Люстрация и селекция

29 Март 2014 595
Народ требует.
Народ требует.

У многих крымских чиновников, политиков, как образно заметил в одном из интервью спикер парламента республики Владимир Константинов, в шкафу хранятся «костюмы любых партийных цветов». Сменить политическую позицию для них не сложнее, чем поменять пиджак. В этом нет ничего удивительного, потому что два десятилетия подряд крымский политический управленческий класс формировался преимущественно из таких универсальных приспособленцев. Менее «гибкие» отсеивались. Упомянутая «гибкость» самим крымским «элитариям» в условиях Украины была весьма полезна, поскольку позволяла относительно легко приспосабливаться как «оранжевым», так и «макеевским» - в зависимости от того, кого именно пришлют из Киева. Но вот электорат, недавно в полной мере ощутивший себя народом, стало быть, источником власти, довольно громко потребовал от местных элит совершенно иных качеств, нежели те, которые так долго воспитывал в них официальный Киев. Прозвучало модное революционное слово «люстрация».

Отметим, что инициатива «вспомнить всё» исходила не от самых влиятельных организаций: первым поднял вопрос о том, как и за что голосовали в Киеве во время переворота нардепы-крымчане, обещавшие защищать интересы жителей полуострова, председатель Лиги офицеров Крыма Иван Житнюк. На этой неделе инициатива спросить власти по полной мере была охотно подхвачена.
О митинге ряда русских организаций, прошедшем в Симферополе под лозунгом «Новому Крыму - новую власть!», наша газета уже рассказывала. Напомним, митингующие заявили о создании нового общественного движения, главной целью которого станет искоренение коррупции во властных структурах республики.
«Если в ближайшие полтора года центральная крымская власть не избавится от коррумпированных и проворовавшихся чиновников, то народ Крыма не останется равнодушным - русские люди, да и большинство крымчан, разочаруются и выйдут на площади с акциями протеста в своих городах и посёлках», - говорится в декларации симферопольского митинга. - Без очищения крымской власти наша Великая Победа будет неполной».
В тот же день, 26 марта, с весьма похожими требованиями на митинг к зданию Севастопольской городской администрации вышли неравнодушные жители города русской славы.
- Требования просты: первое - люстрация всех чиновников, второе - фамилии всех людей, назначаемых на руководящие должности, должны пройти сначала через народ. Их нужно опубликовать, чтобы мы знали, кого назначают. Третье - мы должны распустить горсовет, избрать 26 исполняющих обязанности членов Законодательного собрания, эти фамилии опубликовать в прессе, чтобы город изучил их биографию. Назначить сроки выборов, - заявил организатор митинга Владимир Тюнин.
Вопросы переформатирования элит возникают и в среде этнических организаций.
- Открылись возможности для перехода крымскотатарского национального движения к новым ориентирам и стратегиям, появились новые центры влияния за пределами Крыма, - отмечает эксперт-политтехнолог Денис Батурин. - Старый формат лидерства (риторика и действия) не позволят меджлису эффективно работать в новых условиях. А новый формат может оказаться «не к лицу» действующим лидерам. Не исключаю, что нынешние руководители меджлиса пойдут на взаимодействие с властями РФ, сформулировав обоснование своей позиции. Но возможен также и выход на политическую арену новых лидеров.
Впрочем, сегодняшняя вне­очередная сессия курултая VI созыва вряд ли внесёт существенные изменения в состав национальной элиты - на повестку дня вынесен вопрос не о кадровом составе, а  «Об общественно-политической ситуации в Крыму и задачах органов национального самоуправления крымскотатарского народа».
- Главное даже не новые лидеры, а то, что прекратится политика стравливания. Слабый центр слабой власти реализовывал принцип «разделяй и властвуй». Сильному центру власти это не нужно, - считает политолог Николай Кузьмин.
- Инсталлируя в Крыму российскую политическую систему, надо чётко понимать: очень скоро в российской политике появится достаточно много представителей крымского политического класса, который является плотью от плоти политического класса украинского, - отмечает политолог, шеф-редактор сетевого проекта «Однако. Евразия» Семён Уралов. - Политический класс Крыма, выращенный в условиях «мародёрской вертикали власти», в любых новых условиях будет воспроизводить привычную модель поведения. И чем больше будут средства, выделяемые из федерального бюджета, тем больше будет соблазнов воспроизводить привычную модель поведения. Украинский чиновник-политик-предприниматель - это три идентичности в рамках одной личности, которые неразрывно связаны между собой. Сложно понять, где заканчивается предприниматель, а начинается чиновник.
Но где же взять другую элиту? Доступных способов два: призвать варягов или попробовать вырастить самим.

Николай ФИЛИППОВ.