О Наде Рушевой рассказывает её мать
Из Москвы нам привезли книгу «Мать Нади Рушевой», которую написала аспирантка Литературного института Зоя Донгак. Она записала то, что рассказала ей 88-летняя Наталья Дойдаловна Ажыкмаа - Рушева, в прошлом - первая в Туве балерина, о своей жизни, семье и дочери - замечательной художнице, умершей в 17-летнем возрасте.
В детстве я не раз разглядывал альбом «Графика Нади Рушевой» с рисунками, на которых изображённые люди, кажется, не ходят, а летают.
За 10 лет творческой жизни эта девочка, моя ровесница, создала более 10 тысяч рисунков, то есть по тысяче за каждый год. Известны воспоминания о ней многих художников, писателей, журналистов. Теперь о жизни Нади по годам вспоминает её мама. Она совершенно слепа. Сама писать не может, но автор книги уговорила её рассказать то, что она считает самым важным.
Основной жанр повествования - беседы с комментариями Зои Донгак и репортажем из квартиры, где проходили их встречи. Иной раз в памяти пожилой женщины образовывались провалы, и автор книги заполняет их сведениями из других источников, в том числе из предисловия к упомянутому альбому.
Впервые рисунки юной художницы опубликовала газета «Пионерская правда» (была такая, выходящая тиражом в несколько миллионов экземпляров), а потом - журнал «Юность», в редакции которого была устроена первая выставка работ Нади Рушевой.
Мать вспоминает о поездках Нади в Крым. Когда дочери было 10 лет, Рушевы в третий раз приехали в Крым, в Судак. Я тоже в этом городе отдыхал и знаю, как всё вокруг разнообразно и разнообразно освещено в разное время суток. Художника наверняка тянет все эти перемены запечатлеть. В тот год возле Судакской крепости вели раскопки археологи. Надя с ними подружилась и тоже извлекала из земли обломки орудий труда, глиняные черепки, бусинки, а однажды откопала древнюю монетку. На пляже, накупавшись, она рисовала курортников и их детей.
Большой след оставил в ней «Артек», куда её делегировали на слёт пионеров. Оттуда Надя привезла папку с большим количеством рисунков, на них она запечатлела своих друзей - ребят, приехавших в «Артек» из всех краёв большой страны. В книге цитируется её письмо к подруге, она пишет, что поездка в «Артек» разделила её жизнь на 2 части - на ту, что была до «Артека», и на ту, что будет после возвращения из него. К сожалению, вторая половина будет длиться недолго: 6 марта 1969 года от кровоизлияния в мозг она умерла.
Судя по рисункам в альбоме, она, видимо, предчувствовала свой уход из жизни. Тема прощания, можно сказать, звучит в рисунках того времени: «Умирающий Пушкин» (1968 год), иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» - «Голгофа», «Мольба Фриды» (1968), «Полёт в бесконечность», «Прощайте!» (1969) и потрясающий рисунок в стиле Пикассо к мифу «Аполлон и Дафна», сотворённый накануне её смерти…
Просматривая альбом, в котором редко-редко мелькают взрослые лица, видишь в основном открытые, юные - юн Пушкин на портрете в 30-летнем возрасте и на изображении его с детьми в кругу семьи. Думаю, что взросление, которое к художнице подступало, было несовместимо с её внутренним юным миром, с её юным творческим настроением и стало причиной её смерти.
P.S. Печальная весть пришла из Москвы: не стало матери Нади Рушевой Натальи Дойдаловны. Осталась эта книга как память о ней.
Артём РЯБЧИКОВ.