О Наде Рушевой рассказывает её мать

15 Январь 2015 511

Из Москвы нам привезли книгу «Мать Нади Рушевой», которую написала аспирантка Литературного института Зоя Донгак. Она записала то, что рассказала ей 88-летняя Наталья Дойдаловна Ажыкмаа - Рушева, в прошлом - первая в Туве балерина, о своей жизни, семье и дочери - замечательной художнице, умершей в 17-летнем возрасте.

В детстве я не раз разглядывал альбом «Графика Нади Рушевой» с рисунками, на которых изображённые люди, кажется, не ходят, а летают.
За 10 лет творческой жизни эта девочка, моя ровесница, создала более 10 тысяч рисунков, то есть по тысяче за каждый год. Известны воспоминания о ней многих художников, писателей, журналистов. Теперь о жизни Нади по годам вспоминает её мама. Она совершенно слепа. Сама писать не может, но автор книги уговорила её рассказать то, что она считает самым важным.
Основной жанр повествования - беседы с комментариями Зои Донгак и репортажем из квартиры, где проходили их встречи. Иной раз в памяти пожилой женщины образовывались провалы, и автор книги заполняет их сведениями из других источников, в том числе из предисловия к упомянутому альбому.
Впервые рисунки юной художницы опубликовала газета «Пионерская правда» (была такая, выходящая тиражом в несколько миллионов экземпляров), а потом - журнал «Юность», в редакции которого была устроена первая выставка работ Нади Рушевой.
Мать вспоминает о поездках Нади в Крым. Когда дочери было 10 лет, Рушевы в третий раз приехали в Крым, в Судак. Я тоже в этом городе отдыхал и знаю, как всё вокруг разнообразно и разнообразно освещено в разное время суток. Художника наверняка тянет все эти перемены запечатлеть. В тот год возле Судакской крепости вели раскопки археологи. Надя с ними подружилась и тоже извлекала из земли обломки орудий труда, глиняные черепки, бусинки, а однажды откопала древнюю монетку. На пляже, накупавшись, она рисовала курортников и их детей.
Большой след оставил в ней «Артек», куда её делегировали на слёт пионеров. Оттуда Надя привезла папку с большим количеством рисунков, на них она запечатлела своих друзей - ребят, приехавших в «Артек» из всех краёв большой страны. В книге цитируется её письмо к подруге, она пишет, что поездка в «Артек» разделила её жизнь на 2 части - на ту, что была до «Артека», и на ту, что будет после возвращения из него. К сожалению, вторая половина будет длиться недолго: 6 марта 1969 года от кровоизлияния в мозг она умерла.
Судя по рисункам в альбоме, она, видимо, предчувствовала свой уход из жизни. Тема прощания, можно сказать, звучит в рисунках того времени: «Умирающий Пушкин» (1968 год), иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» - «Голгофа», «Мольба Фриды» (1968), «Полёт в бесконечность», «Прощайте!» (1969) и потрясающий рисунок в стиле Пикассо к мифу «Аполлон и Дафна», сотворённый накануне её смерти…
Просматривая альбом, в котором редко-редко мелькают взрослые лица, видишь в основном открытые, юные - юн Пушкин на портрете в 30-летнем возрасте и на изображении его с детьми в кругу семьи. Думаю, что взросление, которое к художнице подступало, было несовместимо с её внутренним юным миром, с её юным творческим настроением и стало причиной её смерти.
P.S. Печальная весть пришла из Москвы: не стало матери Нади Рушевой Натальи Дойдаловны. Осталась эта книга как память о ней.

Артём РЯБЧИКОВ.