соответствуют ценам, по которым товар реализуется.
За выявленные нарушения на директора универсама «Яблоко» ООО «Делишес» Сабадаш Н. А. составлен протокол об административном правонарушении».

Рафаэль ЗАЛЯН.