Волшебник экрана

6 Март 2014 711
Гарри Бардин
Гарри Бардин

Так известный на весь мир российский мультипликатор Гарри Бардин в шутку представился на одной из встреч с юными зрителями.

Трудно усомниться в доброте этого человека и в умении совершать чудеса, посмотрев его фильмы «Летучий корабль», «Чуча», «Серый волк энд Красная шапочка», «Гадкий утёнок». А ещё он большой выдумщик: в «Конфликте» оживают самые простые спички, в «Адажио» - оригами, в «Брэке» - пластилин.
После внушительных наград, среди которых  пять «Ник» (главный приз российской Академии кинематографии), его стали называть легендой отечественной мультипликации.
Сам Гарри Яковлевич считает, что главное - не награды, а удовольствие от работы.

- Гарри Яковлевич, начинали ведь вы с традиционной рисованной мультипликации - «Летучий корабль», «Дорожная сказка». Что заставило отойти от неё?

- Получилось всё само собой. Когда я придумал сюжет «Конфликта», понял, что эту философскую притчу о войне можно воплотить на экране только объёмным способом. Лучшим материалом для этого стали обычные спички. Они придали картине особую образность. А потом упал как-то взгляд на моток хорошей проволоки из алюминия, и родился персонаж, который строит из этой проволоки свой мир, а окружающие внешние силы ему мешают. Придумал название, написал сценарий, и получились «Выкрутасы».

- В Коктебеле во время «Волошинского сентября» вы показали школьникам три серии «Чучи», а взрослым - «Гадкого утёнка». Почему именно эти фильмы выбрали?

- Когда я в детской аудитории в Москве спрашиваю: «Кто из вас видел «Чучу»?»,  поднимается лес рук. В Коктебеле никто руку не поднял. И я понял, что власть самостийной Украины постаралась и сделала так, что здесь моих фильмов не знают. Поэтому я и показал юным коктебельцам все три картины о мальчике, который смастерил из старых ненужных вещей няню, о которой мечтал, и назвал её Чучей. И, как всегда бывает в сказках, Чуча ожила и стала самым близким человеком мальчику. Смотрели, замерев, в полной тишине. Взрослым показал «Гадкого утёнка», мне он очень дорог. Сегодня сам недоумеваю: как я эту глыбу свернул? 400 кукол. Два года длился только подготовительный период. На съёмки ушло, страшно произнести, шесть лет. Узнав, что буду снимать на музыку Петра Ильича Чайковского, многие на меня поглядывали весьма выразительно: не приболел ли? А вот мой друг Владимир Спиваков поверил в то, что это не будет издевательством над великим композитором и записал его музыку со своим знаменитым оркестром.

- Спиваков ведь не только музыку записал, но и озвучил роль Петуха. Как вам удалось его уговорить?

- Это Володя меня уговорил дать ему такую возможность. Правда, он просился озвучивать какого-нибудь доброго персонажа, но за неимением такового согласился на Петуха. А вы никого больше по голосу не узнали?

- Да как не узнать - Константин Райкин собственной персоной. Его же голосом Червячок вещает?

- Точно, его. Костя не только мой друг, но и своего рода талисман: почти в каждом моём фильме кого-то озвучивает. Перед тем как заговорить за Червячка, он у меня спросил: «А какая у него вообще-то сущность?». Недолго думая, говорю: «Это еврей, живущий в казарме чёрной сотни». Костя: «А можно я ему сделаю акцент еврейский?» Я: «Должен тебя огорчить - он русский».

- Вы и сами ведь попали в компанию знаменитых актёров, подаривших голоса обитателям птичьего двора?

- Не мог отказать себе в удовольствии поработать у микрофона с Юлией Рутберг, Владимиром Качаном, Арменом Джигарханяном и стал Селезнем-конферансье.

- А вы чему-то учитесь у таких знаменитых партнёров?

- Не без этого. От Володи Спивакова взял на вооружение очень хороший жизненный принцип. На вопрос, что в основе взаимоотношений в его оркестре, он ответил: «Мы любим друг друга, и все вместе любим музыку». Достойная формула жизни. А у Кости Райкина есть чудесное выражение: «Надо постоянно выпрыгивать Богу навстречу, чтобы он тебя заметил».

- Сколько же вы уже сняли фильмов?

- Заканчиваю 22-й. «Три мелодии». Это философские притчи, три темы, раскрыть смысл которых помогают «Элегия» Массне, «Рондо каприччиозо» Сен-Санса и «Летс май пипл гоу» Луи Армстронга. Длится фильм 20 минут, а делал я его два года.

- Вы ведь не только фильмы в Крым привезли, но и свою книгу «И вот наступило потом...». Расскажите о ней?

- Это мои  воспоминания, рассказы о людях, с которыми встречался, байки, накопившиеся за жизнь. Название мне подсказал внук Яша, который во время игры отдавал приказания игрушечным машинкам: «Потом ты поедешь сюда, потом туда...». Наконец, сделав долгую паузу, добавил: «И вот наступило потом». Я понял, что лучшего названия для своих воспоминаний не придумаю.

- Как относитесь к сверхпопулярным нынче фильмам о Шреке и им подобным? К «Маше и Медведю»...

- По мне так «Лунтик» и «Смешарики» ещё гаже. В «Маше и Медведе» хотя бы профессионализм есть. Я не в восторге от нашего полнометражного патриотического православного фильма «Три богатыря», сделанного по американским лекалам. И жаль, и досадно, что забыта отечественная традиция. Думаю, к ней вернётся новое поколение.

Досье

Кинорежиссёр, сценарист, продюсер Гарри Бардин родился 11 сентября 1941 года в Оренбурге. Профессию актёра получил в школе-студии им. В. В. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького.
С 1991 года - художественный руководитель киностудии «Стайер». Академик Национальной академии кинематографических искусств.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.