Палатки у моря

30 Май 2014 477
Первый космонавт Земли Юрий Гагарин был почётным артековцем./Фото из архива газеты.
Первый космонавт Земли Юрий Гагарин был почётным артековцем./Фото из архива газеты.

Восемьдесят девять лет назад, 17 июня 1925 года, «Красный Крым» (так тогда называлась «Крымская правда») писал: «Восемь палаток у моря: четыре двадцатиместных для ребят, столько же поменьше - для сотрудников, рядом - площадка для занятий спортом и проведения пионерских костров. В бывшем доме Потёмкиных - клуб-библиотека, врачебный кабинет и бельевая. На деревянной мачте взмыл пионерский флаг. Теперь здесь на берегу Крымского южного берега будет Всесоюзный санаторий для пионеров и школьников». Знаменитый «Артек». Совсем недавно, посетив этот международный детский центр, премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил модернизировать и полностью возродить легендарный детский комплекс. А мы вспомним, как всё начиналось.

В ноябре 1876 года в Гродно родился человек, которому почти через полвека стали благодарны сначала восемьдесят ребятишек, 70 из Москвы и 10 из Крыма, а потом этих мальчишек и девчонок стали сотни, тысячи... После Великой Октябрьской социалистической революции Зиновий Соловьёв, именно так звали создателя «Артека», стал заместителем наркома здравоохранения РСФСР. Однажды он оказался в урочище Артек у подножия Аюдага (Медведь-горы). «Как-то в тихий вечер бродил по берегу моря около Аюдага. Золотились вершины гор, тихо шумели дубы и сосны, поступь шагов заглушалась плеском волны, - вспоминал Зиновий Петрович. - Мысленно перенёсся на улицы московских окраин, где пролетарская детвора проводит летние дни в пыли, среди городского шума». И появились восемь палаток на берегу. Удобств, конечно, вначале не было: еду готовили в небольшом домике, а ели прямо на берегу - столы и скамейки установили под тентом. Вечером лагерь освещали отблесками костра и керосиновыми лампами, воду ручным насосом качали из колодцев. Но это не умаляло идею детского всесоюзного санатория - первоначально здесь оздоравливали ребят с заболеваниями нервной системы. А международным «Артек» стал уже через год после создания: три немецких пионера прибыли в Крым на отдых. Об их приезде тоже, конечно, рассказал «Красный Крым». Увы, в годы лихолетья Великой Отечественной подшивка газеты за этот год не сохранилась. И «Артек» за годы фашистской оккупации очень сильно пострадал, немало его сотрудников, бывших «артековцев» отдали жизни за Родину. 15 апреля 1944-го эти места вновь стали советскими, а менее чем через четыре месяца, 13 августа 1944-го, наша газета сообщила: «Артек» вновь открылся». Его возродили местные жители, воины Красной Армии, бывшие «артековцы», вся страна, чтобы дети войны могли отдохнуть у самого ласкового моря и хоть на миг забыть пережитые ужасы. Первыми послевоенными артековцами стали маленькие крымчане, пережившие оккупацию.
- Мне путёвку дали как дочери погибшего на фронте офицера, - вспоминает Антонина Столярова из Симферополя. - Правда, была в лагере в конце декабря 1944-го - январе 1945-го, но от этого впечатлений меньше не стало. До сих пор вспоминаю робкую послевоенную красоту природы и как после приезда нам всем выдали бушлаты зелёного цвета с тёмным воротником - такие тёплые, уютные. Почему-то они напоминали мне об отце, да и не только мне. Одна девочка помладше не хотела его даже надевать, прижимала к себе и всё повторяла: «У папы тоже бушлат был, он - моряк». Война не обошла стороной никого из нас, да уже и в лагере догоняла: Валя Степанова и Лида Депутатова погибли, наступив на вынесенную на пляж и засыпанную галькой мину. Это всё очень грустно было, хоть и старались нас вожатые обогреть, вернуть к жизни. Занятия каждый день интересные придумывали, многочисленные экскурсии, пешие или на осликах, в школе мы учились, на территории помогали, но каждый вспоминал о пережитом.
А ещё нам много рассказывали и о погибших на фронте артековцах, многие из которых посмертно стали Героями Советского Союза, о сотрудниках, казнённых фашистами, и об утонувших с теплоходом «Армения», о неизвестном матросе, погибшем в 1943 году, когда два наших корабля пытались высадить отряды на берег. С помощью местных жителей мы нашли его могилу и из камешков на земле выложили звезду. Рассказывали нам и о том, что «Артек» принимал детей в эвакуации: сначала в Подмосковье, туда вывезли ребят из смены июня 41-го, тех, чьи города в Прибалтике, на Украине и Белоруссии разбомбили в первые дни войны. Эти артековцы помогали фронту, заработав деньги на танк, давали концерты в госпиталях.
С концертами ходили в госпиталь и мы и письма на фронт незнакомым солдатам писали, чтобы скорее добивали фашистов. Так что «Артек» нас не просто сдружил, лагерь помогал жить и верить в Победу.
За 96-летнюю историю «Крымская правда» писала об «Артеке» неоднократно, а наши фотокорреспонденты Леонид Яблонский, Николай Бондаренко запечатлели для истории и газеты, пожалуй, всех знаменитостей, побывавших в советское время в южнобережной стране детства. Сегодня в «Артеке» встречают первую смену - более тысячи детей из России и с Юго-Востока Украины приедут на берег самого ласкового моря, а через год «Артек» отметит 90-летие, и, конечно, «Крымская правда» вновь расскажет читателям, каким стал любимый лагерь детворы.

Наталья ПУПКОВА.