«Энергия» Губанова

20 Январь 2015 580
Знаменитый комплекс «Энергия-Буран».
Знаменитый комплекс «Энергия-Буран».

О главном конструкторе самых мощных ракет в мире Борисе Ивановиче Губанове написано немало книг, но то, насколько он был талантливым мастером своего дела, знают немногие, а подрастающее поколение о создателе первых отечественных баллистических ракет не знает ничего. Немногие вспомнят сегодня 15 мая 1987 года, когда произошло событие, определившее будущее нашей космонавтики на много лет вперёд, - первый пуск мощной ракеты-носителя «Энергия», автором которой был Борис Иванович.

Крымчанка Ирина Макарова, которая училась с Губановым в ульяновской школе №6, вспоминает своего школьного друга:
- Меня судьба свела с Борисом Ивановичем дважды, в первый раз на школьной скамье, а во второй раз, когда я поехала учиться в Казань на врача. Это был 1949 год.Борис тогда же поступил в Казанский авиационный институт, после окончания которого уехал работать в Днепропетровск на ракетный завод. После этого связь с ним оборвалась, и единственная весть о нём, которую я услышала по телевизору, была сообщением о его кончине, это было в 1999  году. То есть 46 лет я не знала, как он и где. Единственное, в чём я была уверенна, так это в том, что человек с таким умом и интеллектом нигде не пропадёт. И теперь, через 60 лет после последней встречи, держа в руках распечатки его капитального четырёхтомика «Триумф и трагедия «Энергии», я окончательно убеждаюсь в гениальности этого человека и восхищаюсь тем, какой большой вклад он внёс в отечественную науку.
И действительно, даже беглое сравнение губановских ракетыносителя «Энергия» или стратегического ракетного комплекса «Сатана» с ныне широко используемыми ракетами-носителями показывает, насколько значительный шаг вперёд был сделан учёным. Достаточно отметить, что «Энергия» позволяла вывести на ближнюю околоземную орбиту аппараты массой до 100 тонн, на геостационарную орбиту (высота 36000 км) - 18 тонн, к Луне - 32 тонны, к Марсу и Венере - около 28 тонн. Всё это в 5-8 раз больше, чем прежние ракеты-носители.
И до сих пор наработки программы Губанова «Энергия-Буран» наши учёные используют  при создании сверхмощной ракеты. Например, сотрудники Российской ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» заявляют о том, что в 2017 году планируют произвести пробный полёт на Луну, а заодно испытать ракетный двигатель, который создан с использованием технологий, применявшихся в программе «Энергия-Буран» Бориса Губанова.
Первый успешный пуск «Энергии» Губанова состоялся 15 мая 1987 года.
«Командный пункт стартового комплекса взорвался аплодисментами», - рассказывает Борис Иванович в своём четырёхтомном труде «Триумф и трагедия «Энергии».
Среди потока восторженных статей в прессе тех лет были и такие, в которых успешный полёт «Энергии» назвали случайным. Главный конструктор Губанов был краток в своём высказывании на этот счёт: «В положительном результате первого испытания «Энергии» не было, да и не могло быть случайного. Такой случайностью могла быть только авария».
Комментируя успешный полёт «Энергии», видный американский журналист и историк ракетной техники Джеймс Оберт заявил: «Никакая другая космическая держава не могла бы за такой короткий срок, начав с нуля, дойти до конструирования ракет, подобных «Энергии». Этим СССР обязан своим конструкторам и своей разведке».
В печати часто проскальзывала мысль, что СССР скопировал американский «Шаттл». По этому поводу учёный высказал интересную мысль: «Системы «Энергия»-«Буран» и «Спейс Шаттл» похожи друг на друга в той же мере, в какой советский самолёт Ту-134 похож на французскую «Каравеллу», а американский истребитель Ф-16 похож на наш МиГ-29, как английский вездеход «Лэнд Ровер» похож на американский «Джип» или на советский УАЗ-469. Чем ближе целевое применение и функциональное назначение технических систем или машин, тем более они похожи друг на друга по конфигурации, аэродинамике, даже «начинке». Но это всегда совершенно разные конструкции, несущие отпечаток особенностей и возможностей промышленности той или другой страны. В полной мере это относится также к «Энергии» и «Бурану».
Через год после первого пуска подготовили к старту и первую лётную «Энергию» с «Бураном». В связи с болезнью генерального конструктора Валентина Глушко решением государственной комиссии обязанности технического руководителя лётных испытаний возложили на Бориса Губанова. Второй старт «Энергии» с «Бураном» состоялся 15 ноября 1988 года и завершился триумфальной посадкой орбитального корабля в автоматическом режиме. Радость и счастье переполнили всех участников этого грандиозного события. Тогда никто ещё не знал, что это была первая и последняя посадка «Бурана».
Так завершилась одна из самых ярких страниц в творческой биографии Бориса Губанова. Он ещё пытался сохранить перспективную космическую систему, разрабатывал на базе «Энергии» новые космические носители, увлёкся идеей «Воздушного старта». Казалось, его энергии хватит на долгие годы, а он, не дотянув и до семидесяти, сгорел, как некогда выразился, в «плотных слоях равнодушия».
Умер главный конструктор самых мощных ракет в мире 18 марта 1999 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Рафаэль ЗАЛЯН.