Учимся ходить и ездить по-русски

26 отличий украинских ПДД от российских

29 Март 2014 1794
Переучиваться придётся всем участникам движения.
Переучиваться придётся всем участникам движения. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Получение нового паспорта ещё не сделает каждого из нас настоящим россиянином: параллельно нужно избавляться от множества дурных привычек и корректировать менталитет. На помощь крымским водителям уже пришёл известный правозащитник Владимир Караваев, который насчитал 26 отличий в правилах движения по ставшими российскими дорогам Республики Крым. Их не мешает вызубрить и водителям, и пешеходам.

1. Вынужденная остановка на территории Украины может быть связана с плохим состоянием любого участника дорожного движения. В России - только водителя или пассажира. Значит, прежде, чем оказать помощь случайному прохожему, сначала нужно правильно припарковаться.
2. Дневные ходовые огни на Украине должны обязательно иметь белый свет и быть преду­смотренными конструкцией транспортного средства. В России - это просто внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
3. На Украине водитель обязан лишь предъявлять документы сотруднику ГАИ, в России - передавать в руки сотрудника полиции.
4. Помимо обязательных документов для украинцев водители России должны иметь при себе (в предусмотренных законами случаях) путевой лист и товарно-транспортные документы. Проверять их будут работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
5. Перед выездом водитель Украины должен просто проверить техническое состояние транспортного средства. В России водитель обязан и в пути обеспечивать  исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», которые надо дополнительно выучить и знать. Пояснение о лампочке, что «она только что горела», теперь не «прокатит».
6. Допустимый уровень алкоголя в крови российских водителей несколько выше, чем на  Украине. С 1 сентября 2013 года в России максимально допустимая норма алкоголя в крови составляет 0,16 мг этилового спирта на 1 литр выдыхаемого воздуха, что примерно соответствует 0,3 промилле. Одновременно с введением этой нормы ужесточилось наказание для пьяных водителей, вплоть до административного ареста. В ГИБДД для тестирования водителей применяются высокоточные и сложные приборы. Это не просто индикаторы, но и анализаторы алкоголя, проводящие спектрофотометрический анализ алкоголя и имеющие соединение с компьютером для регистрации данных. Некоторые модели имеют возможность видеозаписи освидетельствования, что предотвращает возможное нарушение прав водителей и гарантирует законность процедуры.
7. Водители Украины не знают, что такое проблесковый маячок бело-лунного цвета. В России водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не даёт преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников полиции и иных лиц.
8. Самое важное отличие - на Украине на всех нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы имеют преимущество. В России такого преимущества нет. Пешеходы могут выходить на проезжую часть только после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет безопасен. Это различие может иметь очень печальные последствия, поскольку многие крымские пешеходы ещё долгое время будут считать, что имеют право разгуливать, где хотят.
9. Полиция России может останавливать транспортные средства не только жезлом или рукой, но и с помощью громкоговорящих устройств. Подчиняться нужно безоговорочно.
10. При движении на неисправном транспортном средстве водитель Украины обязан включать аварийную световую сигнализацию. У водителей России такой обязанности нет.
11. В отличие от Украины, в России запрещён разворот и движение задним ходом в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.
12. В обеих странах при наличии нескольких полос для движения в одном направлении правила предписывают движение как можно правее. Однако в населённых пунктах России такое правило не является обязательным: водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.
13. Скорость движения на автомагистралях Украины - 130 км/час, России -110 км/час. Скорость движения на автодорогах Украины, имеющих разделительную полосу, - 110 км/час, в России - 90 км/час. На Украине это же правило распространяется и на грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонны. А вот в России такие грузовики не могут превышать скорость 90 км/час на автомагистралях и 70 км/час на остальных дорогах - за пределами населённых пунктов.
14. На Украине чётко обозначены правила введения дополнительных ограничений скорости движения. Водитель не может подвергаться наказанию, если ограничение скорости введено с нарушением этих правил. К примеру, знак стоит не у проезжей части, а за ветвями дерева. В России таких правил нет, ограничения скоростного режима могут вводиться где угодно и как угодно. Кстати, кроме известных украинцам приборов для измерения скорости российская полиция использует ещё и более «вредные» - «Кадр-1» и «Радиус-1». К тому же, в России активно действует система автоматической фиксации правонарушений.
15. На Украине обгон запрещён за 50 метров до пешеходного перехода в населённых пунктах и за 100 метров - за ними. В России обгон запрещён только на самом пешеходном переходе и то лишь при наличии пешеходов на нём.
16. На Украине обгон запрещён на всех перекрёстках - регулируемых и нерегулируемых.
В России это правило касается лишь регулируемых перекрёстков. На нерегулируемых обгон запрещается лишь при движении по дороге, не являющейся главной.
17. На Украине установлен запрет на остановку на расстоянии 10 метров от пешеходных переходов и перекрёстков.
В России это расстояние меньше и составляет 5 метров. Для остановок общественного транспорта это расстояние составляет - 30 метров для Украины и 15 метров - для России. На Украине также запрещена остановка ближе 10 м от места проведения дорожных работ. В России такого запрета нет.
18. Ранее нам запрещалось парковать авто на тротуарах, если это создаёт препятствие для пешеходов, возле контейнерных площадок для мусора и на газонах. В России такого запрета нет. В отличие от Украины действие российских знаков, запрещающих остановку или стоянку, распространяется и на тротуар в том числе.
19. При повороте направо или налево украинский водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, движущимся в попутном направлении. В России уступают дорогу лишь велосипедистам, пересекающим дорогу по велосипедной дорожке.
20. В российских ПДД нет светофоров с дополнительной белой табличкой и нанесённой зелёной стрелкой, разрешающей движение в указанном направлении при запрещающем сигнале основного светофора. На практике «стрелки» встречаются, но пока в виде эксперимента.
21. На Украине водители обязаны уступать дорогу исключительно маршрутным транспортным средствам, отъезжающим от остановки, расположенной в заездном кармане. В России уступают дорогу любому автобусу или троллейбусу, отъезжающему от обозначенного места их остановки.
22. В России в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. На  Украине такое правило действует лишь за пределами населённых пунктов в осенне-зимний период.
23. Техосмотр в отношении легковых автомобилей, используемых для личных нужд, на Украине не проводится. В России техосмотр по-прежнему является обязательным: для машин «такси» - 2 раза в год, легковых автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет - 1 раз в два года, старше 7 лет - ежегодно. Техосмотр новых автомобилей (в возрасте до 3-х лет) не проводится. Стоимость техосмотра на специализированных СТО колеблется в зависимости от региона и составляет от 63 до 246 грн.
24. Доверенность на право управления транспортным средством. Недавние изменения, внесённые в российские ПДД, отменили обязательное наличие у водителя доверенности. Передать управление другому лицу можно также передачей страхового полиса и регистрационного документа на транспортное средство.
25. Обучение в автошколах России обходится не намного дороже, чем на Украине, и составляет в среднем 4 000 грн. Срок обучения пока составляет 2,5 месяца, но вскоре может быть увеличен до 6 месяцев. Этот вопрос находится на рассмотрении правительства РФ, уже разработавшего новую учебную программу. С увеличением сроков ожидается и увеличение стоимости обучения.
26. Запрет на эксплуатацию ТС. На Украине запрет предполагает блокировку колёс или буксировку машины на штрафплощадку. В России, помимо этого «счастья», у автомобиля могут снять номерные знаки.

Наталия ГОНЧАРОВА.