Детский дом семейного типа - интернат или семья?

11 Март 2014 738
Мама Наталья: «Родные или приёмные - все мои. Мы - одна семья».
Мама Наталья: «Родные или приёмные - все мои. Мы - одна семья». Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Молодая семья, ожидая первенца, испытывает радость и тревогу одновременно. Страх перед бессонными ночами, сомнения в своих родительских качествах, беспокойство за скудный бюджет и сложности воспитания. Некоторые решают проблему родительства по-своему: становятся добровольно бездетными или вовсе отказываются от своей кровинки, оставляя её на попечение государства. Находятся и рискнувшие взять в семью неродного ребёнка. А если детей не два, не три, а дюжина? В семье симферопольцев Натальи Байер и Анатолия Шостки из двенадцати сорванцов - трое родных и девять приёмных. Как полюбить чужого малыша? Чем для детворы отличается жизнь в детском доме семейного типа от интернатских будней? Ответ иду искать за маленькой зелёной дверью частного дома на окраине Симферополя.

Мама

Дорогу сюда с трудом находят даже таксисты. Первая мысль: как добираются в школу дети?  Возможно, на своём транспорте, который, как и жильё, по закону положено выделить детскому дому семейного типа?
- Да много чего положено, - только улыбается в ответ Наталья Байер. - Дом  наш, машины нет. Маршрутки, конечно, ходят, но недавно дочку за льготный проезд водитель вытолкал взашей, а её удостоверение выбросил в грязь. Пожаловались, обещали наказать его. Почему за льготы не сужусь? Я детей не для государства брала. Мы на себя рассчитывать привыкли.
На пороге дома пестрит разноцветное полчище обуви. В крытом дворике - качели и площадка для игр, а в огороде папа вместе с детьми соорудил зону отдыха. Летом здесь же ставят каркасный бассейн. С заливистым лаем навстречу несётся пекинес Черра. Пёс выслуживается перед отцом большого семейства - седовласым мужчиной  в летах, который привёл из детсада младшую дочь - пятилетнюю Милену. Анатолий Иванович на диалог не настроен, бережно разувает дочку и поспешно уходит в комнату. Рядом с маленькой, разговорчивой и быстрой в движениях женой он кажется большой скалой, уравновешивающей силы в семье. Наталья проводит экскурсию по дому, распахивая двери даже в ванную и уборную, точно в гости наведался с проверкой соцработник. Но в детских домах семейного типа к такому привыкли. Женщина признаётся: если бы ещё десять лет назад ей сказали, что она станет мамой  для 12 детей, точно не поверила бы.
- Как решили взять первого приёмного ребёнка?
- Когда работала воспитателем в приюте, мой младший сын Ваня подружился с Денисом. Вся семья сильно привязалась к мальчику. Сомнения поначалу были, но решили: возьмём. А потом выяснилось, что у Дениса есть сестра Настя. Не разлучать же их!
А дальше, по словам Натальи, дети «пошли один за другим».
А когда в Симферополе закрывали приют, за полгода в семье Байер появилось ещё пятеро детей.
- Родные дети не ревнуют к приёмным?
- Я переживала, что старшие сыновья будут ревновать. Но они отнеслись с пониманием. У Коли уже своя семья, Толе - 26, он с нами живёт. У меня любимчиков среди детей нет - все мои.
У ребят из детского дома семейного типа в отличие от усыновлённых детей на прошлое не наложено вето. Дети носят фамилии биологических родителей и знают своих родных мам и пап, лишённых родительских прав.
- Поначалу общаются с родителями очень часто в надежде, что те одумаются и заберут их. Но у них своя жизнь, для детей в ней места нет, - с грустью говорит Наталья. - Если родители вдруг захотят  восстановить свои права на ребёнка, препятствовать не буду. Расставаться больно будет, сердцем прикипела.
Мама Наталья и папа Анатолий основной профессией выбрали воспитание детей, хотя от подработок по специальности не отказываются. На детей получают соцвыплаты, размер которых зависит от возраста ребёнка.

Дети

Из комнат  выглядывают любопытные мордашки. Семья собирается за большим круглым кухонным столом. Шесть девчонок, старшей из которых - 17, а младшей - 5, и трое подростков мальчишек. Ещё есть Ваня - кровный сын Натальи, сейчас он на чемпионате по бальным танцам в Польше. А 13-й сын Дима, тоже приёмный, уже выпорхнул из гнезда и живёт отдельно. Пока мама уходит за медалями и наградами остальных членов семьи, ребятня рассказывает о своих буднях. Подъём - в 6, зарядка для тех, кто успевает, на стол накрывают вместе. Девчонки делают чай и бутерброды, ребята - «мужскую работу»: режут хлеб. А вот посуду моет «дежурный по кухне», назначаемый по очереди. В обязанности детворы входит и огород.
Катюша мечтает стать воспитателем, любит возиться с детьми. В семье Байер  за каждым старшим ребёнком «закреплён» свой малыш, с которым уроки нужно сделать или из садика забрать. Есть у ребят и свои трудности.
- Самое сложное, пожалуй, привыкнуть к новенькому, - рассуждает Кирилл.  Ему 16. Об увлечениях бальными танцами напоминают яркие медали, заработанные на конкурсах. Сейчас Кирилл осваивает жизненную профессию - повара-кондитера.
Скромно потупив глаза, сидит лишь Настя. Она в семье всего четыре месяца.  Девчонки её подбадривают и гордо объявляют, что Настёна - чемпионка Украины по велоспорту. Наталья возвращается со стенгазетами, которые сделали для неё к 8 Марта дети. Рисовал Даня, это его хобби, а Ира и Настя-маленькая (так в семье различают двух Насть) помогали брату оформить газету стихами. Денис, самый весёлый и спортивный в семье, показывает свою казацкую форму и шапку. Малышки Виолетта и Милена галдят наперебой и несут любимые игрушки, а Ира что-то напевает - не зря же в музыкальную школу ходит. Становится шумно. Но мама говорит своё веское слово да так убедительно, что робею даже я.
- Ребятня не обижается на строгость? - интересуюсь у Натальи. Она пожимает плечами, дав понять, что показного «сюсюканья» не терпит:
Домочадцы главным в семье считают папу, но уточняют, что последнее слово всё-таки за мамой. Родители могут и наказать: в угол поставить, куда, правда, с опаской смотрят только малыши, для старших - свои «розги»: компьютер на две недели под запретом.
- Но самое строгое наказание, когда с нами мама не разговаривает. Значит, провинился сильно, - уже совсем доверительно рассказывают Денис и Кирилл. -
А ведь она с нами и в футбол может погонять в свободное время.
Дети расходятся по комнатам. Им ещё за уроки садиться. Мама идёт хлопотать на кухню. Ведь уклад любой семьи больше будничный, чем праздный.
Таксист, с которым долго искали затерянный в глубинке необычный детдом, на обратном пути спрашивает: «Ну что они с 12-ю делают-то?». Сразу представилось, как ласково прижимались к маме девчонки, как она хвалилась наградами детей. Что делают? Любят.

Юлия ЦИСАРЬ.